ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Гайд: Как подтвердить ОКВЭД в 2024

2024-07-16

Бухгалтерия

Гайд: Как подтвердить ОКВЭД в 2024

В статье разберем:

  1. Как заполнить заявление по форме Р24001
  2. Как подтвердить ОКВЭД?
  3. Как заполнить заявление на подтверждение ОКВЭД?
Мишаева Евгения

5 мин

При регистрации компании или ИП обязательно нужно указать виды деятельности на основе которых будет осуществляться ее функционирование. Для этого придется ознакомится с кодами ОКВЭД, ведь правильный выбор одного или нескольких из них позволит вам в будущем избежать спорных ситуаций.

Как определить деятельность по ОКВЭД? Как в последующем подтвердить основной вид экономической деятельности? Обо всем этом мы поговорим в данной статье. 

Как определить деятельность по ОКВЭД?

Немного о возможных изменениях:
Государственная дума приняла во втором чтении законопроект с изменениями в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «О страховании от несчастных случаев» и в ст. 5 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Поправки освобождают работодателей от обязанности подтверждать основной вид деятельности в целях установления тарифа по взносам на травматизм. Обязанность останется только у обособленных подразделений, имеющих банковские счета и перечисляющих выплаты физлицам. Предположительно он начнет действовать с 1 сентября 2024 года. 

До наступления грядущих изменений сохраняются старые правила подачи документации. К тому же, данная статья по прежнему будет полезна для руководителей обособленных подразделений, для которых новшества не сыграют существенной роли. 

ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Это справочник, где за каждым видом деятельности закреплён уникальный цифровой код.

Когда нужно подтверждать основной вид деятельности?
Заявление о подтверждении основного ОКВЭД страхователи подают каждый год кроме первого года деятельности. То есть в первый раз отчитаться надо на следующий год, после того как зарегистрировали бизнес. К примеру, дата регистрации компании — 20.02.2024. Заявление о подтверждении основного ОКВЭД надо отправить только в 2025 году.
Подтверждать основной ОКВЭД надо:

  • по организации в целом;
  • по каждому обособленному подразделению, если обособка зарегистрирована в территориальном СФР 

Нужно ли подтверждать ОКВЭД, если за отчетный период не было выручки?
Подтверждать основной вид деятельности должны все организации, которые работают больше года.
Если организация не вела деятельность, она все равно сдает справку и указывает нулевой доход. В этом случае ФСС сам установит вид деятельности по данным из ЕГРЮЛ. Как только организация возобновит работу, то будет платить взносы по этому тарифу.

За какой период подтверждается основной вид деятельности?
За 2023 год подтвердить основной вид деятельности было необходимо до 15 апреля 2024 года. В будущем году, соответственно, вам будет нужно отчитаться за 2024 год.

Как можно подтвердить основной вид деятельности?

  • через оператора в электронном виде;
  • лично сдать в СФР;
  • через МФЦ;

Как определить деятельность по ОКВЭД?
ОКВЭД определяется страхователем самостоятельно и носит заявительный характер. Основным видом экономической деятельности:

  • для коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг;
  • для некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.

Для этого нужно:

  • Посмотрите сумму доходов по каждому виду экономической деятельности без НДС.
  • Проверьте общую сумму дохода по всем видам деятельности, тоже без НДС.
  • Посчитайте долю доходов по каждому из видов вашей деятельности в общей сумме доходов.
  • Определите основной ОКВЭД. Им будет тот вид деятельности, который по результатам прошлого года имеет наибольшую долю в совокупных доходах вашей компании.

! На индивидуальных предпринимателей эта обязанность не распространяется, для них основным ОКВЭД автоматически признаётся код, который указан в ЕГРИП.

Для чего нужно подтверждать ОКВЭД?
Ежегодная процедура необходима для определения размера страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исходя из которого страхователь будет рассчитывать и уплачивать страховые взносы за своих сотрудников в текущем году. Чем выше класс профессионального риска, к которому относится ОВЭД страхователя, тем выше размер страхового тарифа.

Какие документы подтверждают ОКВЭД?

А) Заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности;
Б) Справку-подтверждение основного вида экономической деятельности;
В) Копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).

_! Пояснительная записка к балансу составляется бухгалтером в свободной форме, но справка подтверждение ОКВЭД и заявление оформляются на официальных бланках. Записка не входит в состав бухгалтерской отчетности и готовится только для представления заинтересованным лицам более полной картины дел в компании._

Какие данные включает пояснительная записка к бухгалтерскому балансу?

  • Общие данные компании (юридический адрес, среднегодовая численность персонала, ОКВЭД, сведения о директоре и т. д.).
  • Общие данные учетной политики.
  • Анализ текущих финансовых показателей деятельности фирмы:
    1) показатели выручки по видам деятельности 
    2) объемы затрат также по ОКВЭД или реализуемым продуктам;
    3) поступление инвестиционных, целевых, государственных денежных средств (субсидий, дотаций, грантов);
    4) описание и расшифровка крупных сделок, совершенных в компании;
    5) сведения о рисках.
  • Текстовые и табличные пояснения.

