ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Оценка профессиональных рисков: как проводить и какие отчеты должны быть. Методы оценки профессиональных рисков

23.11.2022

Екатерина Рогозина

Оценка профессиональных рисков: как проводить и какие отчеты должны быть. Методы оценки профессиональных рисков

В этой статье разберем:
- как разработать карту профессиональных рисков
- какие отчеты профессиональных рисков должны быть по итогам
- методы оценки профессиональных рисков

Охрана труда

11 мин

 

 

Оценка профессиональных рисков - обязанность работодателя, которая позволяет определить, какие негативные события могут произойти в процессе работы, что к ним приводит и как можно этого избежать. Статьи 212 и 214 ТК РФ регулируют этот вопрос.

 

Простым языком, оценка профессиональных рисков сейчас обязательная для всех. Именно поэтому вам пригодится информация о том, что из себя представляет оценка, как проводится и какие документы нужны. Порядок в организации системы не только убережет вас от штрафов, но и поможет сократить производственный травматизм, который по информации Роструда с 2000 года снизился уже в 6,5 раз.

Кто и когда проводит оценку профессиональных рисков

1) Работодатель может провести оценку профессиональных рисков самостоятельно или поручив эту задачу ответственному по охране труда. Они:

  • формируют реестр опасностей;
  • разрабатывают план по снижению профессиональных рисков

2) Можно заключить договор со сторонними специалистами. Оценку профрисков на платной основе можно заказать в организации, специализирующейся на охране труда.

Оценка профессиональных рисков может быть плановой и внеплановой.

Плановая оценка проводится по графику работодателя, внеплановая - при любых изменениях условий труда или несчастном случае. Изменения могут быть:

  • внутренними - применение нового оборудования, появление новых структур на предприятии и т.д.;
  • внешними - например, принятие новых законов, развитие технологий.

 

Оценку проводят обязательно, если на предприятии не делали этого ранее.

 

Что проверит инспекция

В процессе оценки вы выявляете опасности, определяете риск наступления последствий и работаете над их устранением. Проверяя эту систему, инспектор обратит внимание на следующее:

  • на предприятии принята система определения опасностей;
  • определены механизмы оценки риска;
  • подготовлен план мероприятий для снижения риска;
  • оценены возможности его реализации;
  • приняты конкретные меры для снижения риска.
  • при проверках и расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ будет проверять эффективность системы оценки, отчеты профессиональных рисков и наличие каждого из этапов.

Ответственность работодателя за отсутствие оценки профрисков

Если в организации не проводится оценка рисков, наступает ответственность согласно статье 5.27.1 КоАП РФ. Штрафы составят:

  • для сотрудника - от 2000 до 5000 рублей;
  • для организации - от 50 000 до 80 000 рублей.

Как провести оценку профессиональных рисков: этапы

1) Подготовительный этап.

Руководитель подписывает приказ о создании комиссии. В нее входят сотрудники организации с профильной подготовкой:

  • начальники подразделений,
  • управленческий персонал,
  • главный инженер,
  • специалист по охране труда,
  • представитель профсоюза.
В комиссии обязательно должно быть нечетное количество специалистов, минимум 3 человека.

На этом этапе определяется график работ, подготавливаются документы, опросные листы. Нужно собрать сведения об используемом оборудовании и материалах, несчастных случаях, жалобах и предложениях коллектива. Сотрудникам сообщают о начале работы.

Опрос персонала можно провести с помощью анкет или чек-листов, в которых необходимо указать должность и краткое описание работ, используемых материалов и инструментов, а также ряд факторов, напротив которых проставят отметки “да” или “нет”:

  • работа на открытом воздухе;
  • повышенная или пониженная температура;
  • опасность пожара;
  • наличие плана эвакуации;
  • риск падения с высоты и т.д.
Анкета составляется с учетом специфики работы.

2) Выявление опасностей

На этом этапе составляют перечень рабочих мест, определяют источники возможной опасности, указывают работы, при которых существует конкретная опасность, например, работа в замкнутых пространствах и на высоте, монтаж и демонтаж зданий и линий электропередачи, ремонт и наладка гидравлического оборудования и т.д.. Затем оценивают правильность действий на этом этапе и утверждают реестр идентифицированных опасностей.

В реестр стоит включать опасности исходя из приоритета их исключения или снижения уровня риска.

 

 

3) Оценка уровня риска. Как оценивать профессиональные риски

Порядок оценки профрисков определяется приказом Минтруда № 796 . Он подразумевает определенный порядок действий:

  • выявление опасностей;
  • их оценка и определение вероятности наступления;
  • снижение уровня риска.

 

Методы оценки профессионального риска

Рекомендации по выбору метода оценки профессионального риска можно найти в приказе Минтруда РФ № 926 от 28.12.2021 г. Вы выбираете метод самостоятельно:

  • матричный метод: наиболее распространенный, особенно для небольших предприятий. Вы подготавливаете матрицу, по одной оси которой вероятность возникновения опасности (высокая, средняя, низкая), а по другой - уровень последствий (малый, средний или тяжелый вред). На пересечении вы получите уровень риска.
  • матричный на основе балльной оценки: матрица строится по тому же принципу, что и в методе выше, но каждое значение имеет свой весовой коэффициент (балл), а уровень риска рассчитывается как произведение коэффициентов вероятности и тяжести.
  • контрольные листы: для использования этого метода нужно определить процессы, которые вы планируете контролировать, составить перечень вопросов, уточняющих выполняются ли требования к рабочим процессам и направить листы сотрудникам, которые эти процессы выполняют. Пример контрольного листа можно найти здесь.
  • метод анализа сценариев: этим методом вы можете определить риски на основе возможных сценариев - “лучший случай”, “худший случай” и “ожидаемый случай”. После моделирования ситуаций для каждого случая риск оценивается отдельно.

