ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Организация охраны труда на предприятии с нуля: пошаговая инструкция

20.01.2023

Рядинская Юлия

Организация охраны труда на предприятии с нуля: пошаговая инструкция

В этой статье разберем 9 главных шагов по организации охраны труда на предприятии с нуля. Ответим: с чего начинается охрана труда, проведение суот, какая документация по охране труда должна быть на предприятии

Охрана труда

3 мин

Эта статья особенно пригодится начинающему специалисту по охране труда. В особенности, если он попал на предприятие, на котором до него не велась систематическая деятельность и документация по охране труда.

Охрана труда с чего начать. Шаг 1

Если вам не от кого принять дела и вам не передали никаких бумаг, то первое, что нужно сделать – это составить акт о том, что вам не передавали никаких документов. Этим вы обезопасите себя в случае, если документы все же существовали. Но вам о них не сообщили.

В акте укажите, что документов по охране труда у компании не имеется, и вы будете организовывать охрану труда с нуля. Далее этот приказ нужно подписать у руководителя и штатного юриста.

Обязательно проверьте, составлен ли приказ о вашем назначении на должность специалиста по охране труда.

Аудит охраны труда. Шаг 2

Если компания большая, то полезно провести аудит по охране труда. Аудит может быть внутренний и внешний. Для внешнего приглашаются специалисты сторонней организации, внутренний проводит сам специалист по охране труда. Но такой аудит может что-то упустить из-за неопытности специалиста или потому, что у него уже «замылился глаз».

Внешний аудит позволит в короткие сроки выявить все слабые места, недостатки документации, неисполнение каких-то распоряжений. Имея перед глазами всю картину, будет легче налаживать систему управления охраной труда.

Организация обучения сотрудников. Шаг 3

Следующим шагом специалиста будет выявление сотрудников, которые нуждаются в обучении охране труда. Для этого возьмите в отделе кадров штатную расстановку и по ней определите тех, кого нужно отправить на обучение. В первую очередь это будут руководители, которые должны заниматься инструктажами, проводить стажировку, проверять инструмент и выдавать наряды-допуски.

Составьте приказ о направлении сотрудников в учебный центр. А после того, как они пройдут обучение, составьте приказ о назначении их ответственными за проведение инструктажей по подразделениям.

Для обучения остальных сотрудников охране труда на предприятии, нужно будет оборудовать учебное место, одно на каждые 100 сотрудников, и снабдить его необходимыми учебными пособиями и материалами. Нужна будет и комиссия для проверки знаний работников. Составьте приказ о ее назначении и зафиксируйте порядок работы в положении о СУОТ.

Разработка документации по охране труда. Шаг 4

Эффективная система охраны труда начинается с разработки положения о систему управления охраной труда (СУОТ). Для этого можно использовать типовое положение, утвержденное Минтруда:

Но лучше всего не копировать стандартное положение. А детально расписать обязанности сотрудников с учетом специфики предприятия.

Составьте список локальных документов, которые необходимо иметь на предприятии. Он будет зависеть от количества работников, специфики деятельности предприятия. Наличия вредных факторов и так далее. Опираться можно на чек-листы ГИТ.

Вам нужно будет создать:

  • положения;
  • инструкции;
  • приказы;
  • программы обучения;
  • журналы.

Документацию ведите от даты вашего назначение, не оформляйте журналы задним числом, чтобы потом не было ненужных вопросов.

Помогите руководителям подразделений подготовить инструкции. Они лучше всего знают условия труда своих работников и могут вам сильно помочь в свою очередь. Пропишите эту обязанность в должностной инструкции руководителя.

Проведение спецоценки условий труда. Шаг 5

Пригласите специалистов независимой аккредитованной организации для проведения специальной оценки условий труда. Эксперты составят отчет для каждого рабочего места с рекомендациями для работодателя, отчета вы в том числе узнаете, нужно ли проводить медосмотр сотрудников.

📖
Читайте нашу статью о проведении СОУТ.

Организация медосмотров сотрудников. Шаг 6

По результатам отчета СОУТ составьте списки сотрудников, подлежащих медосмотру. Если же отчета пока нет, можно проводить медосмотр по факту присутствия вредных производственных факторов. В качестве опоры можно использовать Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

Контроль работы с СИЗ. Шаг 7

Проконтролируйте, как на предприятии ведется работа с СИЗ. При наличии вредных или опасных производственных факторов, например, особый температурный режим или загрязнение воздуха, использование СИЗ обязательно.

Средства индивидуальной защиты должны регулярно закупаться, выдаваться сотрудникам, храниться в надлежащих условиях. Пропишите эти обязанности в положении о СОУТ.

Оценка профессиональных рисков. Шаг 8

Для начала самостоятельно проведите визуальный осмотр территории предприятия. Все, что может потенциально грозить несчастным случаем, зафиксируйте и постарайтесь устранить нарушения.

Оценку рисков на предприятии может проводить комиссия, назначенная специальным приказом. Также для этого можно обратиться к сторонней организации, специализирующейся на оценке рисков.

Подготовка к проверке ГИТ. Шаг 9

На сайте ГИТ можно посмотреть план проверок на текущий год. Эта же информация есть в едином реестре надзорных мероприятий. В зависимости от категорий риска организации ее могут проверять от одного раза в шесть лет до двух раз в год.

Проверки также могут быть внеплановыми. На этот случай лучше составить план своей работы на год вперед и подготовить всю необходимую документацию. Не забывайте о постоянном контроле за соблюдением безопасных условий труда.

Определите, сколько ступеней контроля необходимо на вашем предприятии и введите ступенчатую систему контроля, в которую будут включены все сотрудники. Тогда система будет эффективной.

Где обучить сотрудников охране труда

Единый Всероссийский Институт  ЕВИДПО предлагает 70 программ обучения по охране труда. В кратчайшие сроки мы обучаем руководителей, преподавателей и повышаем квалификацию сотрудников для выполнения работ повышенной опасности.

По итогам обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации.

Как все сделать и ничего не упустить

  • Обезопасьте себя.
  • Оцените масштаб работы и составьте план на четыре квартала.
  • Организуйте обучение сотрудников.
  • Разработайте документацию.
  • Проведите спецоценку условий труда.
  • Организуйте медосмотры и работу с СИЗ.
  • Оцените профессиональные риски.
  • Подготовьтесь к будущим проверкам.

Посмотрите курсы обучения
Охрана труда

У нас Вы найдете 105 курс(ов)
по направлению

Охрана труда