ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Как организовать учёт драгоценных металлов в организации

22.06.2023

Попова Полина

Как организовать учёт драгоценных металлов в организации

Рассмотрим правила учета драгоценных металлов, как осуществляется прием и инвентаризация драгоценных металлов

ЛОМ

8 мин

Регулирование обращения драгоценных металлов осуществляется в соответствии с несколькими нормативными актами. ФЗ № 41 определяет порядок обращения с драгоценными металлами и камнями.

Также существуют Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности. Эти Правила утверждены ПП № 731 и содержат подробные инструкции по ведению учета и хранения драгоценных металлов.

Кому

Правила учета драгоценных металлов распространяются на:

  • Компании (включая воинские части и воинские формирования) и индивидуальных предпринимателей, занятых в области добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов, а также в сфере добычи, использования и обращения драгоценных камней, сбора, заготовки, обработки (переработки) лома и отходов драгоценных металлов и восстановления драгоценных камней.
  • Организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и продажей ювелирных изделий и других изделий из драгоценных металлов и/или драгоценных камней, а также изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни.

Правила учета драгоценных металлов

Для эффективного учета необходимо соблюдать определенные принципы:

  1. Необходимо своевременно и точно фиксировать данные о количестве драгоценных металлов и их местонахождении.
  1. Следует контролировать движение драгоценных металлов среди материально ответственных лиц, структурных подразделений и организации в целом.
  1. Все сведения, представленные в отчетах, должны быть достоверными и надежными.

При использовании драгоценных металлов в производственных процессах они расходуются в соответствии с установленными нормами.

Для учета драгоценных металлов могут использоваться как бумажные документы, так и электронные системы с применением современных технологий, включая усиленную квалифицированную электронную подпись.

Единицы измерения при учете драгоценных металлов включают:

  • наименование металла,
  • массу металла в граммах (пересчитанную на химически чистый металл),
  • качество (пробу или содержание драгоценного металла),
  • стоимостное выражение.

При передаче драгоценных металлов на аффинаж из продуктов переработки минерального и вторичного сырья учет осуществляется по наименованию и массе в граммах (в лигатуре и пересчете на химически чистые драгоценные металлы).

Драгоценные металлы, включенные в комплектующие детали, изделия, приборы, инструменты и оборудование, учитываются по наименованию, массе в граммах (в лигатуре и пересчете на химически чистые драгоценные металлы), в качестве – пробы и стоимости. Такой учет может вестись на протяжении всего срока службы драгоценных металлов.

Особое внимание следует уделить контролю за учетом драгоценных металлов. Он может осуществляться с помощью:

  • инвентаризаций,
  • проверок фактического наличия драгоценных металлов,
  • системы внутреннего контроля.

Необходимо проводить регулярные анализы остатков драгоценных металлов и сравнивать их с фактическими данными учета.

Порядок учета драгоценных металлов

В процессе учёта движения драгоценных металлов и драгоценных камней в организации необходимо правильно оформлять первичные учётные документы. Важно, чтобы каждый документ был подписан уполномоченным лицом. В зависимости от выбранной формы документа, подпись может быть сделана либо вручную, либо с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП).

В местах хранения драгоценных металлов и драгоценных камней (таких как склады, хранилища, кладовые и другие локации, установленные организацией в соответствии с местными правовыми актами) необходимо вести учёт в специальных документах:

  • карточки складского учёта,
  • журналы,
  • книги и другие документы, предусмотренные местными правовыми актами.

Перед началом записей в учётных документах необходимо пронумеровать каждую страницу и прошнуровать их. Также следует поставить подпись руководителя учреждения или уполномоченного лица, а также проставить печать.

При использовании электронного документооборота (ЭДО) документы, которые являются отчётностью, должны быть выведены на печать. Каждый документ также должен быть пронумерован, прошнурован, подписан и скреплён печатью.

Все учётные документы должны быть учтены в бухгалтерии организации, чтобы обеспечить правильное финансовое отражение операций.

Инвентаризация драгоценных металлов

Инвентаризация драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, а также в ломе и отходах, предназначенных для последующего аффинажа, проводится в соответствии с установленным порядком, описанным в разделе III Инструкции № 231н.

