ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Индекс качества общего образования: новая система расчета качества образования с 2024 года

2024-07-10

Школьная педагогика

Индекс качества общего образования: новая система расчета качества образования с 2024 года

С сентября 2024 года начинается эксперимент по введению индекса качества общего образования. В статье разберемся, что это такое и как теперь проводится оценка качества образования.

Софья Скворцова

7 мин

В современных условиях, когда требования к уровню образования и профессиональной подготовке педагогов возрастают, особенно актуальным становится вопрос о внедрении эффективных инструментов для оценки качества образовательных процессов. В связи с этим Рособрнадзор анонсировал новый инструмент – индекс качества общего образования Российской Федерации. Этот индекс будет включать 72 показателя, охватывающих три ключевых направления: образовательные результаты, кадровый потенциал и образовательная среда.

Методология и показатели оценки качества общего образования в Российской Федерации, представленные Рособрнадзором, является важным шагом к созданию комплексной системы расчета качества образования. В статье мы рассмотрим новые показатели индекса качества образования!

Оценка качества образования

Этой осенью планируется апробировать новый оценочный инструмент – индекс качества общего образования Российской Федерации. Этот инструмент будет включать 72 показателя, охватывающих три направления:

  • образовательные результаты
  • кадровый потенциал
  • образовательная среда

Индекс качества общего образования представляет собой комплексный показатель, оценивающий образовательную деятельность с точки зрения качества подготовки обучающихся и условий реализации образовательных программ. Он служит инструментом для всесторонней оценки системы образования, предоставляя информацию о ее состоянии и возможности для формирования рекомендаций по повышению качества образования.

С внедрением индекса качества общего образования руководители образовательных учреждений столкнутся с новой задачей – регулярным сбором данных по многочисленным показателям. Контроль достоверности этой информации станет одной из ключевых функций Рособрнадзора.

Индекс включает три основных направления, девять критериев и 72 показателя:

1) Образовательные результаты:

  • Результаты обучения – 17 показателей
  • Профессиональное самоопределение – 8 показателей
  • Результаты воспитания – 5 показателей

2) Кадровый потенциал:

  • Оценка компетенций учителя – 7 показателей
  • Квалификация учителей – 2 показателя
  • Обеспеченность учителями – 2 показателя

3) Образовательная среда:

  • Электронная информационно-образовательная среда – 2 показателя
  • Материально-техническое обеспечение – 26 показателей
  • Психологический климат – 3 показателя

Как рассчитывается методология оценки качества образования

Методология оценки качества образования рассчитывается на основе комплексной оценки по трем основным направлениям, включающим критерии и показатели индекса качества образования.

Каждому показателю соответствует определенное значение, достижение которого приносит определенное количество баллов. Всего для расчета индекса используется 72 показателя, объединенных в 9 критериев. При достижении порогового значения по каждому показателю системе образования присваиваются соответствующие баллы.

Первое направление – образовательные результаты, включает три категории:

  • Результаты обучения: 17 показателей с максимальным количеством баллов – 51
  • Профессиональное самоопределение: 8 показателей с максимальным количеством баллов – 24
  • Результаты воспитания: 5 показателей с максимальным количеством баллов – 15

Второе направление – кадровый потенциал, состоит из:

  • Компетентность учителей: 7 показателей с максимальным количеством баллов – 14
  • Квалификация учителей: 2 показателя с максимальным количеством баллов – 4
  • Обеспеченность учителями: 2 показателя с максимальным количеством баллов – 4

Третье направление – образовательная среда, включает:

  • Электронная информационно-образовательная среда: 2 показателя с максимальным количеством баллов – 2
  • Материально-техническое обеспечение: 26 показателей с максимальным количеством баллов – 26
  • Психологический климат: 3 показателя с максимальным количеством баллов – 3

Индекс качества общего образования определяется как сумма баллов по всем показателям, оцениваемым по шкале от 0 до 3, что дает максимальное значение в 143 балла. Расчеты проводятся как на уровне всей Российской Федерации, так и по каждому субъекту в отдельности.

