ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Новая нагрузка педагогов с 1 сентября 2025: Приказ Минпросвещения 269

2025-05-20

Школьная педагогика

Новая нагрузка педагогов с 1 сентября 2025: Приказ Минпросвещения 269

В статье рассмотрим:

  • Как изменилось нормирование педагогической нагрузки
  • Новый порядок расчёта недельной нагрузки педагогов
  • Приказ Минпросвещения 269 от 4 апреля 2025 года
Софья Скворцова

10 мин

С 1 сентября 2025 года в работу педагогов вносится важное новшество — Министерство просвещения Российской Федерации установило единые нормы недельной нагрузки за ставку заработной платы. Это решение оформлено в новом приказе, который касается всех категорий педагогических работников, включая учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и других специалистов.
Что это означает на практике? Сколько часов теперь составляет «ставка» для разных педагогов? Как изменится организация рабочего времени и на что стоит обратить внимание руководителям и самим педагогам?

В этой статье мы расскажем:
·       какие именно нормы установлены приказом;
·       как изменится недельная нагрузка у разных специалистов;
·       какие особенности учтены для некоторых категорий работников;
·       и что важно знать о переходе на новые правила.

Что нового в нагрузке педагогов: с 1 сентября 2025 года — новые нормы часов за ставку

Министерство просвещения Российской Федерации выпустило важный документ — приказ № 269 от 4 апреля 2025 года, который касается всех педагогов, работающих в школах, колледжах, учреждениях дополнительного образования и других образовательных организациях.

Что изменится?
С 1 сентября 2025 года вступают в силу единые нормы часов педагогической работы в неделю за ставку зарплаты. Это означает, что теперь чётко определено, сколько часов в неделю должен отработать педагог, чтобы получить полную ставку.

Кроме того, приказ устанавливает:
·       Сколько часов преподавания считается нормой для разных категорий педагогов (всё это прописано в специальном приложении № 1);
·       Как рассчитывается учебная нагрузка, как она прописывается в трудовом договоре, в каких случаях может меняться и когда можно устанавливать верхний предел нагрузки (всё это — в приложении № 2).

Когда это начнёт работать?
Все нововведения начнут действовать с 1 сентября 2025 года и будут актуальны до 1 сентября 2031 года.

Какие теперь нормы часов у педагогов с 1 сентября 2025 года?

С нового учебного года вступает в силу новый порядок расчёта недельной нагрузки педагогов за ставку заработной платы. Теперь всё чётко — в зависимости от должности педагог будет знать, сколько часов нужно отработать в неделю (или в год), чтобы получить одну ставку зарплаты.

🔹 1. Общая норма рабочего времени — 36 часов в неделю

Для всех педагогических работников, указанных в номенклатуре должностей, устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Это касается тех, кто работает в школах, детских садах, колледжах, учреждениях дополнительного образования и др.

🔹 2. Для кого точно — 36 часов в неделю?

Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается, в том числе, для следующих специалистов:
·       старшие воспитатели (в ДОУ, доп. образовании, домах ребёнка);
·       педагоги-психологи;
·       социальные педагоги;
·       педагоги-организаторы;
·       мастера производственного обучения;
·       старшие вожатые;
·       инструкторы по труду;
·       педагоги-библиотекари;
·       методисты и старшие методисты;
·       тьюторы (кроме вузов);
·       руководители физвоспитания в СПО;
·       преподаватели-организаторы ОБЖ;
·       инструкторы-методисты;
·       советники директора по воспитанию.

🔹 3. Для кого — 30 часов в неделю?

30-часовая неделя положена:
·       старшим воспитателям (кроме указанных выше);
·       инструкторам по физкультуре;
·       воспитателям:
o  в интернатах;
o  в группах продлённого дня;
o  в детских домах;
o  в санаторных учреждениях;
o  в медорганизациях и соцслужбах (если не попадают под другие категории).

🔹 4. У кого меньше нормы? — 20, 24 и 25 часов в неделю

·       20 часов в неделю — для:
o  учителей-дефектологов;
o  учителей-логопедов.

·       24 часа в неделю — для:
o  музыкальных руководителей;
o  концертмейстеров.

·       25 часов в неделю — для воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ (обучение, присмотр, уход и воспитание).

🔹 5. У кого снова 36 часов?

Обычные воспитатели (в ДОУ, СПО, учреждениях доп. образования и др.), которые не относятся к пунктам 7 и 8, работают по 36 часов в неделю.

🔹 6. Преподаватели и учителя: нормы по учебной нагрузке

Здесь часы указываются как нормы учебной (преподавательской) работы. Это — те часы, когда педагог непосредственно ведёт занятия. Всё, что выше нормы, — это уже дополнительная нагрузка.

✅ 18 часов в неделю — это норма для:
·       учителей в школах (включая адаптированные программы);
·       преподавателей в системе доп. образования (искусство, спорт);
·       педагогов и старших педагогов доп. образования;
·       тренеров-преподавателей;
·       логопедов в учреждениях здравоохранения/соцобслуживания;
·       учителей иностранного языка в детских садах;
·       преподавателей СПО педагогической направленности (если не применяют годовую норму).

