ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Национальные сопоставительные исследования: НСИ в 2025 году

2025-07-01

Школьная педагогика

Национальные сопоставительные исследования: НСИ в 2025 году

В статье рассмотрим:

  • зачем нужны национальные исследования качества образования
  • НСИ порядок проведения
  • подготовка к НСИ в школе
Софья Скворцова

8 мин

Как узнать, чему на самом деле учат в школах, и сравнить, насколько хорошо справляются с программой ученики в разных регионах страны? Для этого и существуют Национальные сопоставительные исследования качества общего образования — важный инструмент, который помогает объективно оценить уровень подготовки школьников и выявить сильные и слабые стороны образовательной системы.
На 2025–2026 учебный год утверждены новые методические рекомендации по проведению таких исследований в образовательных организациях. Это значит, что школы, педагоги и администрации получат чёткие ориентиры, как правильно организовать участие в этих проверках, на что обратить внимание и как использовать полученные результаты для улучшения качества обучения.

В этой статье мы простыми словами расскажем:
·       что такое национальные сопоставительные исследования и зачем они нужны;
·       какие изменения и особенности появились в методических рекомендациях;
·       как образовательным организациям подготовиться к участию в исследовании;
·       какую пользу могут получить школы, педагоги, родители и сами ученики.

Национальные сопоставительные исследования 2025/2026 учебный год

В новом учебном году Национальные сопоставительные исследования (НСИ) снова выходят на передний план. Их главная цель — оценить, как школы справляются с воспитательной задачей и какой уровень функциональной грамотности демонстрируют ученики. Это не просто формальная проверка, а реальная возможность понять, что дети умеют применять из школьной программы в реальной жизни, и как формируется личность ребёнка в образовательной среде.

Кто участвует в НСИ?
Участниками становятся обучающиеся из определённых школ и колледжей, отобранных по специальным критериям. Но есть и исключения:
🔸 Не участвуют ученики 1–3 классов.
🔸 Не входят в выборку учащиеся из спецучреждений закрытого типа, учреждений УФСИН и организаций, подчинённых федеральным органам (например, военные школы).
🔸 Также исключаются учреждения, расположенные на территории Военного технополиса «Эра».

Что насчёт детей с ОВЗ?
Они могут участвовать в исследованиях — по решению школы и только с согласия родителей, при этом учитываются особенности здоровья и развития ребёнка.

Ограничения на участие:
Каждый ученик в течение одного учебного года может пройти только одно исследование: либо ВПР, либо НСИ, либо МСИ.

Как формируется выборка школ?
Не все образовательные организации участвуют — их отбирает Федеральный организатор по специальным критериям, утверждённым Рособрнадзором. Это позволяет сделать исследование репрезентативным, то есть отражающим общую картину по стране.

Как проходит отбор и организация НСИ

Чтобы Национальные сопоставительные исследования (НСИ) были действительно объективными, к отбору участников подходят очень серьёзно. Этот процесс проходит в три этапа:

  1. Выбор регионов (субъектов РФ).
  2. Выбор образовательных организаций (школ и колледжей).
  3. Выбор конкретных классов или учебных групп.
    Отбор основан на проверенных (верифицированных) данных — так достигается точность и достоверность результатов.

Кто и как участвует?
🔹 Оценка воспитательного потенциала проводится в 8-х и 10-х классах.
🔹 Оценка функциональной грамотности — в 6-х и 9-х классах.
🔹 В колледжах (СПО) выбираются учебные группы, которые уже закончили среднюю школу в прошлом году.
Важно: школы могут попасть сразу в обе категории — на оценку и воспитательной среды, и уровня грамотности. Это позволяет получить полную картину.

Как подаются данные?
Школы и колледжи самостоятельно вносят информацию о параллелях и численности обучающихся в личном кабинете ГИС ФИС ОКО — это специальная электронная система.
При этом никаких персональных данных детей не используется — всё обезличено.

Кто и как формирует выборку?
После сбора данных Федеральный организатор:

  • проверяет информацию;
  • отбирает школы/колледжи и классы;
  • публикует в личных кабинетах доступы — логины и пароли для участников, а также инструкции для организаторов.

Как проходят НСИ?
✅ Школы и колледжи сами планируют, в какие дни и в какие часы будут проходить сессии.
✅ При большом числе участников можно использовать несколько аудиторий или проводить несколько сессий.
✅ Главное — обеспечить конфиденциальность, чтобы никто не узнал задания заранее.

Что потребуется?

  • Компьютеры с доступом в интернет, соответствующие техническим требованиям.
  • Инструктаж организаторов — материалы для этого готовит Федеральный организатор.
  • Соблюдение правил — иногда за этим следят независимые наблюдатели.

Кто следит за объективностью?
📹 По решению властей в регионах к наблюдению могут привлекаться:

  • представители органов образования;
  • сотрудники муниципалитетов;
  • или используются видеонаблюдение, чтобы всё прошло честно и прозрачно.

Как пройти НСИ в образовательной организации: ответственные

Ответственный организатор в ОО / ОО СПО

📌 До начала НСИ:
·       Заполняет форму в ЛК ГИС ФИС ОКО с данными по классам/группам.
·       Скачивает план-график, порядок проведения, инструкции для специалистов.
·       Назначает организаторов в аудиториях и технических специалистов (если нужно)
·       Передаёт инструкции всем, кто участвует в организации НСИ.
·       Организует аудитории и проверяет работоспособность компьютеров и подключение к интернету (вместе с техспециалистом)
·       Составляет расписание сессий, распределяет участников по аудиториям.
·       Загружает логины и пароли участников в ЛК ГИС ФИС ОКО.
·       Передаёт логины организаторам в аудиториях.
·       Может оформить бумажный протокол с ФИО и логином (по решению ОО).

