ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Как организовать работу психолога в ДОУ

2024-02-26

Педагогика дошкольных образовательных учреждений

Как организовать работу психолога в ДОУ 

В данной статье мы рассмотрим:

  • Чем занимается педагог-психолог в ДОУ;
  • Цели и задачи педагога-психолога в ДОУ;
  • Методика организации занятий по психологии;
  • Как составить временной план занятий с педагогом-психологом.
Бондарева Ангелина

6 мин

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичностью психики малыша, что является основой для разного развития у детей. Важной ролью в изучении таких особенностей и коррекции потенциальных нарушений в дошкольном возрасте занимается педагог-психолог. Основная задача этого специалиста заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства, учитывая индивидуальные особенности развития каждого малыша. Необходимо рассмотреть методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Чем занимается педагог-психолог в ДОУ

Педагог-психолог – это специалист, работающий с детьми, не имеющими психических отклонений, с целью развития их психологических функций. В своей работе психолог не ставит диагнозы, а лишь делает условный прогноз развития ребенка и, при необходимости, рекомендует обратиться за консультацией к психиатру, логопеду или неврологу.

Деятельность педагога-детского психолога затрагивает несколько понятий психологии, важнейшими из которых являются психологические функции. Психологические функции представляют собой организованные психофизиологические процессы, включающие в себя память, мышление, речь, воображение и восприятие.

  • Память – это способность удерживать и восстанавливать информацию или опыт, полученные ранее. Именно благодаря памяти ребенок способен использовать полученные знания и применять их в новых ситуациях.
  • Мышление – это способность ребенка анализировать информацию, решать проблемы и принимать решения. Развитие мышления помогает малышам развивать логическое и абстрактное мышление, а также критическое мышление.
  • Речь – это способность выражать свои мысли и чувства с помощью слов, знаков или жестов. Важно, чтобы ребенок научился говорить четко и понятно, а также не испытывал трудностей в общении с окружающими.
  • Воображение – это способность ребенка творчески мыслить, создавать образы и воспроизводить их в своем воображении. Это позволяет детям развивать свою фантазию, игровую активность и творческое мышление.
  • Восприятие – это способность воспринимать и анализировать информацию из внешнего мира с помощью органов чувств. Развитие восприятия помогает детям лучше понимать окружающую среду, отличать цвета, звуки, текстуры и формы.

Таким образом, педагог-детский психолог занимается работой с детьми без психических отклонений с целью развития их психологических функций, включающих в себя память, мышление, речь, воображение и восприятие.

Цели и задачи педагога-психолога в ДОУ

  • Миссия занятий по психологии в детском саду заключается в нескольких ключевых аспектах. Во-первых, они направлены на развитие психологических функций малышей. Как известно, в этом возрасте активно формируются различные психические процессы, и задача педагога-психолога заключается в поддержке и стимулировании этого процесса.

  • Во-вторых, занятия по психологии способствуют созданию положительного микроклимата в группе. Одной из задач данного направления является определение характера взаимоотношений ребенка с воспитателями и сверстниками. Кроме того, педагог должен помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям в детском саду, а также подготовить детей подготовительной группы к началу обучения в школе. Это включает в себя помощь детям настроиться на новый этап жизни и адекватно реагировать на новые требования.

  • Третья позиция включает в себя оценку психологических качеств малышей, таких как морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение. Психологическая диагностика позволяет определить уровень интеллектуального развития детей и подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Кроме того, педагог-психолог занимается психологическим просвещением семей воспитанников. Это осуществляется через проведение бесед, семинаров, дискуссий, организацию совместных проектов или участие в открытых занятиях.

Задачи проведения занятий с психологом в детском саду варьируются в зависимости от возраста детей. Педагог-психолог использует разнообразные группы приемов, которыми пользуются все педагогические работники детского сада, а именно:

  1. Наглядные приемы используются для упорядочивания и реализации чувственного восприятия объектов окружающего мира. Они также мотивируют малышей к выполнению заданий.
  2. Речевые приемы применяются для упорядочивания и осуществления мыслительной деятельности детей. Рассказы, диалоги, ассоциации и другие речевые упражнения помогают развивать речь и мышление ребенка.
  3. Практические приемы используются для упорядочивания и реализации практической активности детей. Различные игры, упражнения, эксперименты позволяют применить полученные знания в практике и укрепить их.
  4. Игровые приемы являются основной формой взаимодействия с детьми на занятиях психолога. Они позволяют привлечь внимание и интерес детей, раскрыть их творческие способности и развить социальные навыки.

Таким образом, проведение занятий с психологом в детском саду является важной составляющей образовательного процесса. Педагог-психолог, используя разнообразные приемы и методики, помогает развивать психические функции детей, создает положительный микроклимат в группе, помогает адаптироваться к новым условиям и проводит психологическую работу как с самими детьми, так и с их семьями.