Мы описали наиболее простые и распространенные методы как провести оценку профессиональных рисков. Всего их 14, но вы можете разработать и свой собственный.

Выбранным методом определяют уровень риска и его допустимость. Составляют карту уровня профессионального риска.

 

Карта уровня рисков нужна, чтобы:

  • ответственные могли систематизировать полученную при оценке информацию;
  • работник знал о собственных рисках;
  • инспектор мог убедиться, что система оценки рисков работает.

 

Как разработать карту профрисков?

В законе нет единой формы этого документа, поэтому вы можете подстроить её под потребности вашего предприятия. При этом есть обязательные пункты, которые содержатся в карте:

  • наименование рабочего места;
  • перечень опасностей;
  • уровень риска,
  • меры по снижению риска.

Разрабатывая карту профрисков, на каждой проставляется дата ознакомления, ФИО работника и подпись. Так при проверке вы сможете подтвердить, что сотрудники получили эту информацию.

 

Какими могут быть уровни профессионального риска

Для определения уровня необходимо построить матрицу, по одной оси которой вероятность наступления негативного события, а по другой - тяжесть вреда от его наступления. Для удобства присвой им количественные значения:

  • 1 - незначительный;
  • 2 - низкий;
  • 3 - средний;
  • 4- высокий;
  • 5 - экстремальный.

На пересечении будет искомый уровень риска.

 

Управление профессиональным риском и варианты снижения

На этом этапе необходимо решить, как снижать профессиональные риски и провести необходимые для этого мероприятия.

Способ управления риском зависит от его значимости и мер, которые вы можете принять в конкретной ситуации.

  • Исключение или замена опасной работы, оборудования или сырья.
  • Административные методы.
  • Инженерные методы.
  • Применение средств индивидуальной защиты.

 

Отчет по итогам проведения оценки профрисков

После проведения оценки профессиональных рисков вы должны подготовить документы, которые помогут проинформировать сотрудников и дополнят Положение о системе управления охраной труда.

1) Карты уровня профессионального риска, которые содержат информацию о возможном вреде, вероятности наступления риска, опасных факторах среды на предприятии.

2)Положение по оценке и управлению профессиональными рисками, в котором план управления рисками, защитные меры, приоритетность рисков и ответственных.

3) План мероприятий по улучшению условий труда.

Результаты оценки профрисков могут частично совпадать с результатами СОУТ, но первое понятие шире: оценка рисков затрагивает больше условий труда, включает действия в случаях аварийных ситуации, затрагивает организацию в целом с учетом перемещения сотрудников, а не только рабочее место.

Частые ошибки при оценке профессиональных рисков

1) Ошибка: Несистемная оценка рисков.

Причина: Если вы проводите эту процедуру частями, сложно получить конкретный результат. Отчеты будут разными, могут различаться методы оценки, в результате чего процесс может затянуться.

2) Ошибка: Отсутствие проверок в офисах.

Причина: Оценка уровня профессиональных рисков стала обязательной процедурой для всех, даже если вы работаете исключительно с бумагами, а не на опасном производстве. При проверке системы охраны труда в любом случае потребуют отчёты профессиональных рисков.

3) Ошибка: Несвоевременная оценка.

Причина: Оценка рисков на рабочем месте уже после того, как сотрудник принят на работу. Оценку стоит провести до того, как новый специалист приступит к работе.

Чтобы ваши сотрудники не допускали ошибок, необходимо своевременно проходить обучение и повышение квалификации.

Единый Всероссийский Институт обучает специалистов по охране труда. Вы можете выбрать подходящую программу. Обучение проводится онлайн в кратчайшие сроки. Сотрудник получит документ, подтверждающий обучение.

Итог

Оценка уровня профессионального риска - обязанность работодателя. Она регламентируется статьями ТК и приказами Минтруда.

Оценка может быть плановой и внеплановой. За невыполнение обязанности организация может получить штраф до 80 000 рублей.

За оценку профриска отвечает сотрудник службы охраны труда.

Для оценки профессиональных рисков необходимо следовать плану:

  • создать комиссию, подготовить опросные листы и другие документы;
  • выявить опасности: изучить рабочие места, отдельные виды работ, на которых могут возникнуть аварийные ситуации;
  • оценить уровень риска. Для этого необходимо выбрать метод оценки.
  • выбрать вариант управления риском: исключить определенные этапы работ, изменить процессы или оборудование и т.д..

По итогам оценки подготавливают карты и Положение по оценке профрисков. Они включают в себя сведения об условиях работы, возможных рисках и пути их снижения.

 

Посмотрите курсы обучения
Охрана труда

У нас Вы найдете 103 курс(ов)
по направлению

Охрана труда