✅ 720 часов в год — для:
·       преподавателей СПО (в т.ч. по искусству и профессиональному обучению), если не попадают под недельную 18-часовую норму.

🔹 7. Астрономические часы и перерывы

·       Все нормы, указанные выше, — в астрономических часах.
·       В них включаются перемены, динамические паузы и прочие короткие перерывы.
·       Эти часы — нормируемая часть работы, то есть именно за них платят «по ставке».

🔹 8. Что делать, если часов больше или меньше нормы?

Педагог может работать больше или меньше, чем установлено по ставке, но только с письменного согласия. В этом случае:
·       фактическая нагрузка меняется;
·       соответственно увеличивается или уменьшается продолжительность рабочего времени.

📌 Важно запомнить

·       Все нормы привязаны к конкретной должности.
·       Теперь нет путаницы: за одну ставку педагог знает точное количество часов в неделю или год.

Приказ вступает в силу 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года

Как определяется учебная нагрузка у педагогов — просто о главном

Если вы педагог и у вас в трудовом договоре прописана преподавательская, учебная или тренировочная работа — этот порядок для вас. Он рассказывает, как именно определяется ваш объём работы, кто это делает, как и когда его можно изменить, и в каких случаях работодатель не имеет права сокращать вашу нагрузку без согласия.

🔢 Что такое учебная нагрузка?

Это то количество часов, которое вы проводите с обучающимися:
·       ведёте уроки, тренировки или занятия,
·       проводите контрольные, зачёты, экзамены,
·       помогаете осваивать учебный план и сдавать аттестации.

Важно: учебная нагрузка — это только то, что вы делаете непосредственно с обучающимися. Всё остальное (подготовка, совещания, проверка тетрадей) — отдельно.

📅 Когда и как определяется нагрузка?

1.    Один раз в год — в начале учебного года или тренировочного сезона.
2.    Кем? — образовательной организацией.
3.    Как? — через локальный нормативный акт (внутренний документ).
4.    Куда это попадает? — в ваш трудовой договор. Да, именно в него!

🛑 Можно ли изменить нагрузку в течение года?

В общем случае — нет. Но есть исключения, когда уменьшение учебной нагрузки допустимо без согласия работника:
·       уменьшилось число часов по учебным планам,
·       стало меньше учеников или групп,
·       сократили классы или объединили их в классы-комплекты,
·       особенно часто это касается малокомплектных школ и сельских учреждений.

Это относится только к тем, кто указан в пункте 11 приложения №1 (например, учителя общеобразовательных предметов, тренеры-преподаватели и т. д.).

🔄 А если нагрузку всё-таки нужно поменять?

Любые другие изменения — только по обоюдному согласию. То есть:
·       обе стороны подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору;
·       всё оформляется в письменной форме.

📨 Уведомление об изменениях

Если работодатель хочет изменить вашу нагрузку (в большую или меньшую сторону), он обязан:
·       сообщить об этом письменно,
·       не позднее чем за 2 месяца до планируемых изменений.
Исключение — когда вы сами соглашаетесь на изменение, тогда срок не обязателен.

🏛 Кто ещё участвует в принятии решений?

Если в организации есть профсоюз или представительный орган работников, все изменения, связанные с нагрузкой, должны согласовываться с учётом их мнения.

Определение учебной нагрузки учителей

Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых установлена норма 18 часов в неделю за ставку заработной платы, и основания для ее изменения:
Учебная нагрузка определяется исходя из количества часов по учебным планам, рабочим программам и образовательным программам, а также с учетом кадрового состава образовательной организации. В нагрузку включаются также часы внеурочной деятельности, если она проводится в течение учебного года и направлена на:

  • углубленное изучение предметов;
  • развитие функциональной грамотности;
  • поддержку проектно-исследовательской деятельности;
  • помощь учащимся, испытывающим трудности в освоении программы;
  • реализацию циклов занятий, посвященных актуальным социальным и нравственным вопросам.

Если учителям невозможно обеспечить полную учебную нагрузку, им может быть предоставлена другая педагогическая работа (например, воспитательная деятельность или консультирование) для догрузки до нормы с сохранением полной ставки заработной платы. Это касается, в частности, учителей младших классов, не преподающих определённые предметы, а также педагогов, работающих в сельской местности или труднодоступных районах.

Данные условия должны быть зафиксированы в трудовом договоре или дополнительном соглашении с указанием конкретного количества часов и вида педагогической деятельности, компенсирующей недостающую нагрузку.

При формировании нагрузки на новый учебный год приоритет отдается сохранению объема нагрузки и обеспечению преемственности преподавания в тех же классах и группах. Особенно это важно для учителей выпускных классов — им стараются передать начальные классы по преподаваемым ими предметам.

Если в течение учебного года нагрузка снижается по независящим от учителя причинам, то:

  • если оставшаяся нагрузка превышает норму, выплачивается оплата за фактические часы;
  • если ранее установленная нагрузка соответствовала норме, выплачивается полная ставка при невозможности догрузки;
  • если изначально нагрузка была ниже нормы, но договором предусмотрена полная ставка, и при этом нет возможности догрузки, ставка сохраняется.

