Главная страница > База знаний > Новые требования госзакупок 2025: декларирование отсутствия российской продукции
2025-06-17
Закупки
В статье разберемся с нововведениями в области закупок в 2025 году
7 мин
В сфере госзакупок снова важные перемены: внесены изменения в акты Правительства Российской Федерации, касающиеся предоставления национального режима при осуществлении закупок. Теперь у заказчиков появилась новая обязанность — декларировать отсутствие российской продукции. Причём, речь идёт не просто о дополнительной формальности, а о праве, которое может существенно повлиять на выбор поставщика и конечный результат закупки.
Что это за изменения? Как работает новое правило? Обязаны ли теперь все заказчики проверять, есть ли на рынке отечественные аналоги? И какие возможности открываются благодаря Постановлению № 1875?
В этой статье мы разберём:
· что изменилось в подходе к нацрежиму;
· в чём суть новой обязанности по декларированию;
· какие риски и плюсы ждут заказчиков;
· и как применять нововведения на практике
С 19 июня 2025 года вступают в силу важные изменения в правила госзакупок. Правительство РФ утвердило Постановление № 879, которое корректирует целый ряд нормативных актов, регулирующих предоставление национального режима при закупках. В центре внимания — усложнение подхода к закупке иностранных товаров, новые требования к обоснованиям и декларированию, а также уточнения по медицине и гособоронзаказу.
Разберёмся, что именно изменилось и как с этим теперь жить заказчикам.
📌 Какие документы изменились?
Постановление № 879 затронуло сразу несколько ключевых актов, а именно:
🛠 Что нового в постановлении № 1875?
1. Запрет на иностранные товары в гособоронзаказе
Теперь, если закупка проводится для нужд обороны, иностранные товары закупать нельзя — за редкими исключениями (введён новый подпункт «ч» в п. 4). Это укрепляет приоритет отечественного производителя.
2. Подтверждение страны происхождения
Уточнены требования к информации о баллах, подтверждающих «российскость» товара. Теперь проверять надо все баллы, включая те, что установлены по постановлению № 719. Это значит — просто так «приписать» себе российское происхождение уже не получится.
3. Расширен перечень исключений из запретов
Теперь в нём 7 пунктов, и один из интересных — если товар изготавливается под индивидуальный заказ, заказчик может закупить его, даже если он иностранного происхождения.
4. Новые правила расчёта начальной цены (НМЦК)
В пункте 7 указано, что теперь не менее 3 коммерческих предложений нужно брать из системы ГИСП (Государственная информационная система промышленности). Это — борьба с формальными расчётами НМЦК.
5. Главное новшество: декларирование отсутствия российской продукции
Вот здесь — большое изменение:
📌 И важный бонус: если заказчик подтвердил отсутствие отечественного производства, участнику закупки теперь достаточно декларации в заявке для подтверждения страны происхождения.
6. Медицина: важные уточнения
7. Переходный период для ОПК
Для заказчиков в оборонно-промышленном комплексе дали послабление: до конца 2025 года они могут адаптироваться к новым жёстким правилам и работать по старым схемам. Это зафиксировано в новом подпункте «м» переходных положений.
В рамках обновлений правил госзакупок внесены важные уточнения, которые затрагивают работу операторов электронных площадок и ведение реестров контрактов и договоров. Эти изменения помогут сделать процесс закупок ещё прозрачнее и удобнее.
1. Требования к операторам электронных площадок (Постановления № 656 и № 657 от 08.06.2018)
Раньше участники закупок должны были указывать номер записи из специального реестра при подаче заявок, но теперь появилась важная поправка:
· Участники указывают номер реестровой записи только при наличии такого номера.
Это значит, что если у участника ещё нет соответствующей записи, он не обязан указывать её — что избавляет от лишних сложностей и не мешает участвовать в закупках.
2. Изменения в реестрах контрактов и договоров (Постановления № 60 от 27.01.2022 и № 1132 от 31.10.2014)
В двух основных реестрах, которые ведут данные по госзакупкам:
· Реестр контрактов по Закону № 44-ФЗ
· Реестр договоров по Закону № 223-ФЗ
уточнены требования по указанию информации о стране происхождения товара.
Что это значит на практике?
· Теперь в этих реестрах надо более чётко и правильно указывать, откуда именно товар — российский или иностранный.
