ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Гайд: приостановка деятельности предприятия

2024-11-21

Предпринимательство

Гайд: приостановка деятельности предприятия

В статье разберем как оформить приостановку деятельности ООО.

Мишаева Евгения

5 мин

Наличие бизнеса обусловлено не только подъемами, но и падениями. когда деятельность по тем или иным причинам терпит неудачу можно приостановить деятельность предприятия для устранения негативных причин. В данной статье мы разберем:

  • Как действовать в случае приостановки деятельности?
  • Как произвести оформление простоя?
  • Какие могут быть причины приостановки деятельности предприятия?

Как оформить приостановку деятельности ООО?

Приостановка деятельности ООО — это временная мера, которая позволяет компании остановить свою работу, сохранив при этом юридическое лицо. 

Рассмотрим, причины приостановки деятельности: 

  1. Временная приостановка работы по причинам экономического характера. Если у компании временно отсутствуют заказы или недостаточно средств для продолжения работы, но предвидится надежда на улучшение ситуации в будущем, прекращение работы на время может быть оправданной мерой.
  2. Для компаний, которые работают в определенные сезоны, остановка работы в неактивные периоды поможет сэкономить ресурсы и избежать лишних затрат.
  3. Иногда предприятия прерывают выпуск продукции для того, чтобы провести внутреннюю реорганизацию.
  4. Возникновение чрезвычайных обстоятельств, во время которых обеспечить прежнее функционирование бизнеса не представляется возможным. Например, эпидемии.

Процесс приостановки деятельности предприятия выглядит следующим образом:
1) Принятие решения о приостановлении деятельности.

2) Издать приказ о приостановки деятельности предприятия путем созыва общего собрания учредителей.

3) Уведомление сотрудников о приостановлении деятельности предприятия. Сбор подписей каждого сотрудника об ознакомлении с приказом. 

4) Проведение переговоров с сотрудниками чтобы урегулировать ваши правоотношения. На этом этапе необходимо прийти к одному из следующих решений:

  • расторжение трудового договора
  • оформление отпуска без сохранения заработной платы
  • оформление простоя

5) Направление уведомления в ФНС.

6) Внесение изменений в ЕГРЮЛ. Это делается через налоговую инспекцию. Подайте заявление по форме Р14001, указав причину приостановки.

7) Подайте бухгалтерскую отчетность и закройте отчетный период.

8) Приостановите операции по расчетным счетам, для этого нужно оповестить банк о своем намерении.

9) Уведомите контрагентов и сотрудников о временной приостановке работы, чтобы избежать недоразумений и нарушений договорных обязательств.

10) Оповестите арендодателей о приостановке ООО. 

В случае приостановки деятельности, при отсутствии у  ООО сотрудников, и договорных обязательств, консервацию деятельности довольно легко осуществить, необходимо подавать нулевую отчетность, и после устранения причин ООО может возобновить работу.

Если же предприятие работающее, но собственники решают, что необходимо на какое-то время приостановить деятельность, то надо провести комплекс мероприятий:

  • аудит договорных обязательств;
  • проверку расчетов с работниками;
  • сверку расчетов с бюджетом.

То есть организации необходимо расторгнуть договоры с контрагентами или оценить обязательные платежи в случае невозможности расторжения. Например, договор аренды офиса без права расторжения в одностороннем порядке означает, что арендные платежи необходимо будет вносить вне зависимости от работы ООО. Уменьшить размер арендной платы можно только по договорённости с арендодателем. Невнесение позволит взыскать стоимость аренды и пени.

Приказ о приостановки деятельности предприятия

Приказ о приостановки деятельности предприятия должен содержать:

  1. причину приостановления деятельности;
  2. дату начала приостановления деятельности;
  3. дату окончания приостановления деятельности;
  4. подпись исполнительного органа компании и печать (если используется).

С приказом о приостановки деятельности предприятия необходимо ознакомить под подпись всех работников организации.

При этом, в случае если установленный в приказе срок приостановления деятельности продлевается или сокращается, издается отдельный приказ об изменении сроков.

