Главная страница > База знаний > Новая нагрузка педагогов с 1 сентября 2025: Приказ Минпросвещения 269
2025-05-20
Школьная педагогика
В статье рассмотрим:
10 мин
С 1 сентября 2025 года в работу педагогов вносится важное новшество — Министерство просвещения Российской Федерации установило единые нормы недельной нагрузки за ставку заработной платы. Это решение оформлено в новом приказе, который касается всех категорий педагогических работников, включая учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и других специалистов.
Что это означает на практике? Сколько часов теперь составляет «ставка» для разных педагогов? Как изменится организация рабочего времени и на что стоит обратить внимание руководителям и самим педагогам?
В этой статье мы расскажем:
· какие именно нормы установлены приказом;
· как изменится недельная нагрузка у разных специалистов;
· какие особенности учтены для некоторых категорий работников;
· и что важно знать о переходе на новые правила.
Министерство просвещения Российской Федерации выпустило важный документ — приказ № 269 от 4 апреля 2025 года, который касается всех педагогов, работающих в школах, колледжах, учреждениях дополнительного образования и других образовательных организациях.
Что изменится?
С 1 сентября 2025 года вступают в силу единые нормы часов педагогической работы в неделю за ставку зарплаты. Это означает, что теперь чётко определено, сколько часов в неделю должен отработать педагог, чтобы получить полную ставку.
Кроме того, приказ устанавливает:
· Сколько часов преподавания считается нормой для разных категорий педагогов (всё это прописано в специальном приложении № 1);
· Как рассчитывается учебная нагрузка, как она прописывается в трудовом договоре, в каких случаях может меняться и когда можно устанавливать верхний предел нагрузки (всё это — в приложении № 2).
Когда это начнёт работать?
Все нововведения начнут действовать с 1 сентября 2025 года и будут актуальны до 1 сентября 2031 года.
С нового учебного года вступает в силу новый порядок расчёта недельной нагрузки педагогов за ставку заработной платы. Теперь всё чётко — в зависимости от должности педагог будет знать, сколько часов нужно отработать в неделю (или в год), чтобы получить одну ставку зарплаты.
Для всех педагогических работников, указанных в номенклатуре должностей, устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Это касается тех, кто работает в школах, детских садах, колледжах, учреждениях дополнительного образования и др.
Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается, в том числе, для следующих специалистов:
· старшие воспитатели (в ДОУ, доп. образовании, домах ребёнка);
· педагоги-психологи;
· социальные педагоги;
· педагоги-организаторы;
· мастера производственного обучения;
· старшие вожатые;
· инструкторы по труду;
· педагоги-библиотекари;
· методисты и старшие методисты;
· тьюторы (кроме вузов);
· руководители физвоспитания в СПО;
· преподаватели-организаторы ОБЖ;
· инструкторы-методисты;
· советники директора по воспитанию.
30-часовая неделя положена:
· старшим воспитателям (кроме указанных выше);
· инструкторам по физкультуре;
· воспитателям:
o в интернатах;
o в группах продлённого дня;
o в детских домах;
o в санаторных учреждениях;
o в медорганизациях и соцслужбах (если не попадают под другие категории).
· 20 часов в неделю — для:
o учителей-дефектологов;
o учителей-логопедов.
· 24 часа в неделю — для:
o музыкальных руководителей;
o концертмейстеров.
· 25 часов в неделю — для воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ (обучение, присмотр, уход и воспитание).
Обычные воспитатели (в ДОУ, СПО, учреждениях доп. образования и др.), которые не относятся к пунктам 7 и 8, работают по 36 часов в неделю.
Здесь часы указываются как нормы учебной (преподавательской) работы. Это — те часы, когда педагог непосредственно ведёт занятия. Всё, что выше нормы, — это уже дополнительная нагрузка.
✅ 18 часов в неделю — это норма для:
· учителей в школах (включая адаптированные программы);
· преподавателей в системе доп. образования (искусство, спорт);
· педагогов и старших педагогов доп. образования;
· тренеров-преподавателей;
· логопедов в учреждениях здравоохранения/соцобслуживания;
· учителей иностранного языка в детских садах;
· преподавателей СПО педагогической направленности (если не применяют годовую норму).