· Такая прозрачность помогает контролирующим органам и заказчикам лучше понимать структуру закупок и применять защитные меры национального режима.
Эти уточнения помогают:
· Упростить жизнь участникам закупок, избавляя их от обязательства указывать несуществующую информацию.
· Сделать данные в реестрах более точными и полезными для анализа.
· Поддержать политику защиты отечественного производителя за счёт прозрачного учёта происхождения товаров.
Это новая возможность и обязанность для заказчиков при госзакупках — они теперь должны официально заявлять (декларировать), что нужного российского товара, работы или услуги нет на рынке. Такая декларация влияет на то, будут ли к закупке применяться специальные «защитные меры» — запреты, ограничения или преимущества, которые направлены на поддержку отечественного производства.
Раньше заказчики просто применяли защитные меры: запрещали закупать иностранное, если был российский аналог. Теперь ситуация усложнилась — если российского товара нет или он не соответствует требованиям, заказчик может объявить об этом официально, и тогда запреты не будут применяться.
Заказчик может не применять запрет на закупки иностранного, если:
· На территории России нет российских компаний или граждан, которые могут оказать нужные услуги (например, из определённых позиций приложения № 1 к постановлению).
· В реестре российской промышленной продукции отсутствуют товары, подходящие по характеристикам (позиции 1-433 приложения № 2).
· На территории России нет производства нужных товаров (позиции 434-465 приложения № 2).
· Товары или услуги вообще не указаны в приложениях № 1 и № 2, а их нет в России.
· Заказчик действует в рамках закона № 44-ФЗ или гособоронзаказа.
Как это происходит?
Заказчик указывает факт отсутствия российского аналога в извещении о закупке, документации, приглашении на участие и в контракте с поставщиком.
Важно!
Право на такую декларацию есть только у заказчиков, которые применяют запреты в соответствии с приложением № 1, то есть в основном госзаказчики, оборонные предприятия и спецслужбы.
Когда заказчик закупает товар, но в России его нет, по закону № 44-ФЗ ему нужно указать в извещении о закупке, что российского аналога нет.
· Если товар входит в позиции 1–433 приложения № 2, заказчик должен не только заявить отсутствие аналога в реестре, но и приложить уведомление об этом в Минпромторг.
· Если товар вообще не входит в приложения № 1 или № 2, то заказчик должен заявить, что такого товара в России не производится, и подробно описать характеристики нужного товара.
Почему это сложно?
Не всегда у заказчика есть полная информация о том, производится ли такой товар в России. Поэтому декларация может быть недостоверной — и тогда есть риск обжалования закупки.
Практические сложности:
· Заказчику нужно решать — декларировать отсутствие или нет?
· Если декларировать, то как поступать с заявками, которые не соответствуют декларации?
При обосновании цены контракта заказчик не обязан применять особенности обоснования, если в реестре нет нужных товаров или производства их нет в России (позиции 1-465 приложения № 2). В таком случае заказчик должен декларировать отсутствие российского аналога прямо в контракте.
· Если заказчик декларирует отсутствие товара из реестра, участники могут указать страну происхождения без подтверждающих документов (нужно добавить это в требования к заявке).
· Но если заявка подана с указанием страны происхождения без номера из реестра, она будет считаться «иностранной» и отклоняться.
Для правильно участия в закупках важно иметь в своей компании специалиста, ответственного за закупочную деятельность. В ЕВИДПО есть более 20 курсов повышения квалификации и переподготовки по закупочной деятельности. Обучение проходит онлайн, а для групп предоставляем скидки!
Например курс Повышение квалификации по закупкам и заключению контрактов по 44-ФЗ . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Таким образом, введение обязанности декларировать отсутствие российской продукции в госзакупках — важный шаг к более прозрачному и сбалансированному регулированию рынка. Эта мера позволяет заказчикам гибко реагировать на реальную ситуацию с наличием отечественных товаров и услуг, не нарушая при этом принципы поддержки российского производителя. В то же время она ставит новые задачи — обеспечить достоверность информации и правильное оформление документов, чтобы минимизировать риски споров и отмен закупок. Для всех участников закупочного процесса — заказчиков, поставщиков и контролирующих органов — понимание и грамотное применение правил декларирования станут залогом эффективных и законных закупок.
Посмотрите все курсы по направлению Закупки
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4
АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»
ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00
© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