ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Организация обучения детей с ОВЗ в школе: инклюзивное образование в школе

07.08.2023

Софья Скворцова

Организация обучения детей с ОВЗ в школе: инклюзивное образование в школе

В статье рассмотрим:
- как организовать обучение детей ОВЗ
- какие условия для ОВЗ в школе должны быть созданы, согласно ФГОС
- необходимый педагогический состав и нагрузку на учителей

Школьная педагогика

7 мин

Работа с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) в школе требует определенных условий. Инклюзия в школе предполагает разработку и реализацию индивидуальных подходов к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. В данной статье мы рассмотрим требования к обучению детей ОВЗ, а также изучим, как организовать обучение детей ОВЗ в рамках инклюзивной образовательной программы.

Обучающиеся с ОВЗ - это дети, у которых есть физические или психологические недостатки, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). К детям с ОВЗ относятся:

  • Дети с нарушениями слуха, такие как глухие, слабослышащие, позднооглохшие или оборудованные кохлеарными имплантатами.
  • Дети с нарушениями зрения, включая слепых и слабовидящих.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  • Дети с задержкой психического развития.
  • Дети с расстройствами аутистического спектра.
  • Дети с сложными дефектами, характеризующимися тяжелыми и множественными нарушениями развития.
  • Дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями.

Организация обучения детей с ОВЗ в школах требует особого внимания и подхода. Важно создать инклюзивную образовательную среду. Это подразумевает разработку адаптированных учебных программ и обеспечение специальных условий, способствующих развитию и взаимодействию детей с ОВЗ с окружающими.

Как организовать обучение детей ОВЗ: подготовка образовательных документов

При организации инклюзивного образования для детей с ОВЗ, важно учитывать их особенности. В начальных классах для таких учеников применяются специальные образовательные стандарты:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
  • ФГОС начального общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Когда школьники с ОВЗ переходят в среднюю и старшую школу, они учатся по обычным ФГОС. Но помимо общих стандартов, существуют и другие программы для детей ОВЗ, которые играют роль в их образовательном процессе:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП) разрабатываются индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ на один учебный год.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) пишется с учетом уровня образования и специфических потребностей каждого ребенка.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП) разрабатывается, учитывая образовательные потребности конкретного ребенка. Он чаще используется при надомном обучении.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) предназначается для детей с тяжелой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые не могут освоить стандартную программу согласно своему возрасту.

Организация инклюзивного образования: материальная база

В школе должны быть подготовлены особые условия для детей с ОВЗ, согласно Федеральному закону № 273-ФЗ:

  1. Специальные образовательные программы и методы обучения, которые помогают каждому ребенку учиться в своем темпе.
  1. Специальные учебники, пособия и материалы, которые адаптированы для удобства обучающихся с ОВЗ.
  1. Использование специальных технических средств обучения для улучшения процесса обучения.
  1. Помощь ассистента (помощника), который поддерживает обучающихся и оказывает техническую помощь, если это нужно.
  1. Групповые и индивидуальные коррекционные занятия, чтобы помочь детям преодолевать трудности и развиваться.
  1. Обеспечение доступной среды, где дети легко могут перемещаться по школьному зданию и территории.
  1. Ограниченное количество детей в учебной группе или классе, чтобы обеспечить более качественное обучение и внимание каждому ребенку.

Все эти меры помогают создать инклюзивное образование в школе, где каждый ребенок имеет возможность получить образование, соответствующее его потребностям и способностям.

Условия для ОВЗ в школе: предельная наполняемость класса

Для детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются предельные численности в классах или группах, в зависимости от конкретного типа ограничений:

  • Для глухих обучающихся - не более 6 человек в группе;
  • Для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвитием речи - не более 10 человек в группе;
  • Для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи - не более 6 человек в группе;
  • Для слепых обучающихся - не более 8 человек в группе;
  • Для слабовидящих обучающихся - не более 12 человек в группе;
  • Для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи - не более 12 человек в группе;
  • Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата - не более 10 человек в группе;
  • Для обучающихся с задержкой психического развития - не более 12 человек в группе;
  • Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - не более 12 человек в группе;
  • Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра - не более 8 человек в группе;
  • Для обучающихся со сложными дефектами (с тяжелыми множественными нарушениями развития) - не более 5 человек в группе.

Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как вместе с другими учениками, так и в специальных классах, группах или отдельных организациях.

При получении образования вместе с другими учащимися, количество детей с ОВЗ в группе не должно превышать 3 человек. Такая организация позволяет обеспечить инклюзивное образование и создать поддерживающую и благоприятную образовательную среду для всех детей.

Обучение детей с ОВЗ в школах: нагрузка на педагогов

Количество специалистов определяется на основе числа учеников:

  • На каждые 6-12 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог).
  • На каждые 6-12 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен учитель-логопед.
  • На каждые 20 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен педагог-психолог.
  • На каждые 1-6 учеников с ограниченными возможностями здоровья нужен тьютор или ассистент (помощник).

Работа специалистов

  1. Для обеспечения качественной работы с детьми с ОВЗ в школе, все специалисты должны проходить профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов.
  1. Тьютор – это специалист, находящийся рядом с учеником и помогающий ему освоить содержание учебной программы. Тьютор выполняет разнообразные функции, включая роль педагога сопровождения и воспитателя, который поддерживает ребенка с ОВЗ на всех этапах образовательной деятельности. Он также способствует коммуникации ребенка с ОВЗ с другими детьми вне учебного времени, помогая всем участникам образовательной среды понять, как оказать поддержку и помощь ребенку с ОВЗ.
  1. Помощники (ассистенты) также играют важную роль, помогая детям с ОВЗ и детям-инвалидам в повседневных моментах, например, при посещении туалетных помещений и столовой. Они также помогают переносить инвалидные коляски и ориентируют ребенка в здании образовательной организации.
  1. Педагог-психолог. Он занимается коррекционно-развивающими занятиями, опираясь на рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

Таким образом, эффективное инклюзивное образование требует хорошо подготовленного педагогического коллектива, включающего различных специалистов, способных обеспечить индивидуальную поддержку и заботу каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Учебная нагрузка

Для обучающихся с ОВЗ учебная нагрузка в школе определяется согласно требованиям ФГОС начального, основного и среднего общего образования. Также учитываются рекомендации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.

Для того, чтобы обучающиеся с ОВЗ могли комфортно учиться необходимо выполнять следующие условия:

  • Занятия проводятся в первую смену, начиная с 8 утра или позднее.
  • Учебная неделя составляет пять дней, при этом в середине недели (среда или четверг) предусмотрен облегченный учебный день.
  • Внеурочная деятельность также важна для обучающихся с ОВЗ и составляет до 10 часов в неделю. Около половины из них посвящается коррекционным занятиям, а остальные занятия направлены на развивающие области.
  • Продолжительность перерывов между уроками может быть разной. Это может быть одна большая перемена после нескольких уроков или две большие перемены с дополнительными переменами между урочной и внеурочной деятельностью.

Таким образом, в школе создаются оптимальные условия для обучения детей с ОВЗ, учитывая их особенности и индивидуальные потребности.

Обучение по педагогике

Для работы с детьми с ОВЗ обязательным условием является постоянное прохождение дополнительного обучения. В университете ЕВИДПО есть 30 программ повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки. Вот пример диплома, который вы получите:

Итоги

Адаптированные программы: Необходима разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных потребностей.

Специалисты в сопровождении: Роль специалистов, таких как педагоги-дефектологи, психологи, тьюторы и ассистенты, в успешной организации обучения и поддержке детей ОВЗ.

Технические средства: Значение использования специализированных технических средств, которые обеспечивают доступность и комфорт обучения детей с ОВЗ.

Подготовка педагогического состава: Наличие необходимой квалификации для работы с детьми с ОВЗ в школе.

Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика

У нас Вы найдете 62 курс(ов)
по направлению

Школьная педагогика

АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»

ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346

162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00

© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2022гг.