Методика организации занятий по психологии

Занятие по психологии в дошкольном учреждении организуется в соответствии с рабочей программой, которая основывается на образовательной программе детского сада и рекомендациях ФГОС, а также нормативных документах. Рабочая программа составляется для всех возрастных групп и предусматривает проведение занятий с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

В целевом разделе программы определяется миссия реализации программы, принципы ее составления, особенности психологического и педагогического развития детей разного возраста и планируемые результаты деятельности психолога.

Для каждой возрастной группы указываются результаты психологической диагностики по образовательным областям («познание», «физическое развитие», «развитие речи», «социально-коммуникативное развитие», «художественно-эстетическое развитие») с указанием диагностируемых параметров, названием методики и перечнем методических источников для её проведения. Также определяется развивающая работа и психологическая коррекция по разным образовательным областям, а также составляется календарно-тематический план работы, согласно которому занятия по психологии проводятся один раз в неделю, начиная с первой младшей группы.

Как составить временной план занятий с педагогом-психологом.

В плане должны быть представлены все основные направления работы психолога. Распределение деятельности психолога в соответствии с ее адресатом (дети, педагоги, родители) позволяет не только представить объем работы, но и сопоставить направления деятельности. Так, при работе с детьми нужно учитывать, что одной из самых сложных задач является подготовка детей к школе. Поэтому в первую очередь в проведении диагностики нуждаются именно эти дошкольники. Полученные результаты используются психологами и педагогами для проведения коррекционной работы с детьми и проверяются во втором полугодии при проведении повторной диагностики. Диагностика развития детей средней и старшей групп также проводится два раза в год. В первом полугодии можно ограничиться диагностикой интеллектуального развития, а во втором – эмоционального и социального. При выборе методик психологу следует ориентироваться на те, которые рекомендованы к использованию Министерством образования и науки РФ или Департаментом образования. Только в этом случае можно говорить об их обоснованном выборе.

Взаимодействие психолога с педагогами во многом опирается на результаты, полученные в ходе диагностики. После диагностики дошкольников подготовительной группы психолог обсуждает с педагогами каждого ребенка, выстраивает план совместной коррекционной и педагогической работы с тем, чтобы ко времени проведения повторной диагностики все дети достигли среднего уровня готовности к школе. Аналогичные встречи проводятся и с педагогами других групп.

Сентябрь, как правило, связан с поступлением в детский сад новых детей, их адаптацией, налаживанием продуктивного общения с родителями, поэтому планировать на этот месяц диагностические, коррекционные или иные мероприятия не следует. На первой в учебном году встрече психолог может рассказать родителям о закономерностях развития ребенка в этом возрасте, поделиться планом работы с группой на год, определить часы приема родителей. Нужно иметь в виду, что не все родители могут согласиться на то, чтобы с их ребенком занимался психолог. Поэтому каждый из родителей должен дать письменное согласие (или несогласие). В конце первого полугодия по результатам диагностики проводится второе родительское собрание, на котором рассказывается об успехах детей. Родителей дошкольников, у которых были выявлены какие-либо проблемы, следует тактично пригласить на собеседование. На общем собрании неприемлемо говорить о проблемах конкретных детей, рассказывать об их трудностях. Это породит неблагоприятное отношение к этим детям со стороны сверстников и осложнит взаимодействие с родителями.

Аналитический отчет. 

Выполнение плана работы отражается в аналитическом отчете. Конечно, жизнь вносит свои коррективы во время проведения занятий и встреч (например, в случае если дошкольное учреждение участвует в интеллектуальном марафоне воспитанников, проходит аттестацию и др., психолог физически не успеет провести запланированную работу в обозначенное в плане время), но это не означает, что указанный объем работ не должен быть выполнен.

Обучение

Для того, чтобы научиться организовывать работу педагога-психолога в ДОУ, нужно постоянно проходить повышение квалификации. В институте ЕВИДПО есть более 30 курсов по направлению педагогика дошкольных учреждений.

Кому:
— Педагогу-психологу,
— Специалисту в области воспитания,
— Педагогу дополнительного образования детей дошкольного возраста,
— Методисту дошкольной образовательной организации.

В каких ситуациях:
— Для подтверждения своей компетентности и соответствия квалификационной категории
— Когда необходимо расширить круг профессиональных возможностей за счет освоения новых навыков;
— Когда необходимо повысить качество педагогической работы;
— Когда необходимо освоить новые воспитательные и образовательные методики, технологии, подходы;

Например курс Педагогика и психология дошкольного образования. Квалификация: Педагог-психолог . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Подводя итог, скажем еще несколько слов о личности и качествах педагога-психолога в ДОУ. Работа с детьми раннего возраста, как никакая другая область педагогики и психологии, требует от человека достаточно развитого уровня рефлексии, эмпатии, безоценочного принятия как ребенка, так и его родителей, готовности к непринужденному и непосредственному общению с ребенком, его самовыражениям и самопроявлениям, эмоциональности и открытости. И, не менее важное, – способности искренне и по-детски удивляться этому миру и маленьким людям в нем.

Посмотрите все курсы по направлению Педагогика дошкольных образовательных учреждений

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4