Главная страница > База знаний > Как принять товар в 2023: инструкция по приемке для магазина, склада
2023-08-01
Розничная и оптовая торговля товарами
В статье разберем следующие вопросы:
Документальное оформление поставок
Порядок приемки товара
Недостача, недопоставка, пересортица
Расхождения
Ошибки при поставках
10 мин
Важно знать, как принимать товар на складе или в магазине. Основные правила прописываются в договоре поставки, а также поставка оформляется по требованиям законодательства РФ. мы расскажем про процесс приемки товара по качеству и количеству, оформление документов и порядок действий при выявлении несоответствий.
В процессе приемки товара заказчику следует:
Гарантировать соответствие количества и качества продукции условиям договора.
Поручать приемку только ответственному лицу, обычно кладовщику.
Уведомлять поставщика письменно о некачественных товарах и требовать их замену.
Хранить излишний или дефективный товар до согласования дальнейших действий.
Обеспечить документальную фиксацию процесса приемки.
Поставщику следует:
Поставлять продукцию в соответствии с условиями договора поставки, с правильным количеством и качеством.
Проверять полномочия лица, принимающего товар.
Принимать акт о расхождении количества продукции по требованию клиента.
Заменять товар, не соответствующий требованиям.
Составлять акт о расхождении количества и направлять его заказчику.
По сути, заказчик должен обеспечивать правильную приемку товара и своевременно информировать поставщика о несоответствиях, а поставщик обязан обеспечивать правильное качество и количество товара, а также поддерживать документирование процесса приемки.
Второй документ - счет-фактура. Если вы плательщик НДС, необходимо собирать счета-фактуры для каждого входящего товара. Без них вы не сможете учесть НДС.
Не делают это те, кто работает по упрощенной системе налогообложения. Печать в таком документе не ставится — достаточно подписи бухгалтера и ген директора.
При возврате товара следует запросить у поставщика скорректированный счет-фактуру, так как НДС будет учитываться только по части товара, которая вам поставлена.
- Для случаев, когда в стоимость включены услуги перевозки, используйте универсальный передаточный документ (УПД) вместе с товарно-транспортной накладной (ТТН).
Универсальный передаточный документ (УПД) включает все необходимые данные, требуемые как для счетов-фактур, так и для других первичных документов. УПД по сути объединяет функции товарной накладной и счета-фактуры, и может использоваться вместо них.
Перед тем как начать приемку товара, рекомендуется:
Обеспечить наличие свободного места на полках и стеллажах.
Разграничить зоны для избежания путаницы между уже размещенным и новым товаром.
Подготовить инструкцию для сотрудников о процедуре приемки товара и разместить ее на видном месте.
Первичная проверка включает в себя следующие этапы:
Проверка транспортного средства на предмет повреждений.
Контроль температуры и других условий перевозки.
Проверка целостности упаковки, наличия пломб и маркировки.
О любых обнаруженных повреждениях или нарушениях целостности упаковки необходимо сразу сообщить поставщику.
При проверке товара по количеству сотрудник обязан:
Проверить упаковку и контейнеры, произвести пересчет, взвешивание товаров.
Сопоставить коды маркировки из накладной с фактическими.
Проверить содержание документации: информацию о поставщике, цены, наименования товаров.
При любом несоответствии следует немедленно уведомить поставщика или соблюдать установленный договором срок. Важно, чтобы наименования на упаковке, в сертификатах соответствия и сопроводительных документах совпадали, иначе возможны штрафы.
Помимо других этапов приемки, при получении алкогольной продукции необходимо подтверждение в системе ЕГАИС.
Если все документы соответствуют факту и верно заполнены, ставится печать организации и подпись. При обнаружении недостачи процесс приемки приостанавливается, осуществляется повторный подсчет и взвешивание, после чего составляется протокол о недостаче.
Для дальнейшей проверки потребуется доставить груз в нужное место и произвести его распаковку.4. Проведите проверку товара по качеству
Проверка по качеству включает в себя следующие шаги:
Сравнение с техническим паспортом, сертификатом, накладной и счетом-фактурой.
Визуальный осмотр изделий по их внешнему виду, текстуре, основной комплектации.
Оценка продуктов, склонных к быстрой порче, на наличие запаха.
Существует два метода проверки: полная и выборочная. При полной проверке распаковываются все грузовые места без исключения. При выборочной проверке проверяются лишь некоторые места, детали которых могут быть оговорены в договоре поставки. При повреждении транспорта или упаковки всегда следует проводить полную проверку.
Какие товары покупатель имеет право не принимать?
Товар, который просрочен или не соответствует указанным срокам годности в договоре.
Импортный товар без русифицированных этикеток (согласно Закону о защите прав потребителей).
Товар без обязательных документов, таких как инструкции по эксплуатации, сертификаты соответствия, технический паспорт, или комплектующие (в соответствии с Гражданским кодексом РФ).
