ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Единая модель профориентации 2023: как проводить занятия по профориентации в школе

11.08.2023

Софья Скворцова

Единая модель профориентации 2023: как проводить занятия по профориентации в школе

С 1 сентября 2023 года в школах вводится единая модель профессиональной ориентации. В статье разберем:
- 3 уровня реализации профминимума
- в каких форматах проводить профориентацию для школьников
- как заполнить мониторинговую форму

Школьная педагогика

8 мин

Минпросвещения представило Единую модель профориентационной ориентации, вступающую в силу с 1 сентября 2023 года. Она предоставляет школьникам 6–11 классов, включая детей с ОВЗ, необходимые знания и навыки для осознанного выбора профессионального пути. Новая модель внедряется в учебные планы и строится на принципах, определенных в письме Минпросвещения 05-848.

С сентября 2023 года вступает в силу унифицированная система профессиональной ориентации. Профминимум - это универсальный набор практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации учащихся. Профориентационный минимум включает три уровня реализации:

  • Базовый (рекомендуемая нагрузка - не менее 40 часов в год);
  • Основной (не менее 60 часов в год);
  • Продвинутый (не менее 80 часов в год).

Выбор уровня программы осуществляется образовательными учреждениями в зависимости от их стратегических приоритетов и возможностей для каждого класса.

Занятия по профориентации в школе осуществляются в следующих форматах:

  1. Урочная деятельность: интеграция профориентационного материала в предметы общеобразовательного цикла, включая "Технологию".
  1. Внеурочная деятельность: онлайн-диагностика склонностей, уроки профориентации, проектная деятельность, программы, классные часы, беседы, мастер-классы, консультации и другие мероприятия.
  1. Воспитательная работа: экскурсии, посещение лекций, участие в выставках, ярмарках, классных часах и конкурсах.
  1. Дополнительное образование: выбор занятий с учетом склонностей и потребностей.
  1. Профессиональное обучение: выбор и обучение по программам профессиональной компетенции. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
  1. Взаимодействие с родителями: информирование, собрания, рассылки, курсы и участие во встречах с представителями профессий.
  1. Профильные предпрофессиональные классы: форматы работы и партнерства с образовательными организациями. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.

Базовый уровень профориентационного минимума

Для внедрения программы базового уровня профориентации в школе следует обеспечить следующие организационные и методические условия:

  1. Назначить ответственного за профориентацию, который может быть заместителем директора по разным функциональным областям.
  1. Выбрать специалистов, включая педагогов-предметников, классных руководителей и педагогов-психологов, для организации профориентационной работы.
  1. Обучить специалистов методам проведения профориентационной деятельности (не менее 6 академических часов).
  1. Сформировать учебные группы, определить количество участников из 6-11 классов и разработать план профориентационной работы.

Программа профориентационной работы на базовом уровне включает следующие форматы:

1) Урочная деятельность (рекомендованное время – от 2 часов):

  • Уроки общеобразовательного цикла, в том числе рассматривающие важность предметов для будущей профессиональной деятельности. Для этого можно использовать интерактивный сервис КИК "Конструктор будущего" или другие программы.
  • Уроки с профориентационной направленностью в предмете "Технология".

2) Внеурочная деятельность (рекомендованное время – 34 часа):

  • Онлайн-диагностика склонностей (1 час).
  • Урок, посвященный анализу результатов профориентационной диагностики (1 час).
  • Разнообразные мероприятия на выбор: проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, беседы, дискуссии, мастер-классы, игры, консультации педагогов и психологов, моделирование профессиональных ситуаций в онлайн-формате и другие.

3) Воспитательная работа (рекомендованное время – от 2 часов):

  • Включает в себя разнообразные мероприятия, такие как профессиональные пробы на площадках, экскурсии на предприятия, посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, а также участие в конкурсах профориентационной направленности

4) Дополнительное образование (рекомендованное время – от 1 часа):

  • Предполагает возможность выбора и посещения занятий в рамках дополнительного образования, учитывая индивидуальные склонности и образовательные потребности.

5) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное время – от 1 часа):

  • Предполагает проведение родительских собраний, как ознакомительных, так и итоговых, с целью информирования родителей о процессе профориентации и выбора будущей профессии.

Основной уровень Профориентационного минимума

Для реализации программы основного уровня в образовательной организации требуется создать необходимые организационные и методические условия. Это включает следующие шаги:

1) Назначение ответственных лиц:

  • Назначение ответственного по профориентации в школе. Это может быть заместитель директора по воспитательной работе, заместитель по содержанию образования или представитель другой функции, как решит образовательная организация.
  • Определение специалистов из числа педагогических работников, которые будут заниматься организацией профориентационной работы. Это могут быть предметные учителя, классные руководители, психологи и другие.

2) Подготовка специалистов:

  • Обучение специалистов по программе дополнительного профессионального образования (ДПО) с общим объемом не менее 36 академических часов.
  • Формирование учебных групп с учетом числа участников профориентационных мероприятий внутри обучающихся 6-11 классов.
  • Организация использования специализированной платформы для профориентационной работы.
  • Информирование обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента платформы и организация регистрации участников.
  • Создание плана профориентационной работы, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности учащихся, входящих в учебные группы.

