ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Воспитательная работа 2024. Как составить план воспитательной работы классному руководителю

22.05.2023

Ферезанова Софья

Воспитательная работа 2024. Как составить план воспитательной работы классному руководителю

В статье подробно рассматриваются основные принципы, задачи и цели воспитательной работы, а также предлагаются шаги по составлению плана деятельности для классного руководителя. Для скачивания доступны готовые шаблоны плана для заполнения.

Школьная педагогика

7 мин

Воспитательная работа в школе играет важную роль в формировании нравственных и социальных ценностей учащихся. Каждый классный руководитель сталкивается с задачей создания эффективного плана воспитательной работы, который бы учитывал особенности и потребности конкретного класса.

Что такое план воспитательной работы педагога?

План имеет целью организацию педагогической работы, обеспечивая последовательность, систематичность, контролируемость и последовательность достижения результатов. В общем смысле, план представляет собой документ, определяющий содержание и порядок действий, объем и временные рамки деятельности. Он выполняет следующие функции:

  • направляющую, определяющую;
  • прогнозирующую;
  • координирующую, организаторскую;
  • контрольную;
  • репродуктивную (воспроизводящую).

Виды планов воспитательной работы

В современной школе используются, как правило, такие виды планов:

  1. Общешкольный, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых (кружка, секции, клуба, детской общественной организации, методобъединения классных руководителей и учителей-предметников, групп продленного дня и т.д.)
  1. Перспективный, календарный и перспективно-календарный.
  1. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю.
  1. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе, по реализации определенных задач и решению актуальных проблем школы.
  1. План воспитательного мероприятия (общешкольного, классного, группового).
  1. План работы по развитию индивидуальности учащихся (А.С. Макаренко: «программа человеческой личности»).

Требования к плану воспитательной работы

  • целенаправленность плана;
  • реальность;
  • применение различных форм работы;
  • творческий подход классного руководителя;
  • систематичность;
  • учет возрастных особенностей и интересов учащихся.
План воспитательной работы должен содержать конкретные и осуществимые воспитательные задачи, четкую структуру и последовательность действий, учет особенностей учащихся, использование разнообразных форм и методов работы, а также оценку результативности и коррекцию работы по мере необходимости.

Разделы плана воспитательной работы

План воспитательной работы классного руководителя состоит из шести разделов:

  1. Анализ воспитательной работы за прошлый год.
  1. Цели и задачи воспитательной деятельности.
  1. Основные дела и направления классного коллектива.
  1. Индивидуальная работа с учащимися.
  1. Работа с родителями.
  1. Изучение состояния и эффективности воспитательной работы в классе.

Цель плана воспитательной работы классного руководителя

Формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Создание оптимальных условий для воспитания и социализации обучающихся, проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе принципов самоуправления.

Задачи плана воспитательной работы

Задачи плана могут отличаться для каждого учебного коллектива, при составлении своего плана делайте упор на то, что вызывает набольшее количество трудностей на данный период времени.
  • создание школьной системы воспитания;
  • достижение оптимального уровня воспитанности учащихся;
  • гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов;
  • выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика;
  • содействие процессам самопознания и самостроительства личности учащихся, их нравственной самореализации;
  • поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
  • использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащихся значимости их физического и психического здоровья; формирование культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • создание условий для формирования трудолюбивой и любознательной личности, стремящейся овладеть знаниями истории своей Родины, культурными ценностями, созданными предыдущими поколениями, уважительно относящейся к нациям и народностям, населяющим наше село, область, страну;
  • на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений, желаний, создать максимум условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.

Направления плана воспитательной работы

Эти направления способствуют созданию благоприятной образовательной среды, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и достичь гармоничного развития:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание;
  1. Нравственное и духовное воспитание;
  1. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  1. Интеллектуальное воспитание;
  1. Здоровьесберегающее воспитание;
  1. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
  1. Культуротворческое и эстетическое воспитание;
  1. Правовое воспитание и культура безопасности;
  1. Воспитание семейных ценностей;
  1. Формирование коммуникативной культуры;
  1. Экологическое воспитание.

Анализ плана воспитательной работы класса

Основные разделы, необходимые для качественного анализа плана воспитательной работы класса за прошедший период:

  1. Воспитательные задачи, поставленные в прошлом учебном году (выполнены, не выполнены, причины невыполнения).
  1. Содержание воспитания (какие формировались привычки, способы мышления, знания, умения, навыки и т.д.).
  1. Использованные формы воспитательной работы (классные часы, собрания, экскурсии, КТД, работа с социумом и т.д.).
  1. Использованные методы воспитательной работы (личный пример, убеждение, требование, стимулирование, поручение, беседа, разъяснение, игра, соревнование, постановка перспективы и т.д.).
  1. Средства воспитания: детский воспитательный коллектив (сформированность общественного мнения, микроклимат в коллективе, традиции, наличие лидеров, неформальных групп и т.д.), система общественных отношений в школе, личность учителя, развитие ученического самоуправления (лидеры, эффективность).
  1. Анализ результативности индивидуальной воспитательной работы: с педагогически запущенными детьми (количество состоящих на учете, причина постановки на учет, снятых с учета, характеристика методов и приемов, использованных в работе), с детьми, не проявляющими заинтересованности в учебе, с одаренными детьми.
  1. Работа с педагогическим коллективом: количество посещенных уроков в классе, предъявление единых требований к воспитанникам, участие педагогов во внеурочной и внеклассной воспитательной работе класса, взаимодействие с руководителями кружков, спортивных секций, клубов.
  1. Работа с родителями: количество заседаний родительского комитета, количество родительских собраний, результативность проведения родительских собраний (уровень посещаемости родительских собраний), кто из родителей не был ни разу на собрании, какие вопросы в воспитательной работе класса интересовали родителей, посещено семей учащихся (общее количество), какие совместные дела были проведены детьми и родителями, с привлечением родителей, степень налаженности взаимодействия с семьей в единстве требований к учащимся
  1. Результативность воспитательной работы (Сравнение показателей за последние 2 года. Если есть расхождения задач и реальных результатов в сторону снижения показателей, указать причины): уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, результат участия в школьном конкурсе «Лучший класс года», результаты других проводимых диагностик.
  1. Задачи воспитательной работы на следующий учебный год.

Этапы создания плана воспитательной работы

  • Подготовительный этап: включает определение предмета и временных рамок, а также структурирование предмета.
  • Аналитический этап: предполагает анализ результатов и имеющегося опыта, проведение диагностики и обобщение полученных результатов.
  • Моделирующий этап: включает целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогнозирование результатов и распределение событий во времени.
  • Заключительный этап: связан с выбором структуры плана и его оформлением.

Обучение по педагогике

В университете ЕВИДПО можно пройти обучение или переподготовку в кратчайшие сроки по более, чем 70-ти курсам по направлению Педагогика, в том числе по курсу Современные подходы к организации воспитательного процесса в образовательной организации в условиях реализации ФГОС и многим другим.

По окончании вы получите диплом следующего образца:

Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика

У нас Вы найдете 127 курс(ов)
по направлению

Школьная педагогика