Изделия с повреждениями, царапинами, вмятинами, или дырками (в соответствии с Гражданским кодексом РФ).
В случае, если товар не соответствует условиям договора, покупатель должен документально зафиксировать несоответствие и предъявить претензию поставщику.
Необходимо поставить свою подпись в сопроводительных документах, наложить печать и передать представителю поставщика или перевозчику. Процедура приемки считается завершенной, когда стороны подписывают акт о приемке товаров или соглашение без замечаний и разногласий.
Согласно требованиям, этот документ должен содержать следующие элементы:
дата и место составления;
регистрационный номер;
наименование продукции, количество, комплектацию и цены;
информацию о участниках сделки — поставщике и заказчике;
полные имена ответственных лиц с обеих сторон;
подтверждение завершения сделки и отсутствия разногласий;
подписи и печать.
Если выявятся дефекты или недостачи, необходимо составить акт о расхождении в течение 5 дней после поставки. Для выявления недостатков, которые невозможно обнаружить сразу при приемке, у вас есть 4 месяца.
Документирование расхождений в количестве и качестве товаров может быть выполнено в разной форме, но удобнее воспользоваться предварительно подготовленными формами, такими как ТОРГ-2 для отечественных товаров и ТОРГ-3 для импортных.
С использованием данных из накладной поставщика создается приходная накладная для учета продукции. Товарно-транспортная накладная необходима для подтверждения процесса передачи продукции между сторонами договора, включая списание у поставщиков и оприходование у заказчиков.
Приемка по количеству:
В открытой или поврежденной упаковке, либо без нее — немедленно при получении;
По весу брутто или количеству мест — немедленно при получении;
По весу нетто или количеству единиц товара в каждом месте — в течение 10 дней;
По весу нетто или количеству единиц товара в каждом месте, в случае скоропортящейся продукции — в течение 24 часов.
Приемка по качеству:
Скоропортящийся товар — в течение 24 часов;
Товар от поставщика из того же города — в течение 10 дней.
При доставке товара из другой местности допускается установить срок до 20 дней для обычной непересылаемой продукции.
В случае затруднительных климатических условий в регионе, временные рамки расширяются: для пищевой продукции — до 40 дней, для галантерейных и хозяйственных товаров — до 2 месяцев.
Можно выделить следующие виды количественных расхождений:
Формирование акта о расхождении по количеству и качеству возможно в произвольной форме, но удобнее использовать предоставленные формы: ТОРГ-2 для отечественных товаров и ТОРГ-3 - для импортных.
Бланк заполняется лицом, несущим материальную ответственность, в присутствии представителя компании-поставщика, с согласия компании-поставщика можно составить акт и без их непосредственного участия.
В этом документе можно в свободной форме указать, какое количество товара было заказано и сколько из него фактически было доставлено.
В тексте претензии обычно прописывают:
Если вам был поставлен товар, но в накладной есть ошибки или что-то было упущено, строки с такими позициями вычеркиваются. Каждое изменение должно быть подтверждено подписью лица, принимающего товар на складе или в магазине, корректировки также вносятся в счет-фактуру.
Например курс Товароведение и торговое дело. Квалификация: Товаровед . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Покупатель обязан согласовывать все свои действия с поставщиком. Оптимально, если эти действия заранее зафиксированы в договоре поставки.
Все расхождения возникают из-за нарушений, допущенных поставщиком в рамках договора.
Иногда возникают случаи, когда невозможно устранить недостатки, и в таких ситуациях покупатель имеет право односторонне расторгнуть договор.
Считается, что нарушение условий договора поставщиком является существенным, если:
недостатки невозможно устранить в разумный срок для покупателя;
нарушение сроков поставки имело место неоднократно.
Касательно покупателя, нарушение условий договора считается существенным в случае:
многократных нарушений сроков оплаты;
постоянной невыборки товаров.
Для осуществления одностороннего расторжения следует учесть наличие в договоре положений, касающихся ответственности сторон за ненадлежащее исполнение обязанностей. Это освещается в ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 44.
Алгоритм одностороннего расторжения выглядит следующим образом (на примере нарушения условий поставщиком):
В течение 3 дней с момента принятия решения о расторжении, покупатель отправляет заказное письмо поставщику с уведомлением о расторжении договора и разъяснением причин такого решения;
В течение 10 дней поставщик обязан устранить нарушения;
Если нарушения устранены в срок, не превышающий 10 дней, то покупатель обязан отменить свое решение согласно ч. 14 ст. 95 ФЗ № 44. Если такое решение не отменено, оно вступает в силу на 11-й день.
Процесс поставки можно упростить, снижая нагрузку на сотрудников. Для автоматизации процесса приема поставки товара на складе можно предпринять следующие шаги:
Посмотрите все курсы по направлению Розничная и оптовая торговля товарами
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4
АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»
ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00
© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