Главная страница > База знаний > Оснащение детских садов (ДОУ): Приказ Минпросвещения 1057
2025-04-15
Педагогика дошкольных образовательных учреждений
В статье рассмотрим основные положения Приказа Минпросвещения 1057 по поводу оснащения помещений детских садов
11 мин
В конце 2024 года Министерство просвещения выпустило важный документ — приказ № 1057, который касается оснащения детских садов.
Что это значит на практике? Больше игрушек, современные учебные материалы, уютные кроватки, удобная мебель и даже оборудование для сенсорных комнат. Все это — не просто для красоты, а чтобы сделать обучение и воспитание детей более эффективным, безопасным и интересным.
Детский сад — это первое большое место, куда ребенок приходит без родителей. Здесь он учится общаться, играть, узнавать мир. Поэтому так важно, чтобы в садике было всё необходимое: от карандашей до спортивного зала. И государство наконец подошло к этому вопросу серьёзно.
Все эти новшества — часть государственной программы "Развитие образования". В ближайшие годы планируется капитально ремонтировать, строить и оснащать детские сады по всей России. Цель простая — чтобы в любом регионе дети могли учиться и развиваться в комфортных условиях.
Ответственность ложится на регионы: именно они должны закупить нужное оборудование и проконтролировать, чтобы всё было установлено правильно. При этом государство выделяет на это средства, а Минпросвещения будет контролировать процесс.
Оснащение входной группы
Входная группа — первое пространство, в которое попадает ребёнок, приходя в детский сад. Важно, чтобы она была удобной, безопасной и обеспечивала комфортное начало дня. Оснащение включает:
Это пространство также может быть дополнено тематическими зонами: уголком природы, доской для обратной связи с родителями, фотозоной для праздников.
Оснащение музыкального зала
Музыкальный зал в ДОО — это пространство для развития творческих способностей детей, проведения занятий по музыке, танцам, театрализованных представлений и утренников. Его оснащение включает:
Основное спортивное оборудование:
Мелкий спортивный инвентарь:
Дополнительные элементы:
Спортивный зал также может быть оснащён сенсорными и балансировочными дорожками, тактильными ковриками и модулями для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Элементы, способствующие комфорту, эстетике и обучению в зонах общего пользования:
Кабинет дефектолога
Рабочее место педагога
Системы хранения и мебель
Оборудование для коррекционно-развивающих занятий
Широкий перечень включает:
Современные подходы к организации инклюзивного образования в России находят отражение в нормативных документах, регламентирующих оснащение дошкольных образовательных организаций (ДОО). Один из ключевых аспектов инклюзии — обеспечение доступной, комфортной и безопасной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Перечень оборудования, предусмотренный для таких учреждений, охватывает широкий спектр решений для детей с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.
Оборудование для детей с нарушениями слуха
Для детей с нарушениями слуха в помещениях общего пользования предусмотрены такие средства, как электронные табло с бегущей строкой, переносные индукционные панели и информационные индукционные системы, что способствует доступу к информации и ориентации в пространстве.
В залах и кабинетах размещается звукоусиливающая аппаратура, в том числе индукционные и инфракрасные системы, а также акустические комплексы свободного звукового поля. Эти средства позволяют сделать занятия и мероприятия более доступными и комфортными для детей с тугоухостью.
Оборудование для детей с нарушениями зрения
Для детей с нарушениями зрения ключевыми элементами являются тактильные и звуковые ориентиры, включая тактильную плитку, звуковые маяки, мнемосхемы и тактильные знаки. Такие элементы обеспечивают уверенное и безопасное передвижение по территории ДОО.
В образовательной деятельности используются тактильные игры, тематические альбомы, видеоувеличители, брайлевские наборы букв и цифр, тифлоприборы и читающие машины. Это позволяет формировать полноценную учебную среду, способствующую развитию когнитивных и социальных навыков у детей с нарушениями зрения.
Оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Для этой категории детей предусмотрено создание безбарьерной среды с помощью противоскользящих покрытий, опорных поручней, специальных скамеек, беспроводных кнопок вызова помощника и инвалидных кресел-колясок.
Внутри помещений используются опоры для сидения, специальные столы, реабилитационные технические средства для передвижения, а также программное обеспечение для поддержки коммуникации. Важную роль играют комплекты специальной посуды и приспособлений для захвата предметов, позволяющие детям развивать самостоятельность и мелкую моторику.
Поддержка специалистов и методическая база
В кабинетах специалистов и методических залах размещаются уникальные обучающие и диагностические средства — от альбомов с рельефными изображениями до тифлоприборов для пространственной ориентировки, ароматических лото, тактильных тростей и светящихся наборов.
Эти средства помогают педагогам, дефектологам и логопедам в проведении занятий и коррекционной работы, способствуя всестороннему развитию ребенка и его адаптации в образовательной среде.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательной среды. Один из ключевых компонентов этой среды — наличие наглядных, демонстрационных, счётных и раздаточных материалов, соответствующих возрастным и психофизиологическим особенностям детей. Ниже представлен примерный перечень таких материалов, рекомендованный для оснащения дошкольных образовательных организаций в соответствии с возрастными группами от 1 до 7 лет.
Для самых маленьких важно развивать восприятие, внимание, речь и моторику. Основу материала составляют:
На данном этапе образовательная деятельность расширяется за счёт знакомства с окружающим миром, эмоциями и безопасностью:
Материалы ориентированы на развитие логического мышления, причинно-следственных связей и эмоционального интеллекта:
В этом возрасте дети учатся классифицировать, сопоставлять и систематизировать информацию:
Появляется возможность вовлечения ребёнка в более сложную познавательную деятельность:
В подготовительной группе формируется основа для успешного обучения в школе:
Для того чтобы правильно оснастить ДОУ, необходимо обладать соответствующими навыками. Получить их можно на курсах дополнительного профессионального образования.
В Институте ЕВИДПО есть более 55 курсов повышения квалификации и переподготовки по педагогике ДОУ. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки.
Например курс Деятельность руководителя в управлении дошкольной образовательной организацией . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Приказ № 1057 служит важным нормативным документом, направленным на обеспечение высокого качества образовательных и воспитательных процессов в дошкольных учреждениях. Он устанавливает обязательные требования к оснащению помещений ДОО необходимыми образовательными и воспитательными средствами, которые способствуют всестороннему развитию детей. Документ учитывает современные требования к безопасности, комфорту и функциональности образовательного пространства, что важно для создания здоровой и развивающей среды.
Посмотрите все курсы по направлению Педагогика дошкольных образовательных учреждений
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4
АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»
ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346
162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00
© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