✅ 720 часов в год — для:
· преподавателей СПО (в т.ч. по искусству и профессиональному обучению), если не попадают под недельную 18-часовую норму.
· Все нормы, указанные выше, — в астрономических часах.
· В них включаются перемены, динамические паузы и прочие короткие перерывы.
· Эти часы — нормируемая часть работы, то есть именно за них платят «по ставке».
Педагог может работать больше или меньше, чем установлено по ставке, но только с письменного согласия. В этом случае:
· фактическая нагрузка меняется;
· соответственно увеличивается или уменьшается продолжительность рабочего времени.
· Все нормы привязаны к конкретной должности.
· Теперь нет путаницы: за одну ставку педагог знает точное количество часов в неделю или год.
Приказ вступает в силу 1 сентября 2025 года и действует до 1 сентября 2031 года
Если вы педагог и у вас в трудовом договоре прописана преподавательская, учебная или тренировочная работа — этот порядок для вас. Он рассказывает, как именно определяется ваш объём работы, кто это делает, как и когда его можно изменить, и в каких случаях работодатель не имеет права сокращать вашу нагрузку без согласия.
Это то количество часов, которое вы проводите с обучающимися:
· ведёте уроки, тренировки или занятия,
· проводите контрольные, зачёты, экзамены,
· помогаете осваивать учебный план и сдавать аттестации.
Важно: учебная нагрузка — это только то, что вы делаете непосредственно с обучающимися. Всё остальное (подготовка, совещания, проверка тетрадей) — отдельно.
1. Один раз в год — в начале учебного года или тренировочного сезона.
2. Кем? — образовательной организацией.
3. Как? — через локальный нормативный акт (внутренний документ).
4. Куда это попадает? — в ваш трудовой договор. Да, именно в него!
В общем случае — нет. Но есть исключения, когда уменьшение учебной нагрузки допустимо без согласия работника:
· уменьшилось число часов по учебным планам,
· стало меньше учеников или групп,
· сократили классы или объединили их в классы-комплекты,
· особенно часто это касается малокомплектных школ и сельских учреждений.
Это относится только к тем, кто указан в пункте 11 приложения №1 (например, учителя общеобразовательных предметов, тренеры-преподаватели и т. д.).
Любые другие изменения — только по обоюдному согласию. То есть:
· обе стороны подписывают дополнительное соглашение к трудовому договору;
· всё оформляется в письменной форме.
Если работодатель хочет изменить вашу нагрузку (в большую или меньшую сторону), он обязан:
· сообщить об этом письменно,
· не позднее чем за 2 месяца до планируемых изменений.
Исключение — когда вы сами соглашаетесь на изменение, тогда срок не обязателен.
Если в организации есть профсоюз или представительный орган работников, все изменения, связанные с нагрузкой, должны согласовываться с учётом их мнения.
Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых установлена норма 18 часов в неделю за ставку заработной платы, и основания для ее изменения:
Учебная нагрузка определяется исходя из количества часов по учебным планам, рабочим программам и образовательным программам, а также с учетом кадрового состава образовательной организации. В нагрузку включаются также часы внеурочной деятельности, если она проводится в течение учебного года и направлена на:
Если учителям невозможно обеспечить полную учебную нагрузку, им может быть предоставлена другая педагогическая работа (например, воспитательная деятельность или консультирование) для догрузки до нормы с сохранением полной ставки заработной платы. Это касается, в частности, учителей младших классов, не преподающих определённые предметы, а также педагогов, работающих в сельской местности или труднодоступных районах.
Данные условия должны быть зафиксированы в трудовом договоре или дополнительном соглашении с указанием конкретного количества часов и вида педагогической деятельности, компенсирующей недостающую нагрузку.
При формировании нагрузки на новый учебный год приоритет отдается сохранению объема нагрузки и обеспечению преемственности преподавания в тех же классах и группах. Особенно это важно для учителей выпускных классов — им стараются передать начальные классы по преподаваемым ими предметам.