В зависимости от набранных баллов система образования характеризуется разными уровнями качества:

  1. Высокий уровень – 110-143 балла
  2. Средний уровень – 70-109 баллов
  3. Низкий уровень – менее 70 баллов

Основные критерии для оценки качества общего образования: образовательные результаты

Направление 1: Образовательные результаты

1.1 Результаты обучения

  • Доля выпускников 11 классов, не набравших минимальные баллы ЕГЭ по обязательным предметам
  • Доля выпускников 11 классов, набравших минимальные баллы ЕГЭ по профильной математике
  • Доля выпускников 11 классов, набравших минимальные баллы ЕГЭ по физике
  • Доля выпускников 11 классов, набравших минимальные баллы ЕГЭ по химии
  • Доля выпускников 11 классов, набравших минимальные баллы ЕГЭ по биологии
  • Первичный балл ЕГЭ по русскому языку, нижняя граница 25% самых высоких результатов
  • Первичный балл ЕГЭ по профильной математике, нижняя граница 25% самых высоких результатов
  • Доля выпускников 9 классов, не набравших минимальные баллы ОГЭ по обязательным предметам
  • Доля выпускников 9 классов, не набравших минимальные баллы ОГЭ по физике
  • Доля выпускников 9 классов, не набравших минимальные баллы ОГЭ по химии
  • Доля выпускников 9 классов, не набравших минимальные баллы ОГЭ по биологии
  • Первичный балл ОГЭ по русскому языку, нижняя граница 25% самых высоких результатов
  • Первичный балл ОГЭ по математике, нижняя граница 25% самых высоких результатов
  • Доля участников ВПР 4 класса по математике, преодолевших границу низких результатов
  • Доля участников ВПР 4 класса по русскому языку, преодолевших границу низких результатов
  • Доля участников ВПР 4 класса по окружающему миру, преодолевших границу низких результатов
  • Доля обучающихся 4-8 классов, правильно выполнивших практико-ориентированные задания в рамках ВПР

1.2 Профессиональное самоопределение

  • Доля выпускников 11 классов, выбравших один и тот же предмет на ОГЭ и ЕГЭ
  • Доля выпускников 11 классов, выбравших профильную математику на ЕГЭ
  • Доля выпускников 11 классов, выбравших физику на ЕГЭ
  • Доля выпускников 11 классов, выбравших химию на ЕГЭ
  • Доля выпускников 11 классов, выбравших биологию на ЕГЭ
  • Доля выпускников 9 классов, выбравших физику на ОГЭ
  • Доля выпускников 9 классов, выбравших химию на ОГЭ
  • Доля выпускников 9 классов, выбравших биологию на ОГЭ

1.3 Результаты воспитания

  • Доля учащихся, достигших базового уровня и выше в личностных качествах, среди всех участников диагностического тестирования
  • Количество несовершеннолетних учащихся общеобразовательных школ, совершивших преступления
  • Доля несовершеннолетних учащихся общеобразовательных школ, состоящих на профилактическом учете в полиции, от общего числа находящихся на учете
  • Доля сообщений от школ в полицию, требующих правоохранительных мер, среди всех рассмотренных заявлений и сообщений о преступлениях в школах
  • Доля несовершеннолетних учащихся общеобразовательных школ, состоящих на профилактическом учете в полиции и участвующих в организованных формах отдыха, от общего числа находящихся на учете

Направление 2: Кадровый потенциал

2.1. Оценка компетенций педагога

  • Доля учителей математики, прошедших диагностическую оценку и достигших базового уровня и выше по предметным и методическим компетенциям, среди всех учителей математики, принявших участие в оценке.
  • Доля учителей русского языка, прошедших диагностическую оценку и достигших базового уровня и выше по предметным и методическим компетенциям, среди всех учителей русского языка, принявших участие в оценке.
  • Доля учителей физики, прошедших диагностическую оценку и достигших базового уровня и выше по предметным и методическим компетенциям, среди всех учителей физики, принявших участие в оценке.
  • Доля учителей химии, прошедших диагностическую оценку и достигших базового уровня и выше по предметным и методическим компетенциям, среди всех учителей химии, принявших участие в оценке.
  • Доля учителей биологии, прошедших диагностическую оценку и достигших базового уровня и выше по предметным и методическим компетенциям, среди всех учителей биологии, принявших участие в оценке.
  • Доля учителей начальных классов, прошедших диагностическую оценку и достигших базового уровня и выше по предметным и методическим компетенциям, среди всех учителей начальных классов, принявших участие в оценке.
  • Доля учителей, занимающихся функциями классного руководителя, прошедших диагностическую оценку и достигших базового уровня и выше по компетенциям, необходимым для воспитательной деятельности, среди всех учителей, занимающихся функциями классного руководителя, принявших участие в оценке.
     
