ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Гайд: факторинг для бизнеса

2025-05-22

Предпринимательство

Гайд: факторинг для бизнеса

В статье разберем, как оформить факторинг.

Мишаева Евгения

7 мин

Факторинг давно перестал быть экзотическим финансовым инструментом, доступным только крупным международным компаниям. Сегодня это удобный и эффективный способ управления денежными потоками, который может существенно помочь бизнесу любого масштаба.В данной статье мы разберем:
1.Как оформить факторинг.
2.Преимущества и недостатки факторинга.
3.Какие документы нужны для факторинга?
4.Как отразить факторинг в бухучете?
5.Договор факторинга и кредитный договор. Разница и преимущества.

Факторинг для бизнеса

Факторинг — это финансовая услуга, при которой компания продает свои неоплаченные счета (право требования долга) факторинговой компании или банку по сниженной цене. 
Т.е. у вас имеется поставщик, который не оплатил выставленный счет. Вы обращаетесь в факторинговую компанию - передаете ей право требовать от должника долг, а сами получаете выплату по этому долгу. Логичный вопрос: “ В чем подвох и чем это выгодно самой организации?”. 

Преимущества и недостатки факторинга
Преимущества факторинга:

  • Быстрое получение средств: компания получает деньги практически сразу после передачи задолженности, что улучшает её финансовое положение.
  • Факторинг помогает сгладить колебания в поступлении денежных средств и обеспечить стабильность.
  • Снижение рисков неоплаты: факторинговая компания берет на себя риски неоплаты или просрочки платежей со стороны дебиторов.
  • Оптимизация рабочего капитала: бизнес может использовать средства, которые ранее были «заморожены» в дебиторской задолженности, для развития и расширения.
  • Отсутствие залога: в отличие от кредитов, факторинг не требует залога, что делает его более доступным для малого и среднего бизнеса.
    Недостатки факторинга:
  • Стоимость услуги: факторинг может быть дороже, чем другие источники финансирования, так как включает комиссию за обслуживание и процент за пользование средствами.
  • Потеря контроля над дебиторской задолженностью: передавая задолженность фактору, компания теряет некоторый контроль над управлением своими финансами.
  • Требования к клиентам: факторинговые компании могут предъявлять определенные требования к дебиторам, что может ограничить выбор партнёров.

Куда обратиться за предоставлением услуг факторинга?
Банк, микрофинансовая организация или факторинговая компания.

Как оформить факторинг?

Для оформления факторинга необходимо:

  1. Выбрать факторинговую компанию или банк, который предоставляет такие услуги.
  2. Подготовить необходимые документы (список документов может варьироваться, но обычно требуется базовый пакет).
  3. Подать заявку на факторинг и дождаться одобрения.
  4. Заключить договор с факторинговой компанией.
  5. Передать права на дебиторскую задолженность фактору.
    !Факторинг допускает только безналичный расчет

Какие документы нужны для факторинга?

Для юридического лица:

  1. Заявление на предоставление факторинговых услуг.
  2. Учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации юридического лица).
  3. Бухгалтерская отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках за последний период).
  4. Договоры с контрагентами, по которым планируется передача дебиторской задолженности.
  5. Списки дебиторов и информация о суммах задолженностей.
  6. Реквизиты расчетных счетов.
  7. Справка о постановке на учет в налоговых органах и статистических службах.
  8. Документы, подтверждающие полномочия лица, подписывающего договор (например, приказ о назначении директора).

Для индивидуального предпринимателя:

  1. Заявление на предоставление факторинговых услуг.
  2. Копия свидетельства о государственной регистрации ИП.
  3. ИНН и ОГРНИП.
  4. Бухгалтерская отчётность (книга учёта доходов и расходов, декларации о доходах).
  5. Договоры с контрагентами, по которым планируется передача дебиторской задолженности.
  6. Списки дебиторов и информация о суммах задолженностей.
  7. Реквизиты расчётного счёта ИП.

В каких случаях могут отказать в факторинге?

  • плохая кредитная история компании или ее дебиторов;
  • недостаточная финансовая устойчивость компании;
  • несоответствие требованиям факторинговой компании (например, по размеру бизнеса или отрасли);
  • наличие юридических проблем или споров с контрагентами;
  • отсутствие необходимых документов или предоставление недостоверной информации.

