ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Новые требования госзакупок 2025: декларирование отсутствия российской продукции

2025-06-17

Закупки

Новые требования госзакупок 2025: декларирование отсутствия российской продукции

В статье разберемся с нововведениями в области закупок в 2025 году

Софья Скворцова

7 мин

В сфере госзакупок снова важные перемены: внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации, касающиеся предоставления национального режима при осуществлении закупок. Теперь у заказчиков появилась новая обязанность — декларировать отсутствие российской продукции. Причём, речь идёт не просто о дополнительной формальности, а о праве, которое может существенно повлиять на выбор поставщика и конечный результат закупки.

Что это за изменения? Как работает новое правило? Обязаны ли теперь все заказчики проверять, есть ли на рынке отечественные аналоги? И какие возможности открываются благодаря Постановлению № 1875?

В этой статье мы разберём:
·       что изменилось в подходе к нацрежиму;
·       в чём суть новой обязанности по декларированию;
·       какие риски и плюсы ждут заказчиков;
·       и как применять нововведения на практике

Что нового в нацрежиме закупок: разбор Постановления № 879 от 10.06.2025

С 19 июня 2025 года вступают в силу важные изменения в правила госзакупок. Правительство РФ утвердило Постановление № 879, которое корректирует целый ряд нормативных актов, регулирующих предоставление национального режима при закупках. В центре внимания — усложнение подхода к закупке иностранных товаров, новые требования к обоснованиям и декларированию, а также уточнения по медицине и гособоронзаказу.
Разберёмся, что именно изменилось и как с этим теперь жить заказчикам.

📌 Какие документы изменились?
Постановление № 879 затронуло сразу несколько ключевых актов, а именно:

  • Постановление № 1875 от 23.12.2024 — основное, касающееся нацрежима в закупках;
  • Постановление № 1132 от 31.10.2014 — касается реестра договоров;
  • Постановления № 656 и № 657 от 08.06.2018 — требования к операторам электронных площадок;
  • А также — ряд других правительственных актов.

🛠 Что нового в постановлении № 1875?
1. Запрет на иностранные товары в гособоронзаказе
Теперь, если закупка проводится для нужд обороны, иностранные товары закупать нельзя — за редкими исключениями (введён новый подпункт «ч» в п. 4). Это укрепляет приоритет отечественного производителя.

2. Подтверждение страны происхождения
Уточнены требования к информации о баллах, подтверждающих «российскость» товара. Теперь проверять надо все баллы, включая те, что установлены по постановлению № 719. Это значит — просто так «приписать» себе российское происхождение уже не получится.

3. Расширен перечень исключений из запретов
Теперь в нём 7 пунктов, и один из интересных — если товар изготавливается под индивидуальный заказ, заказчик может закупить его, даже если он иностранного происхождения.

Обзор изменений

4. Новые правила расчёта начальной цены (НМЦК)
В пункте 7 указано, что теперь не менее 3 коммерческих предложений нужно брать из системы ГИСП (Государственная информационная система промышленности). Это — борьба с формальными расчётами НМЦК.

5. Главное новшество: декларирование отсутствия российской продукции
Вот здесь — большое изменение:

  • Если товар из перечня запрещённых — требования к декларированию строго регламентированы и не раскрываются публично (засекречены).
  • Если товар из перечня ограничений (приложение № 2) — заказчик обязан не только декларировать отсутствие российского производства, но и отправить специальное уведомление в Минпромторг. Затем это нужно отразить в документации.
  • Если товара нет ни в одном из перечней — можно работать по старым правилам: просто указываем в извещении, что российских аналогов нет.

📌 И важный бонус: если заказчик подтвердил отсутствие отечественного производства, участнику закупки теперь достаточно декларации в заявке для подтверждения страны происхождения.

6. Медицина: важные уточнения

  • Для ЖНВЛП (жизненно важные препараты) применяется только ограничение, преимущество в 15% — только к не-ЖНВЛП.
  • СЗЛС (список жизненно необходимых для льготников) — до 31 августа поддержка в виде преимущества 15%, после 1 сентября — уже только ограничение.
  • Если препарат «полного цикла» (весь процесс в РФ), его нельзя заменить на препарат не полного цикла.
  • Расширен список медизделий, страну происхождения которых можно подтвердить сертификатом СТ-1.

7. Переходный период для ОПК
Для заказчиков в оборонно-промышленном комплексе дали послабление: до конца 2025 года они могут адаптироваться к новым жёстким правилам и работать по старым схемам. Это зафиксировано в новом подпункте «м» переходных положений.

Что нового для электронных площадок и реестров контрактов?

В рамках обновлений правил госзакупок внесены важные уточнения, которые затрагивают работу операторов электронных площадок и ведение реестров контрактов и договоров. Эти изменения помогут сделать процесс закупок ещё прозрачнее и удобнее.

1. Требования к операторам электронных площадок (Постановления № 656 и № 657 от 08.06.2018)
Раньше участники закупок должны были указывать номер записи из специального реестра при подаче заявок, но теперь появилась важная поправка:
·       Участники указывают номер реестровой записи только при наличии такого номера.
Это значит, что если у участника ещё нет соответствующей записи, он не обязан указывать её — что избавляет от лишних сложностей и не мешает участвовать в закупках.

