ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Новые Федеральные адаптированные программы начального и основного общего образования для детей с ОВЗ

31.07.2023

Цыганок Надежда

Новые Федеральные адаптированные программы начального и основного общего образования для детей с ОВЗ

Статья предоставляет обзор основных аспектов программ, а также рассматривает влияние ФАОП на образовательный процесс и результаты обучения детей с ОВЗ

Школьная педагогика

6 мин

Министерство образования утвердило адаптированные федеральные образовательные программы для учащихся с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в начальной и основной школе.

Данные документы вступили в силу с 2 апреля 2023 года. Подобно другим федеральным программам, использование этих адаптированных образовательных программ требуется только при реализации аккредитованных учебных программ.

Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования и ОВЗ обучение

Адаптированная федеральная образовательная программа начального общего образования для учащихся с особыми образовательными потребностями (ФАОП ОВЗ НОО) является неотъемлемой частью реализации государственного образовательного стандарта начального общего образования для учащихся с ОВЗ(ограниченные возможности здоровья).

Программа ФГОС ОВЗ начального общего образования предоставляет несколько вариантов программы для восьми категорий детей с особыми образовательными потребностями:

1) Для глухих учащихся разработаны четыре варианта программы (1.1–1.4).

2) Для слабослышащих и позднооглохших - три варианта (2.1–2.3).

3) Для слепых - четыре варианта (3.1–3.4).

4) Для слабовидящих - три варианта (4.1–4.3).

5) Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи - два варианта (5.1, 5.2).

6) Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - четыре варианта (6.1–6.4).

7) Для учащихся с задержкой психического развития - два варианта (7.1, 7.2).

8) Для учащихся с расстройствами аутистического спектра - четыре варианта (8.1–8.4).

Каждый вариант ФАОП ОВЗ НОО состоит из:

  • целевого,
  • содержательного,
  • организационного разделов.

Программы обучения ОВЗ НОО включают ряд документов:

1) федеральный учебный план для детей с овз,

2) федеральный календарный учебный график,

3) федеральные рабочие программы учебных предметов,

4) курсов дисциплин и других компонентов,

5) федеральную рабочую программу воспитания,

6) федеральный календарный план воспитательной работы.

Эта учебно-методическая документация определяет базовый объем и содержание образования уровня начального общего образования и предусмотренные результаты обучения.

Если у учащегося имеется инвалидность, то помимо ФАОП НОО также разрабатывается индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) для создания специальных условий обучения и организации психолого-педагогической помощи.

Федеральная адаптированная образовательная программа общего образования (ФАОП ООО)

Федеральная программа предусматривает несколько вариантов программы для семи категорий учащихся с особыми образовательными потребностями:

  • Для неслышащих обучающихся, предусмотрено четыре варианта программ (1.1, 1.2, 2.2.1, 2.2.2), которые также могут быть использованы для обучения детей с нарушением слуха в зависимости от их психофизического состояния и развития.
  • Для учащихся со слепотой предусмотрено два варианта программы (3.1, 3.2).
  • Для учащихся со слабовидением предусмотрено два варианта программы (4.1, 4.2).
  • Для учащихся с тяжелыми нарушениями речи предусмотрено два варианта программы (5.1, 5.2).
  • Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата предусмотрено два варианта программы (6.1, 6.2).
  • Для учащихся с задержкой психического развития предусмотрен вариант программы (7).
  • Для учащихся с расстройствами аутистического спектра предусмотрено два варианта программы (8.1, 8.2).

Каждый вариант ФАОП ООО состоит из:

1) целевого раздела,

2) содержательного раздела,

3) организационного раздела.

Данные разделы включают следующие документы:

1) федеральный учебный план,

2) федеральный календарный учебный график,

3) федеральные рабочие программы учебных предметов,

4) курсы дисциплин (модулей) и других компонентов (обязательно включая федеральные рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ),

5) федеральную рабочую программу воспитания,

6) федеральный календарный план воспитательной работы.

Эта документация определяет основной объем и содержание образования на уровне общего образования и планируемые результаты обучения.

Если у учащегося имеется инвалидность, то помимо ФАОП ООО также рекомендуется разработать индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА) для создания специальных условий образования и организации психолого-педагогической помощи.

Влияние ФОАП на обучение детей с ОВЗ

Формирование ФОАП для детей с ОВЗ играет значительную роль в их образовательном процессе.

ФОАП представляет собой специально адаптированный план обучения, созданный с учетом индивидуальных потребностей и способностей каждого ребенка с ОВЗ.

Воздействие ФОАП на образование детей с ОВЗ следующее:

  1. Индивидуальный подход: ФОАП позволяет создавать образовательную среду, адаптированную к конкретным потребностям каждого ребенка с ОВЗ. Это способствует более эффективному их обучению, учитывая их уровень умственного и физического развития.
  1. Улучшенная доступность: ФОАП включает в себя разнообразные методы обучения и оценки знаний, что может помочь детям с ОВЗ лучше усваивать материал. Это также включает использование альтернативных коммуникационных методов и средств для тех, кто имеет ограниченные коммуникационные способности.
  1. Специализированные ресурсы: В рамках ФОАП могут быть предоставлены дополнительные материалы, оборудование и технические средства, которые облегчают обучение детей с ОВЗ. Это включает использование технологий, специализированных пособий и помощь ассистентов.
  1. Социальная интеграция: ФОАП способствует созданию условий для включения детей с ОВЗ в общественную среду, содействуя их социальной адаптации и развитию социальных навыков.
  1. Развитие потенциала: ФОАП может помочь выявить таланты и способности детей с ОВЗ, которые могли бы остаться нераскрытыми в обычной образовательной среде.
  1. Сотрудничество: ФОАП предполагает активное взаимодействие педагогов, специалистов и родителей для достижения наилучших результатов в образовании детей с ОВЗ.
  1. Повышение самооценки: Подход, ориентированный на индивидуальные потребности, может помочь детям с ОВЗ развивать уверенность в своих силах и улучшать их самооценку.

Таким образом, ФОАП существенно влияет на образование детей с ОВЗ, предоставляя им равные возможности для получения качественного образования, развития и успешной интеграции в общество.

Пройти повышение квалификации учителю

В онлайн институте ЕВИДПО можно пройти повышение квалификации учителю и получить удостоверение.

Обучение проходит онлайн в сжатые сроки.

По итогам обучение вы получите похожий диплом. Все документы мы вносим в единый реестр ФИС ФРДО:

ИТОГИ:

Важно помнить, что успешная реализация образовательных программ для детей с ОВЗ требует дополнительных ресурсов, специальной подготовки педагогов, а также гарантированной поддержки со стороны образовательных и государственных органов.

Развитие инклюзивной образовательной системы - это долгосрочный процесс, требующий постоянного усилия и внимания к потребностям всех участников.

В целом, обучение детей с ОВЗ по специальным адаптивным программам дает возможность каждому ребенку развиваться и достигать своего потенциала, учитывая его индивидуальные особенности и способности.

Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика

У нас Вы найдете 127 курс(ов)
по направлению

Школьная педагогика