Если в течение учебного года нагрузка снижается по независящим от учителя причинам, то:
Часы работы с детьми, обучающимися на дому или в медицинских учреждениях, также входят в учебную нагрузку. Каникулы таких детей не снижают нагрузку и не влияют на размер оплаты.
Если педагог замещает другого не более двух месяцев, часы оплачиваются отдельно по почасовой ставке. Если замещение длится свыше двух месяцев, нагрузка пересматривается, оформляется дополнительное соглашение, и производится перерасчет оплаты.
Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей:
Принципы расчета нагрузки и ее изменения аналогичны учителям, с учетом специфики программ в сфере искусства, физической культуры и спорта. В нагрузку включаются и часы, направленные на реализацию дополнительных программ во внеурочной деятельности.
Определение нагрузки преподавателей СПО с нормой 720 часов в год:
Преподавателям устанавливается годовая нагрузка на 10 месяцев обучения. Максимум — 1440 часов в год. Средняя месячная нагрузка составляет 72 часа. Оплата рассчитывается, исходя из годового объема: часовая ставка умножается на годовую нагрузку и делится на 10 месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки на 72 часа.
При планировании нагрузки на новый учебный год обеспечивается преемственность преподавания, если преподаватель работает в организации на постоянной основе. Занятия на выходных и праздниках не планируются.
Если преподаватель ушел в отпуск после начала учебного года, нагрузка рассчитывается на полный год, но может быть уменьшена пропорционально количеству полных месяцев отсутствия. В случае кратковременного отсутствия (например, болезнь или командировка), если преподаватель отработал в день начала и окончания отсутствия, перерасчет не производится.
Средняя месячная зарплата выплачивается стабильно, независимо от колебаний объема работы по месяцам. В случае вынужденного снижения нагрузки по независящим от преподавателя причинам, выплата производится в прежнем объеме, если нет возможности компенсировать недостающие часы другой педагогической деятельностью.
💼 Как распределяется учебная нагрузка педагогов в особых ситуациях
Иногда в работе школы или колледжа случаются нестандартные ситуации — кто-то уходит в отпуск по уходу за ребенком, кто-то временно отсутствует, а вакантные должности не сразу удается закрыть. В таких случаях важно понимать, как грамотно распределяется учебная нагрузка. Давайте разберемся.
👶 Если педагог в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет
Когда учитель, преподаватель, педагог или тренер-преподаватель уходит в отпуск по уходу за ребенком до трёх лет, его учебная нагрузка перераспределяется между другими педагогическими работниками.
Это делается по тем же правилам, которые применяются в обычной ситуации при определении нагрузки, — в зависимости от того, к какой категории педагогов относится сотрудник (учитель, преподаватель СПО, педагог допобразования и т.д.). То есть действуют общие главы Порядка, без специальных условий.
🔄 Если нужно временно заменить другого педагога
Иногда возникает необходимость временно заменить:
👥 Если педагог совмещает несколько должностей
Есть ситуации, когда преподаватель или другой работник выполняет учебную нагрузку в дополнение к своей основной работе. Это может быть:
📝 Что указывается в дополнительном соглашении
Если педагог берёт на себя учебную нагрузку помимо основной работы, то в соглашении обязательно указываются:
Такой документ защищает и работника, и работодателя, помогает избежать недоразумений и финансовых споров.
Заранее подготовиться к масшатбным изменениям поможет Институт ЕВИДПО. В нашем каталоге содержится более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп предусмотрены скидки!
Например курс Организация воспитательной деятельности по ФГОС НОО . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Нормирование педагогической нагрузки — это не просто формальность, а важный инструмент, обеспечивающий справедливое распределение труда, стабильность учебного процесса и защиту прав работников. Правильное определение и оформление нагрузки позволяет избежать перегрузок, конфликтов и недоразумений, особенно в ситуациях временного замещения, совмещения должностей или перераспределения часов.
Для руководителей образовательных организаций важно помнить: любая дополнительная нагрузка должна быть обоснованной, согласованной с педагогом и оформленной документально. А для самих педагогов — знание своих прав и порядка формирования нагрузки помогает отстаивать интересы и сохранять профессиональное здоровье.
Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4
АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»
ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00
© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