ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Как составить рабочую программу для детей с ОВЗ

2023-10-26

Дефектология

Как составить рабочую программу для детей с ОВЗ 

Программа ОВЗ в школе ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая проблемы связанные с речью, слухом, умственным развитием, аутизмом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.

Попова Полина

4 мин

Эта программа разрабатывается в соответствии с общими принципами образования, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), который лишь устанавливает общие рамки. Конкретное содержание программы определяется педагогами. В некоторых случаях, написание такой программы может быть сложной задачей, поэтому мы предоставим образец структуры и рекомендации для упрощения процесса ее составления.

Требования к обучению детей с ОВЗ

Инклюзивный подход

Дети с ОВЗ обучаются в обычных средних школах вместе со сверстниками в соответствие с №273-ФЗ. Цель этого подхода заключается в интеграции детей с ОВЗ в социальное окружение, обеспечении ими общего образования и подготовке для поступления в колледжи и вузы.
Процесс обучения детей с ОВЗ в школе контролируется ассистентами (помощниками) и тьюторами.
Тьюторами являются педагоги. Их задачей является организация индивидуальной работы с учениками с ОВЗ и обеспечение сопровождения педагогического процесса. Назначение тьютора производится Психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и применимо только к некоторым категориям учащихся.
Для того чтобы занять эту должность, кандидату необходимо иметь диплом университета по специальности "Образование и педагогика" и педагогический стаж не менее 2 лет.
Ассистенты (помощники) занимаются техническими задачами, такими как сопровождение детей с ОВЗ до учебного учреждения, помощь в ориентации внутри школьного здания, ведение записей и другие сопутствующие задачи. Ассистентом может быть назначен человек, который работает помощником воспитателя или младшим воспитателем.
Обязанности ассистента, помогающего детям с ОВЗ в школе, могут выполнять лица с аттестатом о среднем образовании и сертификатом об окончании специализированного обучения, в соответствии со стандартами Минтруда.

Структура адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ в школе

Образовательные учреждения разрабатывают АОП, исходя из ФГОС с учетом особенностей детей с ОВЗ. Таким образом, общая образовательная программа настраивается на специфические потребности и возможности разных групп учащихся.
Чтобы перевести ученика на обучение по АОП, необходимо подать соответствующее заявление от родителей или опекунов, а также иметь заключение ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).
Суть АОП заключается в том, что они призваны гармонизировать образовательный процесс для детей с ОВЗ, совмещая общепринятые программы с индивидуальными потребностями каждого ребенка. Такие программы помогают строить образовательные маршруты для детей с ОВЗ, с учетом формирования универсальных учебных навыков, соответствующих ФГОС ОВЗ.

Содержание адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Внутри адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должны быть следующие компоненты:

  1. Титульный лист: Содержит название образовательного учреждения и информацию о рассмотрении программы на заседании педагогического совета (дата и номер протокола). Далее, там же утверждают программу с подписью директора школы и печатью. В центре титульного листа указывается название "Адаптированная образовательная программа основного (или начального) общего образования для детей с ОВЗ (указать вид ОВЗ)", и внизу указывается год.
  2. Ссылки на правовые документы: На второй странице, перечисляются законодательные акты, на которых основана программа. Среди них обязательно указываются Конституция Российской Федерации, Закон об образовании в Российской Федерации, Федеральные государственные образовательные стандарты (если программа применима к начальному общему образованию), Устав образовательного учреждения и другие применимые документы.
  3. Описание состава программы: Содержит пояснительную записку, учебный план, учебный график, рабочие программы по предметам, материалы по оценке и методические рекомендации, и другие дополнительные материалы, которые облегчают понимание и реализацию программы.
  4. Цели программы: Здесь указываются общие цели программы, например, обеспечение детей с ОВЗ качественным образованием и социальной адаптацией через индивидуализированный подход к обучению.
  5. Задачи программы: Перечисляются задачи, которые должны быть выполнены в процессе реализации программы. Они могут включать оптимизацию коррекционной работы, реабилитацию учащихся, развитие личности и регуляцию эмоционально-волевой сферы.
  6. Планируемые результаты: Составляются на основе поставленных задач и описывают, какие конкретные результаты ожидаются в процессе обучения. Например, развитие учебных навыков, повышение способности к обучению, участие в общественной деятельности и другие.
  7. Рабочие программы предметов: Здесь перечисляются все предметы, которые преподаются в рамках программы, с указанием часов и материалов учебных пособий, форм контроля и т. д.

Условия осуществления адаптированной образовательной программы

При реализации этой программы необходимо:

  • Учитывать особенности каждого ребенка и применять индивидуальный педагогический подход, организовывая коррекционно-педагогический процесс с применением специальных методов обучения, компенсации и коррекции развития.
  • Обеспечивать реализацию коррекционно-педагогического процесса соответствующими специалистами и обеспечивать их психологическую поддержку.
  • Предоставлять медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Включать родителей в процесс коррекционно-педагогической работы.

Где обучить тьютора

Единый Всероссийский Институт Дополнительного Профессионального Образования предоставляет 66 курсов по дефектологии. Обучение проходит онлайн и без отрыва от работы.

Например курс Специальное (дефектологическое) образование. Квалификация: Тьютор . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Условия осуществления адаптированной образовательной программы включают в себя создание специальных условий в учебном заведении, адаптированных для конкретной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Также, в процессе реализации адаптированной образовательной программы в учебном заведении должны участвовать тьюторы, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и педагоги-психологи.

Посмотрите все курсы по направлению Дефектология

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4