Подписывает распоряжение руководитель компании, а также все лица, которые являются ответственными за исполнение положений приказа. К таким лицам обычно относят главного бухгалтера и начальника отдела кадров. К обязанностям первого относят начисление оплаты за время простоя, а к обязанностям второго – уведомление сотрудников о простое и ознакомление их с данным приказом.

Также в приказе могут прописываться указания работодателя по устранению причин простоя и по возобновлению работы с окончанием периода приостановления. Кроме того, в  указываться решение руководителя по нахождению или отсутствию работников на своем рабочем месте в период простоя.

На какой срок можно приостановить деятельность?
Максимальный срок приостановки деятельности ООО без ликвидации — один год. В противном случае, даже при отсутствии какой-либо прибыли в указанный период (поступлений денежных средств на расчетный счет) и регулярного предоставления нулевой отчетности, инспекция ФНС имеет право требовать ликвидации компании в судебном порядке.

! Временно неработающее юридическое лицо на законных основаниях продолжает существовать в юридическом поле, числиться в реестре ЕГРЮЛ, пользоваться счетами в банковских структурах и кредиторов. Предприятие полностью освобождено от расходов и доходов, не осуществляет налоговые отчисления и любые другие взносы. Подобная мера довольно часто помогает организациям пережить трудные времена с финансами, экономическим кризисом, собственными делами, и остаться на плаву в сфере своей деятельности.

Оформление простоя при приостановки деятельности предприятия

Когда причину приостановки обнаруживает работник, он об этом в письменном виде обязан сообщить работодателю. Это можно сделать в докладной записке или обычным заявлением. Руководитель в свою очередь издает приказ о простое, где указываются причины простоя, гарантии сотрудникам, а также подразделение, в котором происходит приостановление работы.

Обязанностью работодателя являются учет рабочего времени, включая и времени, неотработанного работниками. В соответствии с этим, в табеле учета рабочего времени следует зафиксировать время фактического приостановления деятельности. Крупные компании могут заводить дополнительные документы для учета простоя (например, специальный журнал учета простоев).

Работников нельзя уволить только потому, что собственник бизнеса принял такое решение. Увольнение по инициативе работодателя возможно только в случаях, установленных законодательством (ст. 81 ТК РФ), и при соблюдении процедуры увольнения, в частности, предупреждение за два месяца, выплата выходных пособий.

Поэтому если предприятие работающее, то понадобится время и проработка процедуры, чтобы реализовать прекращение деятельности ООО без ликвидации.

!Если причиной простоя явилась вина работодателя или независящие от сторон причины, то трудовым законодательством предусмотрена выплата в размере 2/3 от средней зарплаты сотрудника за каждый день простоя. Но, в отраслевых или локальных нормативных документах компании может предусматриваться и другой порядок оплаты простоя. Но результат, полученный при данном расчете не должен уступать тому, что предусмотрен ТК РФ.

Как оплачивается заработная плата сотрудникам?
С точки зрения трудового законодательства, временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера является простоем. Соответственно, время приостановки должно оплачиваться работникам в соответствии со ст 157 ТК РФ:

  • при наличии вины работодателя – в размере не менее 2/3 среднего заработка;
  • по обстоятельствам, не зависящим от работодателя и работника – не меньше 2/3 оклада или тарифной сетки;
  • по вине работника – не оплачивается.

Простой можно оформить отдельным приказом или включить этот пункт в приказ о приостановлении деятельности. В этом документе следует указать:

  • дату начала простоя,
  • причину,
  • размер выплат работникам,
  • дату окончания простоя (если она неизвестна, можно исключить этот пункт, но в дальнейшем потребуется издание нового приказа об окончании времени простоя).

С приказом должны быть ознакомлены работники. В табеле учёта рабочего времени в период простоя проставляются соответствующие отметки.

! Во время приостановки компания также обязана нести расходы по содержанию принадлежащего ей имущества, оплате коммунальных услуг и других подобных платежей.

Приостановка деятельности ООО. Плюсы и минусы

Плюсы приостановления деятельности:

  1. Организация получает дополнительное время на изыскание ресурсов для восстановления деятельности, минимизируя расходы на обеспечение своей деятельности.
  2. Возможность перепрофилировать деятельность и изменить бизнес-процесс без затрат на ликвидацию.
  3. Приостановить деятельность можно быстрее, чем ликвидировать организацию
  4. Организация остается на рынке. После возобновления деятельности уровень доверия к ней будет выше по сравнению с недавно созданным юрлицом.