Программа профориентационной работы включает разнообразные форматы для учащихся:

1) Урочная деятельность (рекомендованное количество – от 9 часов):

  • Уроки общеобразовательного цикла с подчеркиванием значения предметов для будущей профессиональной деятельности. Можно использовать интерактивный сервис КИК "Конструктор будущего" и другие программы.
  • Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология".

2) Внеурочная деятельность (рекомендованное количество – 34 часа):

  • Диагностический конструктор с двумя этапами, включающий несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик на основе потребностей учащихся (рекомендовано 4 часа).
  • Профориентационные уроки (рекомендовано 2 часа).
  • Урок "Россия – мои горизонты" (рекомендовано 2 часа).
  • Рефлексивные уроки (рекомендовано 4 часа).
  • Разнообразные мероприятия на выбор: проектная деятельность, профориентационные программы, онлайн-уроки "Шоу профессий", дополнительные профориентационные уроки.

3) Воспитательная работа (рекомендованное количество – от 12 часов):

  • Посещение выставки "Лаборатория будущего" (рекомендовано 4 часа).
  • Профессиональные пробы на базе площадки или на Платформе (рекомендовано 6 часов).
  • Разнообразные мероприятия на выбор: экскурсии в ВО или СПО, экскурсии на производства, конкурсы профориентационной направленности, образовательные выставки.

4) Дополнительное образование (рекомендованное количество – от 3 часов).

5) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное количество – от 2 часов).

Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума

Для продвинутого уровня рекомендуется внедрение формата предпрофессиональных классов. Программа включает следующие форматы профориентационной работы:

1) Урочная деятельность (рекомендованное количество – 11 часов):

  • Уроки общеобразовательного цикла и профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология".

2) Внеурочная деятельность (рекомендованное количество – 34 часа):

  • Диагностический конструктор (2 этапа): различные виды профориентационных онлайн-диагностик (5 часов).
  • Профориентационные уроки (2 часа).
  • Урок "Россия – мои горизонты" (2 часа).
  • Рефлексивные уроки (4 часа).
  • Проектная деятельность (16 часов).
  • Дополнительные мероприятия на выбор: профориентационные программы, классные часы, беседы, мастер-классы, игры, консультации педагогов и психологов, моделирование профессиональных проб в онлайн-формате и другие.

3) Воспитательная работа (рекомендованное количество – 18 часов):

  • Посещение выставки "Лаборатория будущего" (4 часа).
  • Профессиональные пробы на площадке или с использованием Платформы (6 часов).
  • Участие в конкурсах профориентационной направленности, включая Российское движение школьников, Юнармию, проекты "Россия – страна возможностей", чемпионаты "Абилимпикс", "Профессионалы" и другие (8 часов).

4) Дополнительное образование (рекомендованное количество – от 3 часов):

5) Профобучение (рекомендованное количество – от 10 часов):

  • Выбор программ профессиональной подготовки для профессионального обучения.

6) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное количество – от 4 часов):

  • Проведение двух родительских собраний в год: ознакомительное и итоговое (во II полугодии).

7) Профильные предпрофессиональные классы - комплекс мероприятий, объединяющий все форматы работы, включая все описанные выше формы.

Профориентация 2023: Мониторинг готовности к реализации профминимума

Школам необходимо до 25 августа 2023 года заполнить мониторинговую форму, оценивающую готовность образовательных учреждений региона к внедрению профориентационного минимума в учебном году 2023/2024, и отправить ее по адресу profmin@bvbinfo.ru.

  1. Школа заполняет мониторинговую форму, подтверждая готовность организации
  1. Региональный оператор анализирует информацию и предоставляет сводный отчет о готовности
  1. Утвержденный отчет направляется на адрес profmin@bvbinfo.ru РОИВ.

Профориентационный минимум: содержание мониторинговой формы

  1. Информация об учебном учреждении (название и адрес).
  1. Уровень реализации профминимума, который уже установлен.
  1. Выполнение мероприятий по подготовке к внедрению профминимума.
  1. Планируемое количество обучающихся и количество классов, участвующих в мероприятиях профминимума.
  1. Количество уровней профминимума, на которых проводились мероприятия.
  1. Выполнение мероприятий по подготовке к реализации профминимума в текущем периоде.
  1. Планируемое количество обучающихся и количество классов, задействованных в мероприятиях профминимума.

Обучение по педагогике

Для того, чтобы реализовать профминимум в школах, необходимо обучить учителей методам проведения профориентационной деятельности. В университете ЕВИДПО есть 30 программ повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки. Вот пример диплома, который вы получите:

Итоги

Профминимум в школах является ключевым элементом единой модели профориентации для школьников, определенной в письме Министерства просвещения № 05-848. Единая модель профориентации направлена на эффективный выбор будущей профессиональной траектории.

 

Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика

У нас Вы найдете 62 курс(ов)
по направлению

Школьная педагогика

АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»

ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346

162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00

© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2022гг.