ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Единая модель профориентации 2023: как проводить занятия по профориентации в школе

11.08.2023

Софья Скворцова

Единая модель профориентации 2023: как проводить занятия по профориентации в школе

С 1 сентября 2023 года в школах вводится единая модель профессиональной ориентации. В статье разберем:
- 3 уровня реализации профминимума
- в каких форматах проводить профориентацию для школьников
- как заполнить мониторинговую форму

Школьная педагогика

8 мин

Минпросвещения представило Единую модель профориентационной ориентации, вступающую в силу с 1 сентября 2023 года. Она предоставляет школьникам 6–11 классов, включая детей с ОВЗ, необходимые знания и навыки для осознанного выбора профессионального пути. Новая модель внедряется в учебные планы и строится на принципах, определенных в письме Минпросвещения 05-848.

С сентября 2023 года вступает в силу унифицированная система профессиональной ориентации. Профминимум - это универсальный набор практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации учащихся. Профориентационный минимум включает три уровня реализации:

  • Базовый (рекомендуемая нагрузка - не менее 40 часов в год);
  • Основной (не менее 60 часов в год);
  • Продвинутый (не менее 80 часов в год).

Выбор уровня программы осуществляется образовательными учреждениями в зависимости от их стратегических приоритетов и возможностей для каждого класса.

Занятия по профориентации в школе осуществляются в следующих форматах:

  1. Урочная деятельность: интеграция профориентационного материала в предметы общеобразовательного цикла, включая "Технологию".
  1. Внеурочная деятельность: онлайн-диагностика склонностей, уроки профориентации, проектная деятельность, программы, классные часы, беседы, мастер-классы, консультации и другие мероприятия.
  1. Воспитательная работа: экскурсии, посещение лекций, участие в выставках, ярмарках, классных часах и конкурсах.
  1. Дополнительное образование: выбор занятий с учетом склонностей и потребностей.
  1. Профессиональное обучение: выбор и обучение по программам профессиональной компетенции. Профессиональное обучение реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования.
  1. Взаимодействие с родителями: информирование, собрания, рассылки, курсы и участие во встречах с представителями профессий.
  1. Профильные предпрофессиональные классы: форматы работы и партнерства с образовательными организациями. Это могут быть: инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.

Базовый уровень профориентационного минимума

Для внедрения программы базового уровня профориентации в школе следует обеспечить следующие организационные и методические условия:

  1. Назначить ответственного за профориентацию, который может быть заместителем директора по разным функциональным областям.
  1. Выбрать специалистов, включая педагогов-предметников, классных руководителей и педагогов-психологов, для организации профориентационной работы.
  1. Обучить специалистов методам проведения профориентационной деятельности (не менее 6 академических часов).
  1. Сформировать учебные группы, определить количество участников из 6-11 классов и разработать план профориентационной работы.

Программа профориентационной работы на базовом уровне включает следующие форматы:

1) Урочная деятельность (рекомендованное время – от 2 часов):

  • Уроки общеобразовательного цикла, в том числе рассматривающие важность предметов для будущей профессиональной деятельности. Для этого можно использовать интерактивный сервис КИК "Конструктор будущего" или другие программы.
  • Уроки с профориентационной направленностью в предмете "Технология".

2) Внеурочная деятельность (рекомендованное время – 34 часа):

  • Онлайн-диагностика склонностей (1 час).
  • Урок, посвященный анализу результатов профориентационной диагностики (1 час).
  • Разнообразные мероприятия на выбор: проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, беседы, дискуссии, мастер-классы, игры, консультации педагогов и психологов, моделирование профессиональных ситуаций в онлайн-формате и другие.

3) Воспитательная работа (рекомендованное время – от 2 часов):

  • Включает в себя разнообразные мероприятия, такие как профессиональные пробы на площадках, экскурсии на предприятия, посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, а также участие в конкурсах профориентационной направленности

4) Дополнительное образование (рекомендованное время – от 1 часа):

  • Предполагает возможность выбора и посещения занятий в рамках дополнительного образования, учитывая индивидуальные склонности и образовательные потребности.

5) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное время – от 1 часа):

  • Предполагает проведение родительских собраний, как ознакомительных, так и итоговых, с целью информирования родителей о процессе профориентации и выбора будущей профессии.

Основной уровень Профориентационного минимума

Для реализации программы основного уровня в образовательной организации требуется создать необходимые организационные и методические условия. Это включает следующие шаги:

1) Назначение ответственных лиц:

  • Назначение ответственного по профориентации в школе. Это может быть заместитель директора по воспитательной работе, заместитель по содержанию образования или представитель другой функции, как решит образовательная организация.
  • Определение специалистов из числа педагогических работников, которые будут заниматься организацией профориентационной работы. Это могут быть предметные учителя, классные руководители, психологи и другие.

2) Подготовка специалистов:

  • Обучение специалистов по программе дополнительного профессионального образования (ДПО) с общим объемом не менее 36 академических часов.
  • Формирование учебных групп с учетом числа участников профориентационных мероприятий внутри обучающихся 6-11 классов.
  • Организация использования специализированной платформы для профориентационной работы.
  • Информирование обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента платформы и организация регистрации участников.
  • Создание плана профориентационной работы, учитывающего возрастные и индивидуальные особенности учащихся, входящих в учебные группы.