В соответствии с пунктом 28 инструкции, данное мероприятие проводится один раз в год, на дату 1 января.

Также инвентаризация обязательна в следующих случаях:

  • При смене материально ответственных лиц.
  • При выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества.
  • В случае стихийных бедствий, пожаров или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
  • При реорганизации или ликвидации организации.
  • В других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для проведения инвентаризации руководителем учреждения создается специальная комиссия по приказу. В этом же приказе устанавливаются порядок проведения инвентаризации, сроки начала и окончания процесса.

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, которым доверено хранение ценностей, подлежащих инвентаризации.

Перед началом инвентаризации материально ответственные лица должны подписать расписку о том, что все документы, связанные с поступлением или расходом ценностей, переданы в бухгалтерию, и у них нет неучтенных ценностей.

Информация о фактическом наличии драгоценных металлов по каждому виду основных средств записывается в инвентаризационные описи (сличительные ведомости) для нефинансовых активов (форма 0504087). Эти описи составляются в двух экземплярах, один из которых передается материально ответственному лицу.

Инвентаризационная комиссия обязана обеспечить полноту и достоверность внесения информации о фактическом наличии проверяемых ценностей и изделий из них в инвентаризационные описи. Также комиссия отвечает за правильное и своевременное оформление материалов инвентаризации.

Фактическое наличие драгоценных металлов во время инвентаризации определяется через:

  • обязательное взвешивание,
  • подсчет,
  • измерение,
  • отбор,
  • анализ образцов.
Если невозможно проверить фактическое наличие драгоценных металлов, входящих в состав основных средств, инвентаризационная комиссия устанавливает их наличие на основе учетных документов, технической документации или с использованием сведений о содержании этих металлов в аналогичной продукции.

Все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица подписывают инвентаризационные описи. Последние дополнительно предоставляют расписку, подтверждающую, что проверка ценностей инвентаризационной комиссией проведена в их присутствии, что у членов комиссии нет никаких претензий и что они принимают перечисленные в описи (и акте) ценности на ответственное хранение.

По завершении инвентаризации должны быть составлены корректно оформленные описи фактического наличия драгоценных металлов для каждого материально ответственного лица. Они передаются в бухгалтерию для сопоставления фактических данных с бухгалтерским учетом.

Для всех расхождений с материально ответственными лицами должны быть получены письменные объяснения. На основании представленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия определяет характер и причины обнаруженных расхождений с данными бухгалтерского учета и вносит свои заключения и предложения по их урегулированию, которые затем фиксируются в протоколе и утверждаются руководителем организации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в сроки, установленные внутренними документами учреждения, разработанными с учетом особенностей его деятельности.

Как организовать приём драгоценных металлов

Драгоценные металлы, входящие в состав основных средств, должны учитываться по их наименованию и массе, пересчитываемой на химически чистые драгоценные металлы.

Информация о наименовании, массе и количестве драгоценных металлов, содержащихся в основных средствах, должна быть отражена в первичной учетной документации. Эта информация основывается на данных о наличии драгоценных металлов, указанных в технической документации:

  • паспорта,
  • формуляры,
  • этикетки,
  • руководства по эксплуатации.

Для правильного документирования поступления объектов в учреждение и их последующего учета в качестве основных средств, используются приходный ордер на приемку материальных ценностей или акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, утвержденные Приказом Минфина № 52н. Кроме того, применяется инвентарная карточка учета нефинансовых активов.

Информация о драгоценных металлах, включая их наименование, единицы измерения, количество и массу, содержащихся в основных средствах или их деталях, должна быть отражена в соответствующих разделах акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов и инвентарной карточке учета нефинансовых активов.

Обычно данные о содержании драгоценных металлов, указанные при поступлении объектов, являются приблизительными. Для получения достоверной информации о фактическом количестве драгоценных металлов в составе основных средств необходимо провести их списание, разборку и аффинаж.

Где обучить специалиста

Для организации учета драгоценных металлов необходимы определенные знания и навыки. Мы рекомендуем пройти онлайн-курсы в нашем Институте ЕВИДПО. По окончанию обучения вы получите диплом:

 

 

Посмотрите курсы обучения
ЛОМ

У нас Вы найдете 9 курс(ов)
по направлению

Контроль лома и отходов металла