ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Как организовать самообразование воспитателя: темы и план по ФГОС 2023 - 2024 году

24.08.2023

Ферезанова Софья

Как организовать самообразование воспитателя: темы и план по ФГОС 2023 - 2024 году

Какие формы самообразования существуют
Как выбрать тему для самообразования
Как выбрать тему самообразования по ФГОС
Как педагогу ДОУ организовать работу по самообразованию в три этапа

Педагогика дошкольных образовательных учреждений

10 мин

Воспитатель, который стремится к личному развитию, не только заботится о детях. Он анализирует особенности возрастной группы, выявляет проблемы, внедряет новейшие педагогические подходы на практике, адаптируя учебно-воспитательный процесс к технологическому и социальному прогрессу.

Формы самообразования воспитателя

Цели саморазвития педагога ДОУ:

  1. Усовершенствование собственных методов воспитания и обучения.
  1. Создание условий для всестороннего и гармоничного развития детей в группе.

Способы самообразования педагога ДОУ:

  • Изучение и систематизация опыта коллег и других специалистов ДОУ.
  • Личное самосовершенствование.
  • Участие в тренингах, вебинарах, мастер-классах и семинарах с последующим анализом.
  • Прохождение курсов для повышения квалификации.
  • Рефлексия над своей работой и её результатами.
  • Изучение специализированной литературы, включая нормативные документы, научные статьи, методические рекомендации и профессиональные журналы.
  • Освоение инновационных методик и новых образовательных программ в области ДОУ.
  • Разработка собственных образовательных программ, методических материалов и учебных пособий.
  • Взаимодействие с родителями, включая организацию совместных кружков и круглых столов.

Как выбрать тему для самообразования?

Главный критерий для выбора темы — проблемы, с которыми сталкивается ваша рабочая группа.

Прочие факторы, влияющие на выбор темы:

  1. Нехватка опыта или знаний в определенной области.
  1. Особенности вашего опыта работы.
  1. Внутреннее стремление к определенным идеям, желание креативно развиваться в конкретном направлении.
  1. Актуальность для родителей, детей, коллег и руководства в вашем дошкольном учреждении.
  1. Соответствие темы требованиям современного общества.
  1. Наличие ресурсов у вас и в вашем детском саду для успешной реализации программы.
  1. Измеримость и конкретность — возможность постановки определенных задач по выбранной теме и их выполнение в установленные сроки.
Педагог в дошкольном учреждении самостоятельно определяет тему, которой он будет углубленно заниматься. Основной целью является достижение конкретных результатов, способствующих улучшению качества образовательно-воспитательного процесса.

Как выбрать тему самообразования по ФГОС?

Тема выбранного направления должна способствовать развитию детей и учитывать их культурные особенности, образовательные потребности, возраст и так далее. Выберите тему, учитывая свой опыт и характеристики группы детей, с которой вы работаете.

Ориентируясь на ФГОС ДО, ваше исследование будет соответствовать государственным нормам, и актуальность темы не вызовет затруднений.

Направления развития дошкольника, согласно ФГОС ДО:

  • Социально-коммуникативное развитие – включает адаптацию ребенка в обществе, установление коммуникативных взаимодействий с сверстниками и родителями, и так далее.
  • Познавательное развитие – стимулирует у ребенка когнитивные способности, любознательность и интерес к окружающему миру, а также формирует первоначальные представления о себе, природе, семье и других людях.
  • Речевое развитие – помогает структурировать речь ребенка, формировать культуру общения и знакомить с литературой.
  • Художественно-эстетическое развитие – способствует развитию ценностного восприятия и понимания искусства, а также стимулирует интерес к творчеству.
  • Физическое развитие – обеспечивает опыт двигательной активности, улучшение физических характеристик.

Примерные темы по ФГОС для самообразования воспитателя:

  • Влияние игр на развитие социальных навыков дошкольников.
  • Развитие коммуникативных умений детей старшей группы.
  • Роль семьи в формировании коммуникативных навыков дошкольника.
  • Социализация детей младшей группы через сюжетно-ролевые игры.
  • Продвижение эмоционального интеллекта у дошкольников.
  • Развивающие игры как средство формирования когнитивных способностей.
  • Использование геймификации в образовательном процессе.
  • Экологическое образование в дошкольном учреждении.
  • Духовно-нравственное воспитание детей.
  • Проектная деятельность в дошкольных учреждениях.
  • Формирование культурных ценностей через русские народные сказки.
  • Уроки риторики и речевой этикет как средство развития речи.
  • Сказкотерапия для развития речи у детей.
  • Эффективное использование художественной литературы для всестороннего развития.
  • Вовлечение детей в творческую деятельность через художественное творчество.
  • Влияние театра на формирование ценностного восприятия.
  • Физкультурно-оздоровительная работа с детьми через подвижные игры.

