Главная страница > База знаний > Гайд: инвентаризация на предприятии 2024
2024-12-16
Бухгалтерия
В статье рассмотрим, как ведется учет результатов проведения инвентаризации.
6 мин
В 2024 году проведение инвентаризации становится еще более актуальным в связи с введением новых стандартов бухгалтерского учёта. Новые правила проведения инвентаризации, установленные ФСБУ 28/2023, станут обязательными для всех с 1 апреля 2025 года. В данной статье мы разберем:
В общем смысле закон об инвентаризации на предприятии включает в себя несколько нормативных актов, каждый из которых регулирует те или иные положения, касаемо данной процедуры. Сюда входят:
Инвентаризация представляет собой процесс проверки и сопоставления данных бухгалтерского учета с фактическим наличием материальных и нематериальных активов предприятия. Она позволяет выявить расхождения, ошибки в учёте, а также предотвратить возможные злоупотребления. Инвентаризация помогает подтвердить, что все активы, указанные в бухгалтерском учете, действительно присутствуют на балансе предприятия. Для многих предприятий введение нового стандарта потребует изменений в организационной структуре и бухгалтерских системах. Поэтому начать работать над внедрением новых требований следует в ближайшее время.
Кто является инициатором инвентаризации?
Причины и периодичность проведения добровольных инвентаризаций устанавливает руководитель компании.
Процесс проведения инвентаризации складывается из следующих стадий:
Когда проводится инвентаризация на предприятии?
Перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Проводится полная инвентаризация по состоянию на 31 декабря, за исключением ОС, НМА, запасов, капвложений, по которым инвентаризация уже была проведена в четвертом квартале отчетного года (не ранее 1 октября).
При реорганизации и ликвидации компании.
Проводится по всем объектам перед составлением передаточного акта (разделительного баланса), промежуточного ликвидационного баланса.
При продаже, передаче (возврате) активов в аренду, управление, безвозмездное пользование.
При смене материально ответственного работника или руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более половины сотрудников, несущих коллективную материальную ответственность.
Проводится по состоянию на день приема-передачи дел в отношении объектов, по которым предусмотрена матответственность соответствующих лиц.
По требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады), несущих коллективную матответственность.
Проводится в отношении соответствующих объектов после предъявления такого требования.
В случае утраты, порчи активов.
Проводится по факту обнаружения недостач, хищений, повреждений и т.п. в отношении объектов, непосредственно связанных с такими случаями.
При чрезвычайных ситуациях (пожаре, аварии, стихийном бедствии и т.п.).
Проводится по соответствующим объектам сразу по окончании чрезвычайного события, если это возможно.
! Для каждого из случаев предусмотрели свой срок инвентаризации. Так, при передаче в аренду это момент непосредственно перед передачей.
Приказ об инвентаризационной комиссии обычно составляется в начале каждого года, и утвержденный состав комиссии проводит плановые и внеплановые проверки в течение всего года, без дополнительных уточнений членов комиссии. Для особых проверок состав комиссии может быть изменен и утвержден отдельным приказом. Чтобы каждый раз не составлять распорядительные документы, для проведения обязательных инвентаризаций из штата сотрудников предприятия в начале каждого года приказом назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Кто проводит инвентаризацию на предприятии?
Члены постоянной комиссии.В состав постоянной комиссии обычно включают руководство и специалистов финансового подразделения, нематериально ответственных руководителей или специалистов профильных подразделений, специалистов служб внутреннего аудита, контроля и безопасности.
По какой форме составляется приказ?
Данный приказ может быть сформирован в произвольной форме, предусматривающей наличие всех информационно важных реквизитов. Большинство предприятий составляет такой приказ по форме ИНВ-22
Что должно быть в приказе?
В приказе о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии должно быть указано:
Какова роль членов комиссии?
В состав постоянной комиссии обычно включают руководство и специалистов финансового подразделения, не материально ответственных руководителей или специалистов профильных подразделений, специалистов служб внутреннего аудита, контроля и безопасности.
Во время инвентаризации члены комиссии используют специальные сличительные ведомости, где напротив наименования каждого объекта проверки ставится количество (сумма) по данным бухгалтерского учета и количество, установленное при подсчете комиссией. По этим данным затем заполняются инвентаризационные описи и акты инвентаризации, где указываются все расхождения в количественном и суммовом выражении. Затем все оформленные документы передаются в бухгалтерию или финансовое подразделение для отражения результатов инвентаризации в учете.
Какие бланки используются?
Для каждого типа ценностей и обязательств существуют отдельные бланки инвентаризационных описей:
!Результаты проведения инвентаризации фиксируются в ведомости результатов по форме ИНВ-26.
Заполняем ведомость ИНВ 26
Ведомость на базе формы ИНВ-26 включает в себя такие сведения, как:
Если во время проверки выявлены излишки, то бухгалтер сформирует проводку: Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.
Если же обнаружена недостача, то сначала следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом недостающих ценностей. Если это естественная убыль, то далее следует проводка: Дт 20, 23, 44 Кт 94 — списана стоимость ТМЦ в пределах норм естественной убыли.
Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись: Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на матответственное лицо.
Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц:Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.
Виновное лицо может самостоятельно внести деньги в кассу компании для погашения долга:Дт 50 Кт 73 — материальное лицо внесло деньги в кассу для погашения долга.
Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.
Какой акт о проведении инвентаризации заполняется в случае расхождений?
Если при проверке выявлены излишки в данных бухучета от реального наличия имущества, комиссия заводит сличительные ведомости по бланку:
Такие ведомости составляются в двух экземплярах: для бухгалтерии и матответственного лица, которое должно письменно пояснить причину расхождений.
Расхождения могут быть следующих видов:
Чтобы быть в курсе всех новшеств в бухгалтерском деле необходимо постоянно обновлять багаж знаний. В изучении нового материал может помочь ЕВИДПО. Более 20 курсов по направлению “Бухгалтерия”. Обучение проходит дистанционно, что позволит вам освоить интересующую тему, не выходя из дома.
Например курс Бухгалтерия. Внутренний контроль . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Посмотрите все курсы по направлению Бухгалтерия
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4
АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»
ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00
© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