ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Новые формы и методы налогового контроля в 2023 году

15.05.2023

Цыганок Надежда

Новые формы и методы налогового контроля в 2023 году

В этой статье обсуждаются преимущества и недостатки участия компаний в налоговом мониторинге.

Бухгалтерия

5 мин

Налоговый мониторинг 2023 представляет собой одну из форм налогового контроля, заключающуюся в удаленном контроле со стороны налоговой инспекции за правильностью и полнотой расчета и уплаты налогов, без проведения камеральных и выездных проверок.

При использовании налогового мониторинга налоговая инспекция получает доступ к электронным данным о доходах, расходах и налоговых отчислениях, которые предоставляются налогоплательщиками.

Это позволяет инспекции проводить более эффективный и оперативный контроль, сокращая время и затраты на проведение проверок.

Этапы и участники налогового мониторинга, как проходят налоговые проверки

1) Сначала провайдер услуги налогового мониторинга знакомится с тем, как организован налоговый (бухгалтерский) учет и готовится налоговая отчетность в компании.

Следом он диагностирует информационные системы компании и выбирает оптимальный способ ИТ-взаимодействия.

Далее провайдер должен понять, насколько эффективно будут функционировать системы внутреннего контроля и системы управления рисками организации при запуске режима налогового мониторинга.

В результате диагностики создается план-график по переходу к НМ, дальнейшие шаги представляют собой реализацию данного плана.

2) Провайдер услуг налогового мониторинга и организация-налогоплательщик разрабатывают соглашение о взаимодействии с налоговой инспекцией.

Соглашение между провайдером услуг налогового мониторинга и организацией-налогоплательщиком должно содержать инструкции по предоставлению налоговой инспекции документов и раскрытию показателей налоговой отчетности, а также представлять информационные системы компании, включающие функции внутреннего контроля. Кроме того, соглашение должно описывать, какие изменения могут быть внесены в документы и как это должно быть сделано.

3) Организация-налогоплательщик и провайдер услуг налогового мониторинга разрабатывают отчетные формы по системе внутреннего контроля организации.

Отчетные формы по системе внутреннего контроля (СВК) должны содержать реестр и матрицу рисков и контрольных процедур, а также отражать результаты выполненных контрольных процедур. СВК ориентирована на выявление и оценку рисков бизнес-процессов, формализацию и выполнение контрольных процедур, мониторинг эффективности контроля и автоматизацию отчетности. Отчетность об организации СВК должна включать описание мероприятий по улучшению системы внутреннего контроля и оценку текущего уровня ее работы.

4) Организация-налогоплательщик и провайдер услуг налогового мониторинга готовят дополнительные требуемые документы

Для участия в налоговом мониторинге организация-налогоплательщик должна подготовить заявление о проведении мониторинга, в котором раскрываются сведения о физических и юридических лицах, прямо или косвенно участвующих в компании, и доля такого участия превышает 25%, а также представить учетную политику для налогообложения.

5) Провайдер услуг налогового мониторинга предоставляет методологическую поддержку организации-налогоплательщика по вопросам проведения налогового мониторинга.

Он помогает собрать полный пакет документов для участия в мониторинге и участвует в их согласовании с налоговыми органами.

Кроме того, провайдер анализирует операции и сделки клиента, выявляет возможные сложности и спорные вопросы, требующие согласования с налоговыми органами, и оказывает техническую и методологическую поддержку при внедрении ИТ-решений для взаимодействия с налоговыми органами, в том числе «витрины данных».

«Витрина данных» позволяет компании самостоятельно определять данные налогового мониторинга для публикации и загружать их в систему.

6) Налоговый орган формирует план того, как налоговый мониторинг проводится и определяет объем контрольных мероприятий.

Что могут затребовать представители ФНС

При проведении налогового мониторинга, налоговая инспекция требует доступ для расшифровки налоговых деклараций. К учетным базам данных компаний, налогоплательщики сами предоставляют доступ.