📌 Во время и после НСИ:
·       Обеспечивает организацию и порядок.
·       Контролирует процесс.
·       Отвечает на вопросы через техподдержку (форум, nikohelp@fioco.ru).

Организатор в аудитории

📌 До начала НСИ:
·       Получает и изучает инструкции.
·       Проверяет интернет на компьютерах (при необходимости — с техспециалистом).
·       Получает логины/пароли участников от ответственного организатора.

📌 Во время НСИ:
·       Рассаживает участников и помогает им авторизоваться.
·       Проводит 5-минутный инструктаж (текст есть в инструкциях).
·       Поддерживает порядок.
·       Проводит гимнастику для глаз (видео заранее скачивается).
·       Ведёт бумажный протокол (если принято такое решение в ОО).

📌 После НСИ:
·       Передаёт бумажный протокол ответственному организатору (если вёлся).

Технический специалист (если назначен)

·       Проверяет соответствие компьютеров требованиям (описаны в Приложении).
·       Удостоверяется в подключении к интернету.
·       Помогает участникам при возникновении технических трудностей.
·       В аудитории постоянно присутствовать не обязан.

Независимый наблюдатель

📌 Кто может быть:
·       Представители ОИВ или органов местного самоуправления.
·       Обязательное условие — отсутствие личной заинтересованности.
📌 Как работает:
·       Прибывает в школу/колледж за 30 минут до начала НСИ.
·       Следит за соблюдением порядка и объективностью проведения.
·       Может свободно перемещаться по всем задействованным помещениям.
·       При нарушениях — составляет служебную записку или протокол в свободной форме и передаёт его региональному координатору в тот же день.

📹 По решению ОИВ может использоваться видеонаблюдение.

Инструкция для школы по НСИ

🔹 Даты проведения:
14, 16, 21 и 23 октября 2025 года
🔹 Важно:
Участники НСИ в этом учебном году не участвуют во Всероссийских проверочных работах (ВПР).

📌 Шаги подготовки:

1.    Назначить ответственного организатора:
o  Он будет взаимодействовать с ГИС ФИС ОКО, заполнять формы, скачивать инструкции и координировать действия.

2.    Сформировать состав команды:
o  Назначить организаторов в аудиториях и, при необходимости, технических специалистов.

3.    Ознакомить сотрудников:
o  Передать инструктивные материалы и обеспечить понимание всех процедур.

4.    Проверить техническую готовность:
o  Убедиться, что компьютеры соответствуют требованиям и подключены к интернету.
o  При необходимости привлечь технического специалиста.

5.    Организовать аудитории:
o  Подготовить рабочие места, график проведения, рассадку участников.
o  Скачать и распечатать реквизиты доступа (логины и пароли).

6.    Информировать родителей и учеников:
o  Объяснить цели исследования, формат, а также как это отличается от обычных проверочных работ.

7.    Провести инструктаж перед началом НСИ:
o  Организаторы в аудиториях проводят 5-минутный инструктаж, обеспечивают порядок и помощь участникам.

8.    Организовать безопасную и комфортную среду:
o  Включая гимнастику для глаз, своевременные перерывы и доброжелательную атмосферу.

Польза НСИ для педагогов и родителей

🏫 Для школы (администрации):

·       Объективная картина уровня подготовки учащихся по сравнению с другими регионами и всей страной.
·       Возможность оценить эффективность учебных программ и организационных решений.
·       Основание для корректировки образовательной стратегии и ресурсного обеспечения.
·       Повышение престижности школы, участвующей в федеральных исследованиях.

👩‍🏫 Для педагогов:

·       Обратная связь о реальных образовательных результатах учащихся.
·       Помощь в выявлении пробелов в знаниях и навыках учащихся.
·       Возможность адаптировать методики преподавания на основе полученных данных.
·       Инструмент для повышения профессиональной квалификации и планирования работы.

👨‍👩‍👧 Для родителей:

·       Надёжная информация о реальном уровне знаний ребёнка, а не только на основе школьных оценок.
·       Понимание сильных и слабых сторон в подготовке, возможность поддержать ребёнка.
·       Уверенность в том, что качество образования мониторится на государственном уровне.

🧒 Для самих учеников:

·       Возможность проявить себя в неоценочной атмосфере: результаты не влияют на четвертные или годовые оценки.
·       Оценка своего уровня подготовки в сравнении с другими.
·       Формирование навыков участия в крупных образовательных процедурах, что пригодится в дальнейшем (ГИА, ЕГЭ).

Как быть готовым к постоянным изменениям в образовании

Заранее подготовиться к масшатбным изменениям поможет Институт ЕВИДПО. В нашем каталоге содержится более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп предусмотрены скидки!

Например курс Организация воспитательной деятельности по ФГОС НОО . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Pачем нужны национальные исследования качества образования?
Национальные сопоставительные исследования качества образования — это не просто проверка знаний учащихся. Это мощный инструмент для анализа и улучшения всей системы образования. Они позволяют выявить сильные и слабые стороны обучения, помогают школам выстраивать индивидуальные траектории развития, дают педагогам объективную обратную связь, а родителям — понимание, на каком уровне находится образование их ребёнка. Участие в НСИ — шаг к качественным изменениям, которые делают обучение более осмысленным, справедливым и результативным для всех участников образовательного процесса.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4