Главная страница > База знаний > Как оценить финансовое состояние организации: пошаговый гайд
2024-06-04
Финансы
ФНС обновила методику оценки финансового состояния организации. В стате расскажем:
5 мин
ФНС обновила методику оценки компаний, основываясь на личном кабинете налогоплательщика юрлица, что устанавливает Приказ ЕД-7-31/398@.
Теперь организации могут выбрать одну из предложенных форм оценки. В личном кабинете налогоплательщика юрлица предусмотрен выбор шаблона выписки, которые приведены в приложениях к утверждённой методике. Каждая форма содержит набор критериев для оценки.
Финансовый анализ компании представляет собой изучение финансовых отчетов и определение коэффициентов устойчивости или неустойчивости компании. Этот процесс помогает оценить уже принятые меры и понять, что нужно исправить.
Важная часть — выявление причинно-следственных связей между действиями, явлениями и событиями в хозяйственной деятельности бизнеса и его состоянием, а также интерпретация этих связей.
Бизнес-план необходимо анализировать даже при видимой стабильности. Финансовый анализ проводится периодически, как правило, раз в год, на основе бухгалтерских отчетов (баланса), налоговых отчетов, отчетов о прибыли, отчетов о производстве брака и других данных.
Только таким образом можно выявить скрытые проблемы и подготовить собственников бизнеса к будущим событиям, например, к кассовому разрыву.
Рассмотрим приложения приказа ЕД-7-31/398@. Первая часть в обеих формах выписки одинакова. В ней налоговая служба оценивает компании по двенадцати ключевым критериям:
Если юрлицо не соответствует одному или нескольким критериям, это будет указано в сформированной выписке.
Критерии во второй части шаблонов различаются. В шаблоне, приведённом в Приложении 1, вторая часть оценки касается преимущественно финансовых показателей компании за предыдущий год, таких как:
В шаблоне, приведённом в Приложении 2, вторая часть в основном оценивает добросовестность и надёжность компании. Среди критериев:
Финансовые показатели организации сами по себе не дают полной картины. Например, если собственник выяснил, что рентабельность составляет 30%, нужно применить методы финансового анализа, чтобы понять, хороший это показатель или плохой.
Методы оценки показателей организации помогают изучить и оценить показатели. В учебниках описывают до одиннадцати методов, но мы рассмотрим основные.
1. Горизонтальный анализ — это сравнение показателей отчётного периода с предыдущими периодами.
Например, важные показатели за 2024 год сравнивают с данными за 2023 год. Это позволяет увидеть динамику. Если компания замечает, что выручка падает, то для выяснения причин изучают другие показатели.
Возможно, продукт устарел, услугу оказывают неправильно или сотрудники недостаточно мотивированы.
2. Трендовый анализ — разновидность горизонтального анализа.
Он включает сравнение показателей за несколько прошлых периодов, например, с 2020 по 2023 годы, что позволяет выявить тенденции. Если прибыль ежегодно растёт на 20%, можно ожидать, что эта тенденция продолжится в следующем году.
3. Вертикальный анализ изучает, как каждая позиция отчётности влияет на итоговый результат, например, как выручка или себестоимость продукции влияют на прибыль.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга.
4. Анализ коэффициентов показывает, как одни показатели влияют на другие.
Например, рост долгов может снизить чистую прибыль. Если поставщики повысили цены и увеличились налоговые сборы, чистая прибыль может упасть. В таком случае компания может продать или сдать в аренду неиспользуемые активы, чтобы компенсировать расходы.
5. Сравнительный анализ — это сравнение показателей компании с показателями конкурентов.
Этот метод позволяет оценить эффективность работы компании в сравнении с другими бизнесами из той же отрасли.
6. Факторный анализ изучает, какие факторы и как влияют на показатели.
Например, коммерческий директор может сравнить показатели прибыли в разные сезоны и понять, зависят ли продажи от сезонности.
Нужно установить, есть ли собственные средства на новую линейку продукции и пр. Также следует определить, будет ли в исследовании конфиденциальная информация. Подбираются и проверяются отчеты, содержащие нужные показатели, на надежность.
На этом этапе можно учитывать очевидные трудности или устойчивость к возможным кризисам.
Обычно начинают с вертикального и горизонтального анализа. Аналитик оценивает эффективность использования активов, финансовую устойчивость (анализ коэффициентов) и рентабельность.
При полном исследовании компании часто начинают с имущественной составляющей, оценки активов и ликвидности, а затем переходят к изучению структуры капитала.
Опытные аналитики могут выявить множество закономерностей в финансовой деятельности бизнеса. Например, высокая скорость оборота средств может свидетельствовать об эффективном использовании ресурсов.
Хорошие финансовые показатели компании, имущественного состояния и внеоборотных активов указывают на медленный темп износа основных средств и обеспеченность операционной деятельности. Эти показатели также помогут определить, когда следует обновлять активы.
Рентабельность измеряет эффективность использования ресурсов и способность извлекать из них прибыль.
Ликвидность показывает возможность компании погашать обязательства перед инвесторами и кредиторами.
Непроанализированные цифры — зря потраченное время. Итогом анализа должны стать конкретные решения. Лучше провести анализ по паре показателей и сделать выводы, чем вычислить множество коэффициентов и не использовать их в планировании.
На основе финансового анализа должен появиться план развития, новые управленческие решения, работа с резервами и повышение эффективности — определенная стратегия компании.
Важно проводить регулярный финансовый анализ и использовать обновленные методики оценки для обеспечения финансовой устойчивости и прозрачности деятельности компании. Это помогает выявить скрытые проблемы, принимать обоснованные управленческие решения и готовиться к будущим вызовам.
Если вы хотите узнать больше о современных методах финансового анализа и улучшить навыки оценки финансового состояния вашей компании, советуем регулярно проходить повышение квалификации.
Например, в ЕВИДПО есть более 15 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Обучение проходит онлайн, а для групп предоставляем скидки!
Например курс Экономика и финансы организаций . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
ФНС обновила методику оценки компаний, основываясь на личном кабинете налогоплательщика юрлица, что позволяет организациям выбирать одну из предложенных форм оценки. Каждая форма содержит набор критериев, что позволяет налоговой службе эффективно оценивать ключевые показатели деятельности компании.
Финансовый анализ представляет собой изучение финансовых отчетов и определение коэффициентов устойчивости или неустойчивости компании. Он проводится периодически и помогает выявить скрытые проблемы и подготовить собственников бизнеса к будущим событиям.
Следование структурированному подходу к исследованию финансов бизнеса обеспечивает последовательность и точность анализа. Определение целей, сбор данных, выбор методов, интерпретация результатов и разработка решений — все эти этапы важны для эффективного управления компанией.
Посмотрите все курсы по направлению Финансы
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4