Часы работы с детьми, обучающимися на дому или в медицинских учреждениях, также входят в учебную нагрузку. Каникулы таких детей не снижают нагрузку и не влияют на размер оплаты.
Если педагог замещает другого не более двух месяцев, часы оплачиваются отдельно по почасовой ставке. Если замещение длится свыше двух месяцев, нагрузка пересматривается, оформляется дополнительное соглашение, и производится перерасчет оплаты.

Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей:
Принципы расчета нагрузки и ее изменения аналогичны учителям, с учетом специфики программ в сфере искусства, физической культуры и спорта. В нагрузку включаются и часы, направленные на реализацию дополнительных программ во внеурочной деятельности.

Определение нагрузки преподавателей СПО с нормой 720 часов в год:
Преподавателям устанавливается годовая нагрузка на 10 месяцев обучения. Максимум — 1440 часов в год. Средняя месячная нагрузка составляет 72 часа. Оплата рассчитывается, исходя из годового объема: часовая ставка умножается на годовую нагрузку и делится на 10 месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки на 72 часа.

При планировании нагрузки на новый учебный год обеспечивается преемственность преподавания, если преподаватель работает в организации на постоянной основе. Занятия на выходных и праздниках не планируются.

Если преподаватель ушел в отпуск после начала учебного года, нагрузка рассчитывается на полный год, но может быть уменьшена пропорционально количеству полных месяцев отсутствия. В случае кратковременного отсутствия (например, болезнь или командировка), если преподаватель отработал в день начала и окончания отсутствия, перерасчет не производится.

Средняя месячная зарплата выплачивается стабильно, независимо от колебаний объема работы по месяцам. В случае вынужденного снижения нагрузки по независящим от преподавателя причинам, выплата производится в прежнем объеме, если нет возможности компенсировать недостающие часы другой педагогической деятельностью.
 

💼 Как распределяется учебная нагрузка педагогов в особых ситуациях
Иногда в работе школы или колледжа случаются нестандартные ситуации — кто-то уходит в отпуск по уходу за ребенком, кто-то временно отсутствует, а вакантные должности не сразу удается закрыть. В таких случаях важно понимать, как грамотно распределяется учебная нагрузка. Давайте разберемся.

👶 Если педагог в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет
Когда учитель, преподаватель, педагог или тренер-преподаватель уходит в отпуск по уходу за ребенком до трёх лет, его учебная нагрузка перераспределяется между другими педагогическими работниками.

Это делается по тем же правилам, которые применяются в обычной ситуации при определении нагрузки, — в зависимости от того, к какой категории педагогов относится сотрудник (учитель, преподаватель СПО, педагог допобразования и т.д.). То есть действуют общие главы Порядка, без специальных условий.

🔄 Если нужно временно заменить другого педагога
Иногда возникает необходимость временно заменить:

  • педагога, который заболел или ушел в отпуск;
  • вакантную должность, пока не найден постоянный сотрудник.
    В этом случае другому педагогу может быть временно назначена дополнительная учебная нагрузка. Она действует только на определённый срок — ровно столько, сколько продлится замещение. После этого нагрузка пересматривается.

👥 Если педагог совмещает несколько должностей
Есть ситуации, когда преподаватель или другой работник выполняет учебную нагрузку в дополнение к своей основной работе. Это может быть:

  • совместительство (работа по второй должности с отдельной оплатой);
  • совмещение (добавление учебной нагрузки к основной должности — например, руководитель школы ведет уроки);
  • или просто выполнение части работы другого педагога «на время».
    В таких случаях нагрузка определяется так же, как и у остальных — по общим правилам, без особых отличий. Но есть важное требование: нужно оформить дополнительное соглашение к трудовому договору.

📝 Что указывается в дополнительном соглашении
Если педагог берёт на себя учебную нагрузку помимо основной работы, то в соглашении обязательно указываются:

  • срок, на который берётся дополнительная работа (например, «с 1 сентября по 31 декабря»);
  • какие именно занятия будет вести педагог;
  • сколько часов в неделю он будет работать дополнительно;
  • и какая за это будет оплата.

Такой документ защищает и работника, и работодателя, помогает избежать недоразумений и финансовых споров.

Как быть готовым к постоянным изменениям в образовании

Заранее подготовиться к масшатбным изменениям поможет Институт ЕВИДПО. В нашем каталоге содержится более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп предусмотрены скидки!

Например курс Организация воспитательной деятельности по ФГОС НОО . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Нормирование педагогической нагрузки — это не просто формальность, а важный инструмент, обеспечивающий справедливое распределение труда, стабильность учебного процесса и защиту прав работников. Правильное определение и оформление нагрузки позволяет избежать перегрузок, конфликтов и недоразумений, особенно в ситуациях временного замещения, совмещения должностей или перераспределения часов.
Для руководителей образовательных организаций важно помнить: любая дополнительная нагрузка должна быть обоснованной, согласованной с педагогом и оформленной документально. А для самих педагогов — знание своих прав и порядка формирования нагрузки помогает отстаивать интересы и сохранять профессиональное здоровье.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4