Минусы приостановления деятельности:

  1. Риск принудительной ликвидации организации — ФНС может принять решение ликвидировать организацию в случае, если деятельность приостановлена более, чем на год, и отчетность не сдается.
  2. Приостановка работы организации, не связанная с объективными экономическими процессами, может повлечь административную и уголовную ответственность, особенно в случаях, когда приостановление деятельности произведено с нарушениями законодательства и прав третьих лиц.

В случае приостановки деятельности предприятия необходимо сдать следующую отчетность:

  1. Если в период приостановки деятельности нет движения денежных средств по расчетным счетам и кассе, нет объектов обложения по налогу на прибыль и НДС, бухгалтеру достаточно ежеквартально сдавать в ИФНС единую (упрощенную) налоговую декларацию.
  2. Расчет по форме 6-НДФЛ сдают все компании, которые выступают в роли налоговых агентов и выплачивают работникам зарплату или иное вознаграждение за труд. Если компания ничего работникам не выплачивала, у нее нет обязанностей налогового агента. Поэтому, расчеты по форме 6-НДФЛ и 2-НДФЛ нужно сдавать только в том случае, если компания в период приостановки деятельности продолжает выплачивать работникам зарплату. Что бывает крайне редко.
  3. Расчет по страховым взносам сдается ежеквартально, вне зависимости от того, есть у компании наемные работники или нет; работает она или приостановила деятельность. Если компания не работает и не выплачивает работникам ни зарплату, ни иное вознаграждение, она обязана представлять в налоговую Расчет с нулевыми показателями (РСВ). С 2023 года РСВ нужно сдавать в ИФНС до 25 числа, следующего за расчетным периодом . За 2024 год — до 25 января 2025 года.
  4. Приостановление деятельности не освобождает организацию от обязанности сдавать сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета
  5. Отчетность в Соцфонд необходимо сдавать, даже если у компании нет работников, и зарплата никому не выплачивалась.

После приостановки деятельности
После оформления приостановки важно не терять контроль над компанией и следовать определенным шагам для того, чтобы поддерживать ее статус и планировать возможное возобновление деятельности. Вот, что можно предпринять:

  1. Сохраняйте отчетность. Даже если компания не ведет активной деятельности, необходимо сдавать нулевую отчетность в налоговую инспекцию и фонды. Например, сдавайте нулевые декларации по НДС и налогу на прибыль.
  2. Оплачивайте обязательные платежи. Например, налоги на имущество и земельный налог.
  3. Сохраняйте документы. Это важно для проверки и возможного возобновления деятельности. Организуйте архив документов в офисе или на облачном сервисе.
  4. Обновляйте учредительные документы. Если в период приостановки произошли изменения в законодательстве, нужно обновить учредительные документы в соответствии с новыми требованиями. Внесите изменения в устав компании, если это нужно.

!В случае приостановки деятельности предприятия происходит сдача нулевой бухгалтерской отчетности.  

Обучение

Не всегда дела идут в гору. Чтобы найти верное решение и выйти из ситуации с наименьшими потерями, необходимо обладать недюжинным багажом знаний. ЕВИДПО предлагает программу обучения по направлению “Предпринимательство”. Обучение проходит дистанционно, что позволит освоить интересующую вас тему, не выходя из дома. 

Например курс Юридическо-правовые аспекты ведения бизнеса . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Выводы

  1. Ст. 157 ТК регулирует оформление простоя, возникшего по тем или иным причинам, в том числе при приостановке деятельности предприятия.
  2. Причины приостановки деятельности предприятия могут быть, как экономического, так и техногенного характера в случае ЧС.
  3. Форма № Р14001 предназначена для внесения изменений в сведения об организации, содержащиеся в ЕГРЮЛ, но при этом изменения не должны быть связаны с изменением устава. 
  4. В случае приостановки деятельности общим собранием издается приказ о приостановке деятельности.
  5. Даже если компания не ведет активной деятельности необходима сдача нулевой бухгалтерской отчетности.

Посмотрите все курсы по направлению Предпринимательство

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4