Программа профориентационной работы включает разнообразные форматы для учащихся:

1) Урочная деятельность (рекомендованное количество – от 9 часов):

  • Уроки общеобразовательного цикла с подчеркиванием значения предметов для будущей профессиональной деятельности. Можно использовать интерактивный сервис КИК "Конструктор будущего" и другие программы.
  • Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология".

2) Внеурочная деятельность (рекомендованное количество – 34 часа):

  • Диагностический конструктор с двумя этапами, включающий несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик на основе потребностей учащихся (рекомендовано 4 часа).
  • Профориентационные уроки (рекомендовано 2 часа).
  • Урок "Россия – мои горизонты" (рекомендовано 2 часа).
  • Рефлексивные уроки (рекомендовано 4 часа).
  • Разнообразные мероприятия на выбор: проектная деятельность, профориентационные программы, онлайн-уроки "Шоу профессий", дополнительные профориентационные уроки.

3) Воспитательная работа (рекомендованное количество – от 12 часов):

  • Посещение выставки "Лаборатория будущего" (рекомендовано 4 часа).
  • Профессиональные пробы на базе площадки или на Платформе (рекомендовано 6 часов).
  • Разнообразные мероприятия на выбор: экскурсии в ВО или СПО, экскурсии на производства, конкурсы профориентационной направленности, образовательные выставки.

4) Дополнительное образование (рекомендованное количество – от 3 часов).

5) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное количество – от 2 часов).

Продвинутый уровень реализации Профориентационного минимума

Для продвинутого уровня рекомендуется внедрение формата предпрофессиональных классов. Программа включает следующие форматы профориентационной работы:

1) Урочная деятельность (рекомендованное количество – 11 часов):

  • Уроки общеобразовательного цикла и профориентационной направленности в рамках учебного предмета "Технология".

2) Внеурочная деятельность (рекомендованное количество – 34 часа):

  • Диагностический конструктор (2 этапа): различные виды профориентационных онлайн-диагностик (5 часов).
  • Профориентационные уроки (2 часа).
  • Урок "Россия – мои горизонты" (2 часа).
  • Рефлексивные уроки (4 часа).
  • Проектная деятельность (16 часов).
  • Дополнительные мероприятия на выбор: профориентационные программы, классные часы, беседы, мастер-классы, игры, консультации педагогов и психологов, моделирование профессиональных проб в онлайн-формате и другие.

3) Воспитательная работа (рекомендованное количество – 18 часов):

  • Посещение выставки "Лаборатория будущего" (4 часа).
  • Профессиональные пробы на площадке или с использованием Платформы (6 часов).
  • Участие в конкурсах профориентационной направленности, включая Российское движение школьников, Юнармию, проекты "Россия – страна возможностей", чемпионаты "Абилимпикс", "Профессионалы" и другие (8 часов).

4) Дополнительное образование (рекомендованное количество – от 3 часов):

5) Профобучение (рекомендованное количество – от 10 часов):

  • Выбор программ профессиональной подготовки для профессионального обучения.

6) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное количество – от 4 часов):

  • Проведение двух родительских собраний в год: ознакомительное и итоговое (во II полугодии).

7) Профильные предпрофессиональные классы - комплекс мероприятий, объединяющий все форматы работы, включая все описанные выше формы.

Профориентация 2023: Мониторинг готовности к реализации профминимума

Школам необходимо до 25 августа 2023 года заполнить мониторинговую форму, оценивающую готовность образовательных учреждений региона к внедрению профориентационного минимума в учебном году 2023/2024, и отправить ее по адресу profmin@bvbinfo.ru.

  1. Школа заполняет мониторинговую форму, подтверждая готовность организации
  1. Региональный оператор анализирует информацию и предоставляет сводный отчет о готовности
  1. Утвержденный отчет направляется на адрес profmin@bvbinfo.ru РОИВ.

Профориентационный минимум: содержание мониторинговой формы

  1. Информация об учебном учреждении (название и адрес).
  1. Уровень реализации профминимума, который уже установлен.
  1. Выполнение мероприятий по подготовке к внедрению профминимума.
  1. Планируемое количество обучающихся и количество классов, участвующих в мероприятиях профминимума.
  1. Количество уровней профминимума, на которых проводились мероприятия.
  1. Выполнение мероприятий по подготовке к реализации профминимума в текущем периоде.
  1. Планируемое количество обучающихся и количество классов, задействованных в мероприятиях профминимума.

Обучение по педагогике

Для того, чтобы реализовать профминимум в школах, необходимо обучить учителей методам проведения профориентационной деятельности. В университете ЕВИДПО есть 30 программ повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки. Вот пример диплома, который вы получите:

Итоги

Профминимум в школах является ключевым элементом единой модели профориентации для школьников, определенной в письме Министерства просвещения № 05-848. Единая модель профориентации направлена на эффективный выбор будущей профессиональной траектории.

 

Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика

У нас Вы найдете 127 курс(ов)
по направлению

Школьная педагогика