!Срок рассмотрения предъявленных документов — до 7 рабочих дней.

Сколько денежных средств можно вернуть по факторингу?

  1. Стандартный размер финансирования - 80-90% от суммы дебиторской задолженности
  2. Максимальный уровень может достигать 100% (в особых случаях)
  3. Минимальный уровень - от 70% (для новых клиентов)

Сколько стоит факторинг?
На стоимость факторинга влияет минимум три фактора:

  1. Размер финансирования (до 90 % от оплаты поставки). Как правило, большая часть выдается авансом, а остаточная — после погашения дебитором задолженности.
  2. Длительный период отсрочки платежа (до 180 дней). Чем он больше, тем выше стоимость. При факторинге с регрессом есть льготный период до месяца, что делает размер ставки чуть меньше.
  3. Количество дебиторов. Чем больше покупателей — тем ниже ставка.

Пример расчета факторинга

Формула:
Факторинг= стоимость факторинга=(Сумма задолженности×Процентная ставка×(Срок финансирования / 365))+Дополнительные комиссии

Рассмотрим пример расчета факторинга для компании, которая продает товары на сумму 2 млн.руб. с отсрочкой платежа на 90 дней.
Факторинговая компания готова профинансировать 75% от этой суммы под 12% годовых, взимая при этом комиссию в размере 2% от суммы финансирования.

  • Сумма финансирования: 2000000×0.75=1 500 000 рублей
  • Процентная ставка (за 90 дней): 1 500 000×0.12×90/365=44 383 рублей
  • Комиссия фактора: 1 500 000×0.02=30 000 рублей
  • Общая стоимость факторинга: 44 383 + 30 000 = 74 383 рублей

Можно ли увеличить лимит?

  • Начальный лимит устанавливается на основе анализа финансового состояния компании
  • Поэтапное увеличение возможно при стабильном сотрудничестве
  • Пересмотр лимита происходит каждые 3-6 месяцев
  • Максимальный лимит может быть увеличен при росте оборотов и улучшении показателей

Примерный порядок взаимодействия по договору факторинга:

  • Вы заключаете с покупателем договор на поставку товара / выполнение работ/ оказание услуги и даете ему отсрочку платежа.
  • Покупатель принимает товар / работу / услугу, подписывая первичный документ
  • Вы заключаете договор факторинга.
  • Передаете фактору реестр с перечнем поставок / актов выполненных работ / оказанных услуг.
  • Если по договору фактором оказывается услуга по финансированию, то поставщик (подрядчик) получает финансирование от фактора
  • Покупатель оплачивает сумму уступленной поставки / работы / услуги на реквизиты фактора
  • Фактор закрывает задолженность по ранее полученному финансированию и перечисляет поставщику (подрядчику) остаток суммы денежных средств по уступленной поставке / работе/ услуге, вычитая из него свое вознаграждение.

Заключить договор факторинга можно в виде: 

  • Открытого договора факторинга подразумевает, что ваш покупатель получает официальное уведомление об уступке денежных требований и необходимости оплачивать поставки на счет фактора.
  • Закрытого договора договора факторинга заключается без уведомления покупателя об уступке прав требования (само уведомление при этом подписывается, но не направляется), и в этом случае покупатель продолжает оплачивать поставки на счет, указанный договоре поставки (выполнения работ, оказания услуг).
  • Регрессного договора факторинга предполагает, что вы несете финансовую ответственность перед фактором за покупателя. Если покупатель вовремя не исполнит обязательства по оплате уступленных денежных требований, то вам придется вернуть деньги фактору, а также выплатить проценты за использование денежных средств.
  • Договор факторинга без регресса освобождает вас от ответственности перед фактором за исполнение покупателем уступленных денежных требований. Риски неплатежа берет на себя фактор – даже если покупатель не заплатит, деньги останутся у вас.

Существенные условия факторинга. На что обращаем внимание при заключении договора?

  • Проверьте, что в договоре четко прописаны все требования, которые уступаете агенту, и услуги, которые приобретаете. 
  • Проверьте также, какой вид факторинга предоставляет агент: с регрессом или без него. От этого зависит, будете ли вы отвечать финансово перед фактором, если ваш покупатель не заплатит долг.
  • Если заключаете договор по агентскому (реверсивному) факторингу, убедитесь, что в документе определено, какие услуги фактор обязан оказать, что они прописаны четко и корректно. А также важно уточнить, какой лимит по суммам вам доступен.