Документы по самообразованию воспитателя ДОУ по ФГОС

Годовой план по самообразованию

При разработке плана самообразования воспитателю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  1. При выборе конкретной темы следует обосновать причины этого выбора, опираясь на актуальность данной темы.
  1. Важно продемонстрировать, как выбранная тема связана с целями и задачами современной системы дошкольного образования.
  1. Следует осветить результаты предварительной работы, проведенной педагогом.
  1. При выборе темы самообразования важно четко указать, на каких программных и методических основаниях она строится.
  1. Необходимо помнить, что теоретические знания должны быть применимы на практике.
  1. Следует обосновать выбор конкретных методов взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста.
  1. В рамках выбранной темы целесообразно спланировать проведение диагностических мероприятий.
  1. В плане самообразования важно описать собственные методические разработки.
  1. Следует спланировать анализ полученных результатов после проведения мероприятий.
  1. Важно определить перспективы для дальнейшей педагогической деятельности.

По ФГОС титульный лист должен содержать следующую информацию:

  1. Полное наименование муниципального учреждения (муниципальное дошкольное образовательное учреждение — детский сад общеразвивающего вида №…).
  1. Наименование документа (план по самообразованию педагога).
  1. Сведения о педагоге:
    1. Ф.И.О. педагога.
    1. Стаж работы.
    1. Квалификационная категория и дата её присвоения.
  1. Название темы.
  1. Учебный год.
  1. Возрастная группа.
  1. Год.

На втором листе плана требуется указать:

Тема: «…».

Цель: «…».

Задачи (примерный перечень):

  • подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  • организовать работу кружка, создать учебную программу
  • оформить в группе уголок…
  • подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»
  • подготовить (принять участие) в семинаре…
  • подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«…»
  • повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения собраний педагогов, самообразования…)
  • разработать перспективный план работы с детьми.

Оформление списка литературы

В конце плана нужно указать литературные источники по стандартному библиографическому принципу: автор пособия, название, год издания, издательство — для каждого пункта в списке.

Перспективный план самообразования педагога

Папка (тетрадь) по самообразованию

Папка по самообразованию включает в себя информацию личных данных, план по самообразованию по проблемной методической теме, а также акмеокарту педагога. Это сборный документ, отражающий всю деятельность педагога по выбранной теме, включая фото- и текстовые отчеты о проведенных на практике мероприятиях.

Тетрадь, как правило, заполняется в произвольной форме. Там ведется отчет о проведённых мероприятиях:

· с воспитанниками

· с родителями

· с педагогами

· о других вариантах процесса самообразования (например, воспитатель прочитал определённую книгу по теме, приобрёл наглядное пособие, посетил мероприятие).

Как педагогу ДОУ организовать работу по самообразованию в три этапа?

Организация работы по самообразованию включает в себя выбор темы, составление плана, изучение теории и практики, а также отчет и анализ проделанной работы. Каждый этап требует систематичности, активной работы с информацией и умения фиксировать результаты для дальнейшего развития.

Подготовка и планирование (Август — Сентябрь)

На этом этапе потребуется разработать годовой план самообразования, сформировать список необходимой научно-методической литературы, изучить работы других педагогов, погрузиться в тему исследования.

Рекомендуется создать методическую папку для хранения статей, конспектов, отчетов и других материалов, относящихся к выбранной теме. Это поможет иметь быстрый доступ к необходимым ресурсам.

Составление плана самообразования включает выбор темы и аргументацию ее актуальности, формулирование целей и задач, определение источников и форм работы. План обычно охватывает год, но также может включать комплекс тем для последующих лет.

Освоение теории и практика (Сентябрь — Апрель)

На этом этапе следует изучить научные и методические материалы, законспектировать статьи, создать обзоры и картотеки методов и приемов работы.

Исходя из полученных знаний, педагогу следует разработать собственную программу и методики, интегрируя их в практическую деятельность. Весь процесс освоения теории и практики также фиксируется в методической папке, включая сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации и участии в вебинарах.

Отчет и анализ (Конец учебного года)

Финальный этап включает в себя оценку результатов реализации плана, систематизацию полученных знаний и опыта, а также проведение анализа.

Педагог может представить отчет в различных формах: фото- и видеоотчеты для родителей, коллег и руководства; открытые занятия в начале и конце учебного года; мастер-классы, выступления на совещаниях, конференциях, публикации в СМИ или интернете, участие в конкурсах и др.

Как составить отчет по итогам самообразования?

В данном вопросе первостепенное значение имеют требования руководства учреждения.

Помимо написания стандартного отчета, воспитатель может представить свою работу в следующих форматах:

  • Сделав доклад перед коллегами
  • Организовав открытые показы своей работы в учреждении
  • Создав презентацию, отражающую созданные им развивающие среды и педагогические методики
  • Опубликовав статью на данную тему
Необходимо помнить, что отчет по самообразованию воспитателя не должен быть просто яркой демонстрацией информации. Достижение положительных результатов в совершенствовании навыков и знаний будет достигнуто лишь в случае систематичного и целенаправленного подхода.

Где пройти курсы повышения квалификации в сфере дошкольного образования

В университете ЕВИДПО есть 14 программ повышения квалификации и переподготовки по педагогике в ДОУ Обучение проходит онлайн в сжатые сроки. Ниже представлен пример диплома, который вы получите:

Посмотрите курсы обучения
Педагогика дошкольных образовательных учреждений

У нас Вы найдете 61 курс(ов)
по направлению

Педагогика ДОУ