Главная страница > База знаний > Книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей: образец и правила заполнения
2024-04-01
Кадровое дело
В данной статье мы узнаем:
6 мин
Инспектор регулярно проводит проверку соблюдения работодателями учета и хранения трудовых книжек. В данном случае для выполнения проверки нужно предоставить книгу или журнал, где фиксируется движение трудовых книжек и вкладышей в них. Важно знать, как правильно заполнить и вести такую книгу, чтобы избежать штрафов при проверке. В данной статье мы рассмотрим, кто должен вести учет трудовых книг и вкладышей, и предоставим пошаговую инструкцию про заполнение книги учета движения трудовых книжек.
Книга учёта движения трудовых книжек и вкладышей является необходимым документом, который обязательно должен быть заполнен. Если в организации ранее не велась такая книга, то ее следует оформить. В процессе проверки инспектор может проверить, ведете ли вы учет трудовых книг и вкладышей, а также соблюдаете ли хронологический порядок. Вначале в книге должны быть указаны сведения о трудовых книжках работников, которые были приняты раньше. Если такие записи отсутствуют, работодатель может быть оштрафован за неправильный учет и хранение трудовых книжек согласно статье 5.27 частей 1 и 2 КоАП.
Следует отметить, что отсутствие и неправильное оформление книги учета трудовых книжек может привести к привлечению организации и ее руководящих лиц к административной ответственности в виде штрафов:
Такие меры ответственности содержатся в статье ч. 1 и 2 ст 5.27 КоАП РФ.
Таким образом, наличие книги учета движения трудовых книжек и вкладышей не только защищает компанию от штрафов, но и подтверждает следующее:
вы учитываете трудовые книжки и вкладыши в них, которые вы получили от сотрудников при их приеме на работу или выдали им сами (согласно статье 65 ТК);
соблюдаете процедуру увольнения и своевременно выдаете трудовые книжки при прекращении трудового договора (согласно статье 84.1 ТК);
выдаете трудовые книжки при переходе сотрудника на электронные сведения или в целях обязательного социального страхования (согласно части 1 ст 62 ТК РФ, п 35 Постановления № 320н);
получили трудовую книжку, которую вы выдали сотруднику в целях обязательного социального страхования (согласно части 2 статьи 62 ТК).
С целью эффективного ведения учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, необходимо назначить ответственного сотрудника. В качестве такого сотрудника может быть любой работник из отдела кадров или бухгалтерии в соответствии с пунктом 42 порядка № 320н.
Для назначения ответственного сотрудника по данному вопросу, требуется издание приказа в собственно разработанной форме. В этом документе необходимо указать фамилию, инициалы и должность сотрудника, которого назначают ответственным за трудовые книжки и книгу учета их движения в организации. Возможно назначение ответственных как отделу, так и нескольким сотрудникам, в том числе в соответствии со структурными подразделениями компании. Также следует указать, кто будет замещать ответственного в случае его отсутствия. Приказ должен быть подписан руководителем организации и сотрудниками, включенными в него.
Приказ о назначении ответственного за ведение трудовых книжек составляют в следующей последовательности.
Вначале заполняют «шапку», которая включает: название документа с указанием его цели, номер приказа, присвоенный согласно внутреннему документообороту организации, наименование компании, а также дату и место составления приказа.
Затем заполняют основную часть, где указывают обоснование - объективные причины необходимости данного распоряжения (в данном случае, это связано с требованиями законодательства РФ организовать ведение, хранение и учет трудовых книжек).
В бланке также указывают реквизиты ответственного лица, включающие должность, ФИО работника, а также кого назначить на замещение ответственного сотрудника в случае его длительного отсутствия на рабочем месте (например, в связи с отпуском, болезнью или командировкой). При необходимости можно добавить и другую информацию. В конце документа указывается основание для создания приказа (постановление Правительства РФ N 225).
Наконец, указывается лицо, отвечающее за исполнение приказа (это может быть как директор, заместитель директора, так и руководитель отдела кадров).
Шаг 1. Титульный лист должен быть оформлен соответствующим образом. Необходимо указать наименование организации и дату начала ведения книги. После этого следует пронумеровать книгу учета движения трудовых книжек, прошнуровать и заверить их подписью руководителя организации. В случае, если организация не отказалась от использования печати, она также должна быть заверена на заголовочном листе. После завершения оформления заголовочного листа необходимо заполнить графы в самой книге.
Шаг 2. В графе 1 книги учета движения трудовых книжек необходимо указать порядковый номер записи. Затем в графах 2, 3 и 4 необходимо указать дату приема сотрудника или заполнения трудовой книжки. При заполнении графов 2, 3 и 4 следует указать день, месяц и год приема сотрудника на работу или дату заполнения трудовой книжки или вкладыша. Следует отметить, что обычно эти две даты не совпадают. В соответствии со статьей 66 трудового кодекса и пунктом 2 Постановления № 320н, новые трудовые книжки оформляются на шестой рабочий день работника. Это возможно, если новый сотрудник утерял свою трудовую книжку и не перешел на электронный формат. Трудовые книжки, которые сотрудники предъявляют при приеме на работу, также должны быть зафиксированы в книге учета в тот же день.