Чем факторинг отличается от кредита?

Факторинг и кредит — это два разных финансовых инструмента, каждый из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Основные отличия:

  1. Разные цели.

Кредит: выдача средств на разные цели с последующим возвратом.
Факторинг: получение средств сразу в уступку задолженности, однако со скидкой.

  1. Залог.

Кредит: часто требует предоставление залога.
Факторинг: не требует предоставления залога, так как фактом обеспечения служит сама задолжность.

  1. Влияние на финансовое состояние.

Кредит: увеличивает долговую нагрузку.
Факторинг: помогает улучшить ликвидность, так как средства поступают сразу. 

  1. Управление рисками:

Кредит: все риски на заемщике.
Факторинг: снижает риски неоплаты со стороны дебиторов, так как факторинговая компания берёт на себя часть этих рисков.

Что выбрать кредит или факторинг?
Выбор между факторингом и кредитом зависит от конкретных потребностей и ситуации бизнеса.

  • Факторинг подойдет компаниям, которые хотят быстро получить средства под дебиторскую задолженность и снизить риски неоплаты. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, работающего с крупными клиентами, которые могут задерживать платежи.
  • Кредит может быть более выгодным вариантом для компаний, которые нуждаются в значительных суммах для развития, расширения или приобретения активов и могут позволить себе долгосрочные обязательства и выплату процентов.

Важно тщательно проанализировать условия, стоимость и требования каждого инструмента, а также оценить своё финансовое состояние и потребности, чтобы принять обоснованное решение.

Как отразить факторинг в бухучете? 
Бухгалтерские проводки у поставщика:

  1. При реализации товара:
    • ДЕБЕТ 62 (расчеты с покупателями)
    • КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
    • – Отразили реализацию товара.
    • ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС»
    • КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
    • – Начислили НДС.
  2. На дату заключения договора факторинга:
    • ДЕБЕТ 76 (расчеты с факторинговой компанией)
    • КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
    • – Отразили задолженность факторинговой компании.
    • ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
    • КРЕДИТ 62 (расчеты с покупателями)
    • – Списали задолженность покупателю.
  3. При получении денежных средств от банка:
    • ДЕБЕТ 51 (расчетный счет)
    • КРЕДИТ 76
    • – Получили сумму по договору факторинга.
    • ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
    • КРЕДИТ 76
    • – Учтена комиссия по договору факторинга (без НДС).
    • ДЕБЕТ 19
    • КРЕДИТ 76
    • – Учтены входные НДС.
    • ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
    • КРЕДИТ 19
    • – Поставлен к вычету НДС.
  4. При непогашении долга покупателем:
    • ДЕБЕТ 76 «Расчеты с банком»
    • КРЕДИТ 51
    • – Вернули ранее полученные средства.
    • ДЕБЕТ 76 субсчет «Расчеты по претензиям»
    • КРЕДИТ 76 «Расчеты с банком»
    • – Выставили требование покупателю.

Эти проводки помогут правильно отразить операции по договору факторинга в бухгалтерском учете вашей компании.

Факторинг в декларации по налогу на прибыль
Налог на прибыль по факторингу необходимо указывать в декларации с учетом следующих фактов:

  • выручка от реализации имущественных прав (доход от уступки права требования) признается доходом от реализации;
  • указанный доход признается на дату уступки права требования (день подписания акта об уступке права требования);
  • отрицательная разница между доходом от реализации права требования долга и стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) признается убытком налогоплательщика.

Обучение

Наличие бизнеса предполагает постоянный поиск инструментов для его развития. Чтобы оценить преимущества и недостатки каждого из них, необходимо анализировать происходящие изменения и пополнять багаж знаний. ЕВИДПО предлагает программу обучения по направлению “Предпринимательство”. Обучение проходит дистанционно, что позволит освоить интересующую тему, не выходя из дома.

Например курс Юридическо-правовые аспекты ведения бизнеса . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Выводы

  1. Факторинг — это финансовая услуга, при которой компания продает свои неоплаченные счета (право требования долга) факторинговой компании или банку по сниженной цене. 
  2. Договор факторинга может быть с регрессом или без.
  3. Рассмотрение документов по договору факторинга осуществляется в течении 7-ми дней.

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4