ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Гайд: инвентаризация на предприятии 2024

2024-12-16

Бухгалтерия

Гайд: инвентаризация на предприятии 2024

В статье рассмотрим, как ведется учет результатов проведения инвентаризации. 

Мишаева Евгения

6 мин

В 2024 году проведение инвентаризации становится еще более актуальным в связи с введением новых стандартов бухгалтерского учёта. Новые правила проведения инвентаризации, установленные ФСБУ 28/2023, станут обязательными для всех с 1 апреля 2025 года. В данной статье мы разберем:

  1. Как составляется приказ о проведении инвентаризации 2024?
  2. Как создается комиссия по проведению инвентаризации?
  3. Как заполняется ведомость ИНВ 26?
  4. Какие бухгалтерские проводки по результатам инвентаризации используются?
  5. Какой акт о проведении инвентаризации заполняется в случае расхождений?

Порядок проведения инвентаризации в организации

В общем смысле закон об инвентаризации на предприятии включает в себя несколько нормативных актов, каждый из которых регулирует те или иные положения, касаемо данной процедуры. Сюда входят:

  1.  Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  2. Положение, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н;
  3. Методические указания, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.95 № 49, далее — Методические указания.

Инвентаризация представляет собой процесс проверки и сопоставления данных бухгалтерского учета с фактическим наличием материальных и нематериальных активов предприятия. Она позволяет выявить расхождения, ошибки в учёте, а также предотвратить возможные злоупотребления. Инвентаризация помогает подтвердить, что все активы, указанные в бухгалтерском учете, действительно присутствуют на балансе предприятия. Для многих предприятий введение нового стандарта потребует изменений в организационной структуре и бухгалтерских системах. Поэтому начать работать над внедрением новых требований следует в ближайшее время.

Кто является инициатором инвентаризации? 
Причины и периодичность проведения добровольных инвентаризаций устанавливает руководитель компании.

Процесс проведения инвентаризации складывается из следующих стадий:

  1. Создание комиссии.
  2. Получение данных о движениях за последний период
  3. Сбор расписок(Делается это заблаговременно до начала процесса. В ней указывается, что все накладные на поступление и списание были сданы в бухгалтерию.)
  4. Проверка наличия и состояния(Определение количества и наименования предметов, фактически находящихся на вверенной территории)
  5. Сверка(После установления фактического состояния активов происходит сравнение с балансом предприятия.)
  6. Сведение(Всем участникам предстоит прийти к общему заключению на заседании после завершения деятельности)
  7. Утверждение(Все акты/ведомости, на основании которых комиссия вынесла заключение, передаются директору на подпись.)
  8. Отчетность(Результаты инвентаризации находят свое отражение на бухгалтерских документах).

    Когда проводится инвентаризация на предприятии?

  • Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. 
    Проводится полная инвентаризация по состоянию на 31 декабря, за исключением ОС, НМА, запасов, капвложений, по которым инвентаризация уже была проведена в четвертом квартале отчетного года (не ранее 1 октября). 

  • При реорганизации и ликвидации компании. 
    Проводится по всем объектам перед составлением передаточного акта (разделительного баланса), промежуточного ликвидационного баланса.

  • При продаже, передаче (возврате) активов в аренду, управление, безвозмездное пользование. 

  • При смене материально ответственного работника или руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более половины сотрудников, несущих коллективную материальную ответственность. 
    Проводится по состоянию на день приема-передачи дел в отношении объектов, по которым предусмотрена матответственность соответствующих лиц.

  • По требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады), несущих коллективную матответственность. 
    Проводится в отношении соответствующих объектов после предъявления такого требования.

  • В случае утраты, порчи активов. 
    Проводится по факту обнаружения недостач, хищений, повреждений и т.п. в отношении объектов, непосредственно связанных с такими случаями.

  • При чрезвычайных ситуациях (пожаре, аварии, стихийном бедствии и т.п.). 
    Проводится по соответствующим объектам сразу по окончании чрезвычайного события, если это возможно.

! Для каждого из случаев предусмотрели свой срок инвентаризации. Так, при передаче в аренду это момент непосредственно перед передачей.

Приказ о проведении инвентаризации

Приказ об инвентаризационной комиссии обычно составляется в начале каждого года, и утвержденный состав комиссии проводит плановые и внеплановые проверки в течение всего года, без дополнительных уточнений членов комиссии. Для особых проверок состав комиссии может быть изменен и утвержден отдельным приказом. Чтобы каждый раз не составлять распорядительные документы, для проведения обязательных инвентаризаций из штата сотрудников предприятия в начале каждого года приказом назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

Кто проводит инвентаризацию на предприятии?
Члены постоянной комиссии.В состав постоянной комиссии обычно включают руководство и специалистов финансового подразделения, нематериально ответственных руководителей или специалистов профильных подразделений, специалистов служб внутреннего аудита, контроля и безопасности.