Шаг 3. В графу 5 впишите Ф. И. О. владельца трудовой книжки. Советуем выделить три отдельные графы. Вписывать в одну графу Ф. И. О. сотрудника неудобно — вечно не хватает места, да и выглядит неопрятно.
Шаг 4. В графе 6 укажите серию и номер книжки. Эту графу обязательно оставляйте. Так найти документ проще. В трудовых книжках образца 1938 года серии и номера нет, постановление СНК СССР от 20.12.1938 № 1320. Если к вам пришел сотрудник с такой трудовой книжкой, напишите в графе фразу «без серии и номера» или поставьте прочерк. Обратите внимание, трудовая книжка без серии и номера действительна, только если работнику ее оформили в период с 15 января 1939 года по 31 декабря 1974 года. После этой даты завести трудовую на старом бланке нельзя, так как утвердили новые, постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 № 656. Поэтому, если к вам пришел работник с такой трудовой, посоветуйте ему оформить дубликат, так как принять недействительную трудовую нельзя.
Шаг 5. В графе 7 напишите должность сотрудника, а в графе 8 — название отдела. Должность и место работы сотрудника в новую книгу учета можете не включать, однако в старой форме эти графы заполнить нужно в обязательном порядке. Дело в том, что новый приказ № 320н этого не требует. А во-вторых, эта информация для целей учета трудовых и вкладышей не нужна. Если понадобится оперативно узнать, на какой должности и в каком подразделении работает сотрудник, заглянете в кадровые приказы или в личную карточку Т-2. Еще один аргумент — если переведете сотрудника на другую работу, информации об этом в книге учета не будет. А значит, указывать должность и подразделение в новой форме книги учета движения трудовых книжек бессмысленно.
Шаг 6. Внесите дату и номер документа о приеме на работу в графу 9. Эту информацию следует указывать только при приеме на работу. Если регистрация вкладышей в трудовые книжки уже работающего сотрудника не требуется ссылок на приказы или распоряжения, в девятой графе можно поставить прочерк.
Шаг 7. Подпишите ответственного за трудовые книжки в графе 10.
Шаг 8. Укажите сумму, которую сотрудник заплатил за бланк трудовой книжки или вкладыша в графе 11. Эту информацию следует заполнять только при регистрации новых трудовых книжек или выдаче вкладышей сотрудникам. В остальных случаях, когда сотрудник предъявляет трудовую книжку, работодатель должен поставить прочерк, показывая, что деньги не взимались.
Если организация решает выдавать бланки трудовых книжек и вкладыши бесплатно своим сотрудникам, закрепив это в правилах трудового распорядка, то также следует поставить прочерк в графе 11.
Шаг 9. При увольнении сотрудника или переходе на электронное заполнение трудовой книжки, заполните графы 12 и 13 в книге учета движения трудовых книжек. Сотрудник должен указать дату выдачи трудовой книжки в графе 12 и поставить свою подпись о получении книжки в графе 13 (п. 40, Постановление 320н).
Чтобы назначить ответственного за учет и хранение трудовых книжек и вкладышей в них, необходимо иметь в штате своей компании квалифицированного кадровика. Обучить его можно на курсах дополнительного профессионального образования. ЕВИДПО предоставляет более 30 курсов переподготовки и повышения квалификации по кадровому делу. Обучаем онлайн в кратчайшие сроки.
В каких ситуациях подойдет наше обучение:
Например курс Кадровое делопроизводство . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Трудовые книжки относятся к бланкам строгой отчётности, они содержат информацию, которая впоследствии напрямую влияет на уровень пенсии сотрудников, поэтому работа с такими документами должна вестись в последовательном порядке. Это особенно актуально для крупных организаций, где большое количество наемного персонала и большой поток кадровой документации.
Руководитель организации лично назначает работника, который несет полную ответственность за сохранность и заполнение книги учета движения трудовых книжек. Обычно это кто-то сотрудников или руководитель отдела кадров. В обязанности такого специалиста входит приём и выдача трудовых книжек и вкладышей в них, заполнение бланков и забота об их содержании и учёте. В случае утери или порчи трудовой, восстанавливать документ (или компенсировать затраты на эту процедуру) приходится ответственному сотруднику.
Трудовое законодательство не предусматривает ежегодного переиздания приказа о назначении лица, ответственного за ведение трудовых книжек. Ответственное лицо исполняет эти обязанности до момента отмены соответствующего поручения либо прекращения трудовых отношений.
Посмотрите все курсы по направлению Кадровое дело
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4