ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
Главная страница > База знаний > Новые формы и методы налогового контроля в 2023 году
15.05.2023
Цыганок Надежда
5 мин
Налоговый мониторинг 2023 представляет собой одну из форм налогового контроля, заключающуюся в удаленном контроле со стороны налоговой инспекции за правильностью и полнотой расчета и уплаты налогов, без проведения камеральных и выездных проверок.
При использовании налогового мониторинга налоговая инспекция получает доступ к электронным данным о доходах, расходах и налоговых отчислениях, которые предоставляются налогоплательщиками.
Это позволяет инспекции проводить более эффективный и оперативный контроль, сокращая время и затраты на проведение проверок.
1) Сначала провайдер услуги налогового мониторинга знакомится с тем, как организован налоговый (бухгалтерский) учет и готовится налоговая отчетность в компании.
Следом он диагностирует информационные системы компании и выбирает оптимальный способ ИТ-взаимодействия.
Далее провайдер должен понять, насколько эффективно будут функционировать системы внутреннего контроля и системы управления рисками организации при запуске режима налогового мониторинга.
В результате диагностики создается план-график по переходу к НМ, дальнейшие шаги представляют собой реализацию данного плана.
2) Провайдер услуг налогового мониторинга и организация-налогоплательщик разрабатывают соглашение о взаимодействии с налоговой инспекцией.
Соглашение между провайдером услуг налогового мониторинга и организацией-налогоплательщиком должно содержать инструкции по предоставлению налоговой инспекции документов и раскрытию показателей налоговой отчетности, а также представлять информационные системы компании, включающие функции внутреннего контроля. Кроме того, соглашение должно описывать, какие изменения могут быть внесены в документы и как это должно быть сделано.
3) Организация-налогоплательщик и провайдер услуг налогового мониторинга разрабатывают отчетные формы по системе внутреннего контроля организации.
Отчетные формы по системе внутреннего контроля (СВК) должны содержать реестр и матрицу рисков и контрольных процедур, а также отражать результаты выполненных контрольных процедур. СВК ориентирована на выявление и оценку рисков бизнес-процессов, формализацию и выполнение контрольных процедур, мониторинг эффективности контроля и автоматизацию отчетности. Отчетность об организации СВК должна включать описание мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля и оценку текущего уровня ее работы.
4) Организация-налогоплательщик и провайдер услуг налогового мониторинга готовят дополнительные требуемые документы
Для участия в налоговом мониторинге организация-налогоплательщик должна подготовить заявление о проведении мониторинга, в котором раскрываются сведения о физических и юридических лицах, прямо или косвенно участвующих в компании, и доля такого участия превышает 25%, а также представить учетную политику для налогообложения.
5) Провайдер услуг налогового мониторинга предоставляет методологическую поддержку организации-налогоплательщика по вопросам проведения налогового мониторинга.
Он помогает собрать полный пакет документов для участия в мониторинге и участвует в их согласовании с налоговыми органами.
Кроме того, провайдер анализирует операции и сделки клиента, выявляет возможные сложности и спорные вопросы, требующие согласования с налоговыми органами, и оказывает техническую и методологическую поддержку при внедрении ИТ-решений для взаимодействия с налоговыми органами, в том числе «витрины данных».
«Витрина данных» позволяет компании самостоятельно определять данные налогового мониторинга для публикации и загружать их в систему.
6) Налоговый орган формирует план того, как налоговый мониторинг проводится и определяет объем контрольных мероприятий.
При проведении налогового мониторинга, налоговая инспекция требует доступ для расшифровки налоговых деклараций. К учетным базам данных компаний, налогоплательщики сами предоставляют доступ.
Представители налоговых органов имеют право требовать:
В случае необходимости они также могут запросить пояснения по определенным вопросам.
Документацию и данные необходимо направлять в орган налогового контроля в форме заверенных копий в бумажном или электронном виде.
Кроме того, организация должна предоставить документы о системе внутреннего контроля. Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации до 1 сентября года, предшествующего периоду, за который планируется проведение мониторинга. Решение о проведении мониторинга принимает налоговый орган до 1 ноября года, а сам мониторинг проводится в течение одного календарного года.
Документы или информацию, запрашиваемые налоговой инспекцией, необходимо предоставлять в виде заверенных копий:
При проверке документов налоговый орган может потребовать у организации пояснений и провести осмотр.
Если выявлены противоречия и несоответствия, служба направляет предписания налоговой с требованием предоставить пояснения или исправления в течение пяти дней.
Если нарушение в расчете или уплате налогов обнаружено, налоговый орган направляет уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в течение 10 дней.
Мотивированное мнение должно быть направлено в организацию в течение месяца с момента получения запроса или в течение пяти дней после его составления, если оно было направлено по инициативе налогового органа. В течение месяца организация должна уведомить налоговый орган о согласии с мотивированным мнением и представить документы, подтверждающие выполнение указаний, описанных в нем.
Плюсы:
Минусы:
Провайдер может предложить разработку «витрины данных» на базе различных ERP-систем и технологий, таких как 1С, Oracle, SAP и других.
Другим способом взаимодействия с налоговым органом является организация удаленного рабочего места через автоматизированную информационную систему «Налог 3», при котором компания предоставляет сотрудникам ведомства доступ к своей учетной ERP-системе и определяет данные для публикации с помощью настройки ролей и полномочий системы.
При внедрении автоматизированных систем внутреннего контроля, реализуемых в ERP-системах, повышается технологическая зрелость бизнес-процессов и систем учета, что влияет на полноту покрытия рисков.
Провайдер может предложить ПО для автоматической проверки благонадежности контрагентов и разработать автоматизированные системы внутреннего налогового контроля.
ИТОГИ
Налоговый мониторинг способствует улучшению налоговой культуры и сознательности налогоплательщиков, поскольку они более ответственно подходят к расчету и уплате налогов, зная, что их деятельность находится под контролем налоговой инспекции.
В целом, налоговый мониторинг способствует сокращению затрат на сопровождение мероприятий налогового контроля и улучшению взаимодействия компаний с налоговыми органами, что в свою очередь может положительно сказаться на репутации компаний и укреплении их позиций на рынке.
Посмотрите курсы обучения
Бухгалтерия
АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»
ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00
© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