Представители налоговых органов имеют право требовать:

  • документацию и данные по уплате налогов,
  • сборов и страховых взносов,
  • привлекать экспертов и специалистов для проведения мониторинга.

В случае необходимости они также могут запросить пояснения по определенным вопросам.

Документацию и данные необходимо направлять в орган налогового контроля в форме заверенных копий в бумажном или электронном виде.

Кроме того, организация должна предоставить документы о системе внутреннего контроля. Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации до 1 сентября года, предшествующего периоду, за который планируется проведение мониторинга. Решение о проведении мониторинга принимает налоговый орган до 1 ноября года, а сам мониторинг проводится в течение одного календарного года.

Как правильно предоставлять документацию участникам налогового мониторинга

Документы или информацию, запрашиваемые налоговой инспекцией, необходимо предоставлять в виде заверенных копий:

  • в бумажном виде, через уполномоченного представителя или по почте;
  • в электронном виде, используя телекоммуникационные каналы связи.

При проверке документов налоговый орган может потребовать у организации пояснений и провести осмотр.

Если выявлены противоречия и несоответствия, служба направляет предписания налоговой с требованием предоставить пояснения или исправления в течение пяти дней.

Если нарушение в расчете или уплате налогов обнаружено, налоговый орган направляет уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения в течение 10 дней.

Мотивированное мнение должно быть направлено в организацию в течение месяца с момента получения запроса или в течение пяти дней после его составления, если оно было направлено по инициативе налогового органа. В течение месяца организация должна уведомить налоговый орган о согласии с мотивированным мнением и представить документы, подтверждающие выполнение указаний, описанных в нем.

Плюсы и минусы данной формы налогового контроля

Плюсы:

  • Участие в налоговом мониторинге демонстрирует открытость компании к сотрудничеству с налоговыми органами, что может принести репутационное преимущество.
  • Налоговое мнение позволяет оперативно узнать об нарушениях и исправить их без штрафов и пеней.
  • Налоговое мнение помогает совершенствовать все виды бухгалтерской и налоговой отчетности
  • Участие в налоговом мониторинге сокращает затраты компании на сопровождение форм и методов налогового контроля.
  • Для участников налогового мониторинга действует особый порядок возмещения НДС и акцизов из бюджета по аналогии с заявительным порядком, но без необходимости предоставления банковских гарантий и поручительств.
  • В период проведения мониторинга участники могут оперативно согласовывать позицию по налогообложению планируемых сделок и получать мотивированное мнение налогового специалиста до заключения спорной сделки.

Минусы:

  • Сложность технического доступа к системе налогового мониторинга.
  • Риск утечки информации.

Как правильно перейти на налоговый мониторинг и пройти налоговую проверку

Провайдер может предложить разработку «витрины данных» на базе различных ERP-систем и технологий, таких как 1С, Oracle, SAP и других.

Другим способом взаимодействия с налоговым органом является организация удаленного рабочего места через автоматизированную информационную систему «Налог 3», при котором компания предоставляет сотрудникам ведомства доступ к своей учетной ERP-системе и определяет данные для публикации с помощью настройки ролей и полномочий системы.

При внедрении автоматизированных систем внутреннего контроля, реализуемых в ERP-системах, повышается технологическая зрелость бизнес-процессов и систем учета, что влияет на полноту покрытия рисков.

Провайдер может предложить ПО для автоматической проверки благонадежности контрагентов и разработать автоматизированные системы внутреннего налогового контроля.

ИТОГИ

Налоговый мониторинг способствует улучшению налоговой культуры и сознательности налогоплательщиков, поскольку они более ответственно подходят к расчету и уплате налогов, зная, что их деятельность находится под контролем налоговой инспекции.

В целом, налоговый мониторинг способствует сокращению затрат на сопровождение мероприятий налогового контроля и улучшению взаимодействия компаний с налоговыми органами, что в свою очередь может положительно сказаться на репутации компаний и укреплении их позиций на рынке.

 

Посмотрите курсы обучения
Бухгалтерия

У нас Вы найдете 26 курс(ов)
по направлению

Бухгалтерия