По какой форме составляется приказ?
Данный приказ может быть сформирован в произвольной форме, предусматривающей наличие всех информационно важных реквизитов. Большинство предприятий составляет такой приказ по форме ИНВ-22

Что должно быть в приказе?
В приказе о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии должно быть указано:

  • дата и номер приказа;
  • состав — председатель и члены комиссии с указанием должностей и Ф. И. О. сотрудников;
  • на какие случаи распространяются функции комиссии — обязательные годовые инвентаризации, при смене материально ответственных лиц и прочее;
  • какими нормативными актами руководствуется комиссия — внутренним Положением, Методическими указаниями Минфина (утв. приказом № 49 от 13.06.1995) и др.;
  • срок действия комиссии в утвержденном составе — обычно 1 год.

Комиссия по проведению инвентаризации

Какова роль членов комиссии?
В состав постоянной комиссии обычно включают руководство и специалистов финансового подразделения, не материально ответственных руководителей или специалистов профильных подразделений, специалистов служб внутреннего аудита, контроля и безопасности.

Во время инвентаризации члены комиссии используют специальные сличительные ведомости, где напротив наименования каждого объекта проверки ставится количество (сумма) по данным бухгалтерского учета и количество, установленное при подсчете комиссией. По этим данным затем заполняются инвентаризационные описи и акты инвентаризации, где указываются все расхождения в количественном и суммовом выражении. Затем все оформленные документы передаются в бухгалтерию или финансовое подразделение для отражения результатов инвентаризации в учете.

Какие бланки используются?
Для каждого типа ценностей и обязательств существуют отдельные бланки инвентаризационных описей:

  • ИНВ-1 — для ОС;
  • ИНВ-3 — для ТМЦ;
  • ИНВ-4 — для отгруженных товаров;
  • ИНВ-6 — для товаров и материалов в пути;
  • ИНВ-15 — для наличных денежных средств;
  • ИНВ-16 — для ценных бумаг и БСО;
  • ИНВ-17 — для проверки расчетов с контрагентами.

!Результаты проведения инвентаризации фиксируются в ведомости результатов по форме ИНВ-26.

Заполняем ведомость ИНВ 26
Ведомость на базе формы ИНВ-26 включает в себя такие сведения, как:

  • название счета бухучета, данные которого используются для выявления излишков или недостач;
  • номер соответствующего счета;
  • сведения об обнаруженных излишках или недостачах;
  • данные об испорченном имуществе, выявленном в ходе инвентаризации;
  • сведения о зачете недостач и испорченного имущества по пересортице;
  • сведения о списании недостач и испорченного имущества в пределах принятых норм естественной убыли ресурсов (либо сверх соответствующих норм);
  • сведения об отнесении недостач и испорченного имущества на виновных лиц.

Бухгалтерские проводки при инвентаризации

  • Если во время проверки выявлены излишки, то бухгалтер сформирует проводку: Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.

  • Если же обнаружена недостача, то сначала следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом недостающих ценностей. Если это естественная убыль, то далее следует проводка: Дт 20, 23, 44  Кт 94 — списана стоимость ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

  • Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись: Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на матответственное лицо.

  • Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц:Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.

  • Виновное лицо может самостоятельно внести деньги в кассу компании для погашения долга:Дт 50 Кт 73 — материальное лицо внесло деньги в кассу для погашения долга.

  • Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.

Какой акт о проведении инвентаризации заполняется в случае расхождений?
Если при проверке выявлены излишки в данных бухучета от реального наличия имущества, комиссия заводит сличительные ведомости по бланку:

  • ИНВ-18 — для ОС;
  • ИНВ-19 — для ТМЦ.

Такие ведомости составляются в двух экземплярах: для бухгалтерии и матответственного лица, которое должно письменно пояснить причину расхождений.

Расхождения могут быть следующих видов:

  • Излишки — зачисляются на сч. 91 в корреспонденции со счетом учета имущества по рыночным ценам 
  • Недостача — может быть в рамках естественной убыли — тогда ее относят на счета затрат. Сверхнормативная убыль списывается за счет виновных лиц.

Обучение

Чтобы быть в курсе всех новшеств в бухгалтерском деле необходимо постоянно обновлять багаж знаний. В изучении нового материал может помочь ЕВИДПО. Более 20 курсов по направлению “Бухгалтерия”. Обучение проходит дистанционно, что позволит вам освоить интересующую тему, не выходя из дома.

Например курс Бухгалтерия. Внутренний контроль . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Выводы

  1. Результаты проведения инвентаризации фиксируются в ведомости результатов по форме ИНВ-26.
  2. В общем смысле Закон о проведении инвентаризации включает в себя несколько нормативных актов, каждый из которых регулирует те или иные положения, касаемо данной процедуры.
  3. Приказ об инвентаризационной комиссии обычно составляется в начале каждого года, и утвержденный состав комиссии.

Посмотрите все курсы по направлению Бухгалтерия

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4