Справка подтверждение ОКВЭД. Нюансы заполнения.
Перед заполнением справки-подтверждения надо сделать предварительный расчёт, из которого следует, почему указанный вид деятельности является основным. Для этого нужны данные выручки (без НДС) по каждому направлению, которое ведёт компания.

Верхняя часть справки заполняется регистрационными данными компании:

  • полное наименование;
  • коды ИНН и ОГРН;
  • дата и места государственной регистрации;
  • дата начала ведения деятельности;
  • юридический адрес;
  • ФИО руководителя и главного бухгалтера;
  • средняя численность работников за отчётный год.

Ниже есть таблица, в которую надо внести данные по всем видам деятельности, которыми занимается организация. Для каждого направления подготовьте код по ОКВЭД, его полное наименование в соответствии с Классификатором и долю доходов в общем объеме товаров и услуг. Столбец 6 для коммерческих организаций не заполняют.

! Если окажется, что разные виды деятельности имеют одинаковую выручку, то основным выбирают тот ОКВЭД, у которого класс профессионального риска выше.

Заявление на подтверждение ОКВЭД

Чтобы подтвердить основной ОКВЭД, нужно подать в СФР заявление по форме из Приказа № 55: 

  • Указываем название территориального отделения СФР, 
  • Полное наименование страхователя, 
  • Регистрационный номер, который был присвоен СФР, 
  • Код своего территориального отделения Соцфонда
  • Отметку, является ли страхователь государственным или муниципальным учреждением.
  • Год, за который подтверждаете основной вид деятельности.
  • Укажите название основного вида деятельности и непосредственно код ОКВЭД
  • Заполните строку «Приложение" и укажите количество листов с приложениями. 
  • Подпишите заявление у руководителя компании или его уполномоченного представителя.

Что будет если не вовремя подтвердить ОКВЭД?
Территориальный орган СФР отнесет вашу организацию к тому виду деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в ЕГРЮЛ.

До 1 мая вам направят уведомление об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соответствующем этому классу профессионального риска.

Заявление на смену ОКВЭД

Когда нужно менять ОКВЭД?

  • Ваша фактическая деятельность уже не соответствует кодам, указанным в ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
  • Вы планируете новую деятельность, которой нет в выписке.
  • Произошли иные изменения, которыми вызвана необходимость заполнения заявления.

Для этого заполняем заявление на смену ОКВЭД по форме Р24001. Форма состоит из восьми листов. Во всех случаях заявитель заполняет первый (титульный) и последний лист. Кроме того, в зависимости от характера изменяемых сведений, заполняются отдельные листы для разных ситуаций.

  • лист «А» – при изменении имени и сведений о рождении иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • лист «Б» – заполняют при изменении гражданства физического лица;
  • листы «В, Г» – предназначены для указания сведений о месте пребывания в Российской Федерации иностранцев и апатридов;
  • листы «Д1 и Д2» – при исключении и добавлении кодов видов предпринимательской деятельности.

! Чаще всего это заявление подают для добавления ОКВЭД при развитии нового направления бизнеса предпринимателя. Что касается смены имени, фамилии или прописки россиянина, зарегистрированного в качестве ИП, то эти паспортные данные ФНС получает по каналам межведомственного взаимодействия. Самостоятельно сообщать об их изменении не надо.

! Если вид деятельности, которым вы решили заниматься находится в одной группе с основным и является подвидом, то изменять ОКВЭД не нужно.

Что будет, если указать ОКВЭД неправильно?

  • За работу по видам деятельности, которые не указаны при регистрации, ИП или директор компании может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. 
  • Возможная проверка от налоговой 
  • Блокировка счета банком. 
  • Могут возникнуть проблемы с контрагентами.

_! Ознакомится со списком действующих ОКВЭД можно здесь _

Обучение

Действующее законодательство стремительно меняется. Правила, которыми мы руководствовались еще вчера, в ближайшем будущем могут сойти на нет и остаться привычными лишь для отдельной группы лиц. Чтобы не упустить момент, когда новое станет настоящим, необходимо всесторонне подойти к вопросу. ЕВИДПО предлагает программу обучения по направлению “Бухгалтерия”. Обучения проходит дистанционно, что позволит вам освоить интересующую тему, не выходя из дома. 

Например курс Бухгалтерия. Внутренний контроль . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Выводы

  1. Чтобы подтвердить ОКВЭД нужны следующие документы: справка-подтверждение ОКВЭД, пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, заявление на подтверждение ОКВЭД.
  2. Чтобы изменить ОКВЭД нужно заполнить заявление по форме Р24001.
  3. Если указать ОКВЭД неправильно можно получить штраф или нарваться на налоговую проверку.

Посмотрите все курсы по направлению Бухгалтерия

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4