2. Изменения в реестрах контрактов и договоров (Постановления № 60 от 27.01.2022 и № 1132 от 31.10.2014)
В двух основных реестрах, которые ведут данные по госзакупкам:
·       Реестр контрактов по Закону № 44-ФЗ
·       Реестр договоров по Закону № 223-ФЗ
уточнены требования по указанию информации о стране происхождения товара.
Что это значит на практике?
·       Теперь в этих реестрах надо более чётко и правильно указывать, откуда именно товар — российский или иностранный.
·       Такая прозрачность помогает контролирующим органам и заказчикам лучше понимать структуру закупок и применять защитные меры национального режима.

Почему это важно?

Эти уточнения помогают:
·       Упростить жизнь участникам закупок, избавляя их от обязательства указывать несуществующую информацию.
·       Сделать данные в реестрах более точными и полезными для анализа.
·       Поддержать политику защиты отечественного производителя за счёт прозрачного учёта происхождения товаров.

Декларирование отсутствия российской продукции — что это и зачем?

Это новая возможность и обязанность для заказчиков при госзакупках — они теперь должны официально заявлять (декларировать), что нужного российского товара, работы или услуги нет на рынке. Такая декларация влияет на то, будут ли к закупке применяться специальные «защитные меры» — запреты, ограничения или преимущества, которые направлены на поддержку отечественного производства.

Почему это важно?

Раньше заказчики просто применяли защитные меры: запрещали закупать иностранное, если был российский аналог. Теперь ситуация усложнилась — если российского товара нет или он не соответствует требованиям, заказчик может объявить об этом официально, и тогда запреты не будут применяться.

Основные виды декларирования по Постановлению № 1875

1. Декларация для неприменения запрета на закупку иностранных товаров, работ и услуг

Заказчик может не применять запрет на закупки иностранного, если:
·       На территории России нет российских компаний или граждан, которые могут оказать нужные услуги (например, из определённых позиций приложения № 1 к постановлению).
·       В реестре российской промышленной продукции отсутствуют товары, подходящие по характеристикам (позиции 1-433 приложения № 2).
·       На территории России нет производства нужных товаров (позиции 434-465 приложения № 2).
·       Товары или услуги вообще не указаны в приложениях № 1 и № 2, а их нет в России.
·       Заказчик действует в рамках закона № 44-ФЗ или гособоронзаказа.

Как это происходит?
Заказчик указывает факт отсутствия российского аналога в извещении о закупке, документации, приглашении на участие и в контракте с поставщиком.

Важно!
Право на такую декларацию есть только у заказчиков, которые применяют запреты в соответствии с приложением № 1, то есть в основном госзаказчики, оборонные предприятия и спецслужбы.

2. Декларация невозможности описать товар российского происхождения

Когда заказчик закупает товар, но в России его нет, по закону № 44-ФЗ ему нужно указать в извещении о закупке, что российского аналога нет.
·       Если товар входит в позиции 1–433 приложения № 2, заказчик должен не только заявить отсутствие аналога в реестре, но и приложить уведомление об этом в Минпромторг.
·       Если товар вообще не входит в приложения № 1 или № 2, то заказчик должен заявить, что такого товара в России не производится, и подробно описать характеристики нужного товара.

Почему это сложно?
Не всегда у заказчика есть полная информация о том, производится ли такой товар в России. Поэтому декларация может быть недостоверной — и тогда есть риск обжалования закупки.

Практические сложности:
·       Заказчику нужно решать — декларировать отсутствие или нет?
·       Если декларировать, то как поступать с заявками, которые не соответствуют декларации?

3. Декларация при обосновании начальной максимальной цены контракта (НМЦК)

При обосновании цены контракта заказчик не обязан применять особенности обоснования, если в реестре нет нужных товаров или производства их нет в России (позиции 1-465 приложения № 2). В таком случае заказчик должен декларировать отсутствие российского аналога прямо в контракте.

Что это значит для участников закупок?

·       Если заказчик декларирует отсутствие товара из реестра, участники могут указать страну происхождения без подтверждающих документов (нужно добавить это в требования к заявке).
·       Но если заявка подана с указанием страны происхождения без номера из реестра, она будет считаться «иностранной» и отклоняться.

Как научиться работать с закупками по-новому

Для правильно участия в закупках важно иметь в своей компании специалиста, ответственного за закупочную деятельность. В ЕВИДПО есть более 20 курсов повышения квалификации и переподготовки по закупочной деятельности. Обучение проходит онлайн, а для групп предоставляем скидки!

Например курс Повышение квалификации по закупкам и заключению контрактов по 44-ФЗ . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Подведем итоги

Таким образом, введение обязанности декларировать отсутствие российской продукции в госзакупках — важный шаг к более прозрачному и сбалансированному регулированию рынка. Эта мера позволяет заказчикам гибко реагировать на реальную ситуацию с наличием отечественных товаров и услуг, не нарушая при этом принципы поддержки российского производителя. В то же время она ставит новые задачи — обеспечить достоверность информации и правильное оформление документов, чтобы минимизировать риски споров и отмен закупок. Для всех участников закупочного процесса — заказчиков, поставщиков и контролирующих органов — понимание и грамотное применение правил декларирования станут залогом эффективных и законных закупок.

Посмотрите все курсы по направлению Закупки

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4