    2.2 Квалификация учителей
  • Доля учителей, обладающих первой или высшей квалификационными категориями, учеными званиями или учеными степенями, либо ими приравненными, среди всех учителей, задействованных в основной образовательной программе начальной школы.
  • Доля учителей, имеющих первую или высшую квалификационные категории, ученое звание и (или) ученую степень и (или) лиц, приравненных к ним, в общей численности учителей, участвующих в реализации основной образовательной программы основного и среднего общего образования.

2.3 Обеспеченность учителями

  • Доля молодых учителей в возрасте до 35 лет от общего числа учителей.
  • Доля фактически занятых ставок учителей в общем числе ставок, предусмотренных для учителей.

Направление 3: Образовательная среда

3.1 Электронная информационно-образовательная среда

  • Доля школ, которые имеют доступ к цифровой (электронной) библиотеке, среди всех школ.
  • Доля школ, обеспеченных доступом к электронной системе учета обучающихся, для регистрации и хранения их образовательных результатов (электронный журнал, электронный дневник), среди всех школ.

3.2 Материально-техническое обеспечение

  • Количество персональных компьютеров на одного ученика в школе. Этот показатель позволяет оценить доступность компьютеров для учебных нужд, что важно для эффективного обучения с использованием современных технологий.
  • Количество персональных компьютеров на одного учителя. Этот показатель отражает уровень доступности технических средств для педагогической работы и поддержки образовательного процесса.
  • Доля учебных кабинетов с интерактивными досками среди всех учебных кабинетов школ. Это позволяет оценить степень технологической оснащенности учебных помещений для интерактивного обучения.
  • Доли школ с оснащенными оборудованными кабинетами по различным предметам (физика, информатика, химия, биология, трудовое обучение, ОБЖ). Эти показатели оценивают наличие специализированных оборудованных помещений, что важно для качественной подготовки и проведения учебных занятий по различным дисциплинам.
  • Доли школ с актовыми залами и спортивными залами. Эти показатели отражают наличие мест для проведения культурных и спортивных мероприятий, способствующих разностороннему развитию обучающихся.
  • Доля учеников, обучающихся во вторую и третью смены, среди всех учащихся. Этот показатель отражает использование учебных помещений в течение всего дня, что может быть связано с нехваткой школьных зданий или другими организационными особенностями.
  • Доли школьных зданий, обеспеченных коммунальной инфраструктурой (водопровод, водоотведение, центральное отопление) и нуждающихся в ремонте. Эти показатели важны для обеспечения комфортных условий обучения и безопасности в школьных зданиях.

3.3 Психологический климат

  • Доля обучающихся, которые высоко оценивают психологическую комфортность образовательной среды. Этот показатель отражает, насколько обучающиеся чувствуют себя комфортно и безопасно в школьной среде, что важно для их психологического благополучия и успешного обучения.
  • Доля родителей, которые высоко оценивают психологическую комфортность образовательной среды. Этот показатель показывает, какие впечатления имеют родители от условий, в которых обучаются их дети, и насколько они довольны психологической атмосферой в школе.
  • Доля педагогов, которые высоко оценивают психологическую комфортность образовательной среды. Этот показатель отражает мнение учителей о психологической атмосфере в школе и их оценку условий работы, влияющих на их профессиональное самочувствие и взаимодействие с учащимися.

Как проводится оценка компетенций педагога

В сфере образования постоянно происходят изменения, не исключение и предстоящий учебный год. Чтобы подготовиться к анализу большого количества данных для расчета индекса качества общего образования, необходимо повысить квалификацию. Сделать то можно в Институте ЕВИДПО. У нас есть более 100 курсов повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. обучение проходит онлайн, а для групп действуют скидки!

Например курс Реализация управленческих функций в деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Подведем итоги

Индекс качества общего образования представляет собой важный инструмент для оценки эффективности образовательной системы. Он объединяет различные аспекты, такие как компетенции учителей, материально-техническое обеспечение учебных заведений и психологический климат, в целях обеспечения высокого уровня образовательных стандартов. Методология оценки качества образования включает разработку показателей, которые отражают текущее состояние системы и позволяют выявлять ключевые направления для улучшения образовательного процесса в России.

Теперь расчет индекса входит в перечень мероприятий по оценке качества образования. Регулярное проведение мероприятий по оценке качества образования необходимо для адаптации системы к изменяющимся социальным и технологическим вызовам, что способствует повышению общего уровня образования в стране.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4