ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Карта оценки профессиональных рисков в 2024: инструкция к разработке

2024-03-18

Охрана труда

Карта оценки профессиональных рисков в 2024: инструкция к разработке 

В данной статье рассмотрим:

  • Что такое профессиональный риск;
  • Для чего нужны карты оценки профессиональных рисков;
  • Комиссия по оценке профессиональных рисков: кто может быть ответственным;
  • Инструкция: как разработать карту оценки профессиональных рисков.
Бондарева Ангелина

6 мин

Карта оценки профессиональных рисков является подробным перечнем опасностей, которые могут возникать в процессе работы сотрудников. Она включает в себя как явные, очевидные факторы, так и редко встречающиеся ситуации.

Данный материал предназначен для того, чтобы помочь определенным должностям в правильной подготовке и оформлении такой карты. Здесь вы узнаете, кто занимается разработкой карт оценки профрисков, когда это необходимо сделать и как правильно ее оформить.

Что такое профессиональный риск и какие бывают профессиональные факторы риска

Профессиональный риск — это возможность причинения вреда здоровью, связанная с опасными и вредными факторами производственного процесса, в рамках исполнения работником своих обязанностей.

Эти профессиональные факторы риска могут быть разнообразными и включать, например, механические риски, такие как падения с высоты, порезы или уколы. Также они могут быть связаны с микроклиматом рабочего места, например, с холодом, жарой или высокой влажностью, что может негативно сказаться на самочувствии человека.

В свою очередь, работодатель должен анализировать особенности своей деятельности и выявить все профессиональные риски. Для этого должна быть проведена оценка профессиональных рисков для каждого работника и предприняты меры для предотвращения этих рисков, если это возможно, или минимизации их последствий, если полностью предотвратить их не удается.

Для чего нужна карта оценки профессиональных рисков

Методика оценки профессиональных рисков на рабочем месте предоставляет возможность учесть большинство опасностей, которые могут постигнуть сотрудника при выполнении его должностных обязанностей. Оцениваются определенные условия, при совпадении которых может произойти несчастный случай на производстве. На основании этого организация должна иметь такой документ, как карта оценки профессиональных рисков.

Большинство работодателей рассматривают составление подобного документа как лишнюю тревогу и дополнительные финансовые затраты, поскольку, как правило, такую процедуру проводит сторонняя специализированная компания. Внутренние эксперты предприятия не всегда обладают достаточным уровнем квалификации. Однако это представление является неверным. Оценка рисков полезна и для работника, и для работодателя. При неофициальном подходе такая карта может спасти жизнь и здоровье работника, а работодателю позволить избежать хлопот, связанных с оформлением несчастных случаев на производстве, остановку деятельности компании в случае тяжелых последствий несчастного случая или аварии.

К тому же, стоит помнить, что отсутствие заполненной карты при проверках надзорных органов неизбежно приведет к штрафам для компании (ч.1 ст 5.27.1 КоАП РФ): 

  • на должностных лиц и ИП – 2000 - 5000 рублей;
  • на юридических лиц – 50000 - 80000 рублей. 
Обратите внимание, что штраф может быть наложен за отсутствие карты по каждой должности отдельно. Поэтому не стоит недооценивать важность документа для работодателя.

Комиссия по оценке профессиональных рисков: кто может быть ответственным

Согласно ст 218 ТК РФ, компании должны проводить мероприятия по выявлению профрисков. Итогом такого мероприятия является заполнение карты оценки профессиональных рисков. Для офисных работников такой анализ необходимо проводить, так же как для рабочего, производственного персонала.

Организовывать мероприятия по анализу профрисков должны все работодатели, независимо от размеров и форм собственности. Компания может провести их самостоятельно или воспользоваться услугами специализированных организаций. Каждый из вариантов имеет свои преимущества:

  • При привлечении специализированных организаций не потребуется проводить обучение сотрудников новым навыкам. Удобно воспользоваться таким методом при первой оценке. Выбирая компанию, не стоит требовать лицензию. Данный вид деятельности не лицензируется. Чаще всего услуги предоставляют компании, проводящие СОУТ.
  • Оценку рисков может проводить специалист по охране труда или служба охраны труда, но эффективнее это может сделать комиссия по оценке профессиональных рисков из трех-семи человек. Состав комиссии определяют в зависимости от количества работников и сферы деятельности организации. В состав комиссии можно добавить главного инженера, ответственного за пожарную безопасность, ответственного за электробезопасность, начальников структурных подразделений и представителей профсоюза. Чтобы определить состав комиссии, нужно согласовать приказ о создании комиссии по оценке профрисков.

