ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
Главная страница > База знаний > Как провести и оформить инвентаризацию в 2023 году: документы и образцы заполнения
31.07.2023
Ферезанова Софья
7 мин
Инвентаризация — пересчет имущества и средств на балансе организации, включая материальные и нематериальные ценности. Цель — обнаружить расхождения с данными в учетной системе. Многие магазины проводят инвентаризацию в выходной день или ночью для минимизации простоя продаж.
Инвентаризация проводится для проверки остатков товаров, материалов, денег и имущества компании на дату инспекции. Результаты инвентаризации сравниваются с данными бухгалтерского учета, что позволяет оценить финансовое благополучие и эффективность работы компании.
Проведение инвентаризации необходимо не только из-за обязательности, но и для оценки качества работы сотрудников, выявления бракованного товара и удаления из ассортимента непродаваемых товаров.
Порядок проведения и документального оформления инвентаризации регулируются следующими нормативными документами:
Проверку проводят в следующих случаях:
По ситуации
В зависимости от объема имущества, подлежащего инвентаризации
По масштабу охвата
По условиям проведения
По способу проведения
При пересчете рассматривается все имущество и финансовые обязательства (договоры о кредитах, займах и т.д.) предприятия:
Согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ основные средства следует пересчитывать раз в три года.
Руководитель организации имеет право самостоятельно назначить переучет, определяя количество и даты мероприятий в отчетном году, перечень проверяемого имущества и финансовые обязательства при каждой проверке. Магазины и склады часто проводят проверку каждый месяц для контроля работы персонала и состояния учета товара.
Ежегодная процедура переучета имущества обязательна для всех предприятий без исключения.
Для оформления приказа можно использовать шаблон, разработанный самостоятельно в соответствии с учетной политикой компании, либо унифицированную форму № ИНВ-22.
Для инвентаризации в состав комиссии должно входить нечетное количество человек. Материально ответственное лицо не может быть ее членом, но оно обязательно присутствует при проведении проверки.
Приказ следует зарегистрировать в журнале учета контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.
Председатель комиссии должен заверить каждый документ своей подписью и указать, что они получены до инвентаризации.
Материально ответственное лицо должно предоставить расписку, которая подтверждает, что к моменту инвентаризации все документы о расходах и доходах, связанных с имуществом, были переданы в бухгалтерию или комиссию. В этой расписке также должно быть отмечено, что все полученные ценности были учтены, а выбывшие - списаны.
Полную материальную ответственность несут:
В ходе проверки комиссия осуществляет осмотр, подсчет и сверку документов для определения следующего:
Результаты инвентаризации оформляются с помощью инвентаризационных описей, которые представляют унифицированные бланки. Разные материальные ценности требуют использования соответствующих описей.
На основании инвентаризационных описей составьте акт о результатах инвентаризации по форме 0504835.
Комиссия заполняет три раздела:
Акт после подписания передается на утверждение руководителю организации.
Проверьте данные, занесенные в инвентаризационные описи, с данными бухгалтерского учета. Если расхождения были обнаружены, необходимо запросить объяснения у материально-ответственных лиц.
Если инвентаризация выявила расхождение между учетными и фактическими данными, составьте сличительные ведомости: по основным средствам и нематериальным активам (форма ИНВ-18) и по товарно-материальным ценностям (форма ИНВ-19).
Члены комиссия должны проанализировать выявленные расхождения и предложить способы их урегулирования, результаты должны быть оформлены протоколом.
Затем остается только составить ведомость учета результатов инвентаризационной проверки (форма № ИНВ-26).
Обычно сотрудники, причастные к недостаче, несут ответственность за недостающую сумму, которая может быть вычтена из их зарплаты. Однако окончательное решение по результатам проверки принимает руководитель, и в практике часто недостача может быть списана на издержки, особенно если она не превышает установленных организацией норм.
Если возникли излишки, необходимо выяснить, кто несет за них ответственность, так как они также приводят к расхождениям.
Любые результаты проверки, как положительные, так и отрицательные, документируются в отчетах, а затем используются для подведения итогов по остаткам.
Федеральная налоговая служба не имеет права наказывать за непроведение инвентаризации, но может применить штрафы в случае выявления расхождений в данных.
Институт ЕВИДПО предлагает более 20 курсов по оптовой и розничной торговле. Обучаем в кратчайшие сроки. По итогам выдаем диплом о профессиональной переподготовке:
Посмотрите курсы обучения
Розничная и оптовая торговля
АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»
ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00
© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