ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Новый закон о занятости. Что изменится для работодателей

30.05.2023

Цыганок Надежда

Новый закон о занятости. Что изменится для работодателей

В статье подробно рассмотрим все изменения, которые вносит новый закон о занятости и как они повлияют на работодателей и работников.

Кадровое дело

6 мин

В России вступает в силу закон, затрагивающий новые формы трудовой занятости, который вводит ряд изменений в структуру занятости населения. Одним из ключевых моментов является введение понятий платформенно занятые и законы труда для самозанятых, которые нуждаются в отдельном регулировании.

Новые формы занятости населения. Платформенно занятые и самозанятые

Под самозанятостью законодатель понимает деятельность гражданина по личному производству товаров, выполнению работ или оказанию услуг, направленную на систематическое получение дохода.

Сейчас определен только налоговый режим самозанятого, который позволяет уплачивать налоги по ставке 4–6% в зависимости от того, кто потребитель товаров или услуг.

Изменения в ФЗ о занятости населения, вводит понятие платформенно занятые.

К ним отнесут граждан, которые находят заказчиков с использованием цифровых платформ занятых, например сервисов заказа такси или ресурсов по подбору вакансий для разнорабочих.

Закрепление новых форм занятости на рынке труда имеет большое значение и законодатель обещает принять отдельные федеральные законы для регулирования труда самозанятых и платформенно занятых.

Еще во время разработки поправок появлялась информация, что для платформенных сотрудников установят обязательные нормы работы и отдыха, оплаты, доступа к соцгарантиям, в том числе к пенсионному страхованию и пособиям.

Законы труда для самозанятых и содействие начинающему предпринимателю

Законопроект предусматривает, что органы службы занятости могут помогать безработным гражданам создать условия для начала предпринимательской деятельности.

Эти условия будут заключаться в выплате единовременной суммы при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого, а также при создании юридического лица.

Размер и порядок выплаты будут устанавливаться региональными властями.

Кроме того, законопроект дает право индивидуальным предпринимателям и самозанятым зарегистрироваться в службе занятости населения и получать пособие по безработице в случае утраты заработка, но только при условии ликвидации индивидуального предпринимательства или прекращения статуса самозанятого.

Закон занятости населения для отдельных категорий граждан

Изменения закона о занятости населения затрагивает и лица, находящиеся под угрозой увольнения. Они стали новой категорией граждан, которым планируется оказывать помощь в трудоустройстве, в случае возникновения сложностей с поиском работы.

Эта категория включает в себя бывших участников СВО и безработных многодетных родителей.

Предполагается, что помощь будет предоставляться в виде дополнительных льгот, которые будут действовать в дополнение к уже существующим в Трудовом кодексе РФ (например, отпуск в удобное время, преимущественное право на оставление на работе при сокращении и так далее).

Кроме того, законодатели обещают оказывать работодателям содействие в создании новых рабочих мест и мерах по обеспечению занятости для сотрудников, попадающих в зону риска.

Стоит отметить, что уже приняты некоторые льготы для данной категории граждан, которые отражены в Трудовом кодексе РФ.

Например, сотрудники, которые были демобилизованы, имеют право вернуться на работу в течение 3 месяцев (ст. 351.7 ТК РФ).

Кроме того 30 марта 2022 года приняли постановление № 511 ПП, которое позволяет временно трудоустроиться на другую работу для сотрудников компаний, перешедших в режим простоя (действующее до конца 2023 года).

Однако, опасения заключаются в том, что все эти меры останутся на бумаге, а работодатели останутся одни на один с этой проблемой. Несмотря на то, что за последнее время работодателям обещали социальные, налоговые и финансовые льготы при сохранении занятости, массового распространения этих мер мы не наблюдали.

Новый закон о занятости и квоты для инвалидов

В настоящее время, в соответствии со ст 13.2 о занятости, работодатели, у которых среднесписочная численность работников превышает 100 человек, обязаны заниматься трудоустройством инвалидов в соответствии с установленной квотой, которая составляет от 2 до 4% от числа работников.

Однако, в некоторых регионах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, квота может быть установлена в пределах 3% для работодателей со среднесписочной численностью от 35 до 100 человек.

Новый закон занятости устанавливает обязанность для всех работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет от 35 человек, создавать или выделять рабочие места для инвалидов.

При этом размер квоты должен дифференцироваться субъектом в пределах от 2 до 4% от среднесписочной численности работников.

Это позволит понизить планку квотирования и установить обязанность трудоустройства инвалидов на уровне федерального закона для всех работодателей, у которых есть достаточное количество сотрудников.

Изменение занятости населения и запрет на дискриминацию

В новом законе о занятости, установлен запрет на распространение информации о вакансиях, которые содержат какие-либо признаки дискриминации в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства и отношения к религии.

Проще говоря, работодатели не могут распространять вакансии, которые содержат дискриминационные признаки. Штраф за нарушение этого правила уже существует в течение десяти лет (ст. 13.11.1 КоАП), но впервые это положение будет закреплено в законе о занятости.

Новый закон о занятости - отношение к теневой занятости и меры борьбы с ней

В рамках законопроекта будет создан общедоступный реестр работодателей, которые занимаются теневой занятостью.

Однако, необходимо обеспечить прозрачность и эффективность этой инициативы, чтобы она не привела к дополнительным бременам для работодателей и не стала источником коррупции.

Этот реестр будет формироваться на основе сообщений о фактах или признаках нелегальной занятости в компаниях и будет доступен для общественного просмотра.

Также законопроект упрощает процедуру передачи информации о предстоящем сокращении штата в органы службы занятости.

Теперь компании смогут передать эту информацию через единую цифровую платформу, что позволит избежать бумажной волокиты. В настоящее время для этой цели используется письменная форма.

Однако, уже существующие законы (например, ч.2 ст. 67 ТК РФ и ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ) требуют оформления трудового договора и предусматривают ответственность за его нарушение. Поэтому, важно, чтобы новый закон не привел к дополнительным проблемам для работодателей, а дал возможность работникам защитить свои права.

Если вам нужно обучить работников отдела кадров, это можно сделать на курсах в Едином Всероссийском Институте Дополнительного профессионального образования.

Программы обучения включают в себя различные курсы, которые покрывают широкий спектр тем, связанных с кадровым делопроизводством.

Это позволяет вашему специалисту отдела кадров доказать свою квалификацию и получить соответствующую подтверждающую документацию.

По итогам обучения выдается диплом о прохождении курса и включение в единый реестр ФИС ФРДО:

ИТОГИ

В целом, закон направлен на улучшение ситуации на рынке труда и борьбу с нелегальным трудоустройством. Однако, для того чтобы закон был эффективен, необходима его прозрачная и четкая реализация, а также сотрудничество между работодателями и властями.

 

Посмотрите курсы обучения
Кадровое дело

У нас Вы найдете 41 курс(ов)
по направлению

Кадровое делопроизводство