Если вы решите выполнить процедуру самостоятельно, обязательно изучите инструкции по заполнению карты. Основным преимуществом самостоятельной оценки будет ваше глубокое понимание производственного процесса и опасностей, которые воздействуют на сотрудников. Кроме того, это позволит вам лучше вовлечь ваш персонал в развитие системы охраны труда. Не забывайте, что также экономите деньги компании и ответственны за качество анализа. Если вы приняли решение выполнить процедуру самостоятельно, то нужен сотрудник, который будет назначен, как ответственный за оценку профрисков. Обычно эту обязанность возлагают на технического специалиста, например, главного инженера или руководителя службы по охране труда или специалиста по охране труда. 

Закон не устанавливает четкой периодичности проведения процедуры. Работодатель может самостоятельно определить ее и закрепить в соответствующем локальном нормативном акте. Впервые процедура потребуется провести перед созданием нового рабочего места. В дальнейшем она выполняется с установленной периодичностью или при изменении технологического процесса, модернизации оборудования, устранении последствий аварий, несчастных случаев и т. д.

Инструкция: разработка карт профессиональных рисков

Процедура анализа профрисков законодательно не установлена. Поэтому порядок оценки работодатель устанавливает самостоятельно. После оценивания должна быть проведена разработка карт профессиональных рисков. 

Шаг 1. Пропишите его в ЛНА. Для начала сформируйте специальную комиссию. А комиссия будет проводить дальнейшую работу. Перед заполнением карты оценки профрисков на рабочем месте выявите опасности, составьте их реестр. На каждую должность составьте свою карту. 

В начале документа укажите: 

  • наименование работодателя; 
  • номер и рабочее место, для которого проводите анализ; 
  • дата анализа.

Шаг 2. Далее следует табличная часть непосредственно с результатами оценки. В нее можно включить следующие графы: 

  • вид деятельности; 
  • наименование опасности; 
  • фактор риска; вероятность; 
  • подтвержденность; 
  • последствия; 
  • индекс профессионального риска; 
  • уровень риска; 
  • мероприятия по устранению профессиональных рисков.

Опасности располагайте от самой значимой в сторону уменьшения. Факторами риска могут выступать оборудование, приборы, система электроснабжения, отопления, окружение, например, скользкие полы и т.д. 

Последствия могут быть от микротравмы до смертельного несчастного случая. Индекс и уровень рисков оценивайте по специальным методикам. У каждой – собственный алгоритм, формулы, таблицы, анкеты. Оценке подлежат не только существенные риски, но также маловероятные. Результатом всей процедуры будет разработка мероприятий по снижению профрисков. 

Шаг 3. Внесите в карту меры, которые должны обеспечить служба охраны труда и непосредственные руководители – например, проведение своевременных инструктажей, размещение плакатов о соблюдении требований охраны труда и пр. Покажите, как снижается риск, если применять СИЗ.

Шаг 4. Не забудьте ознакомить работников с результатами анализа профрисков. Для этого получите их подписи в специальном листе ознакомления или непосредственно в самой карте.

Карта оценки профессиональных рисков: как составить

Для оценивания профессиональных рисков необходимо иметь в штате своей компании квалифицированного сотрудника, которого можно назначить ответственным за оценку профрисков и составление карты оценки профессиональных рисков. ЕВИДПО предоставляет более 100 курсов по охране труда. Обучение проходит дистанционно, а для групп предусмотрены скидки!

Например курс Охрана труда. Квалификация: Специалист по охране труда . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Как управлять профрисками по охране труда:

  1. Создайте комиссию для оценки профессиональных рисков по охране труда.
  2. Подумайте, какие есть опасности для всех работников вашей организации.
  3. Идентифицируйте опасности отдельно по каждому работнику.
  4. Оцените, насколько сильно может повлиять на жизнь и здоровье работника та или иная опасность.
  5. Разработайте план мероприятий по снижению уровня рисков и реализуйте его.
  6. Если не хочется возиться со всем этим, обратитесь в организацию, которая проводит оценку профессиональных рисков по охране труда.

Посмотрите все курсы по направлению Охрана труда

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4