ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Памятка начинающему психологу: Как правильно провести консультацию

2024-02-26

Психология

Памятка начинающему психологу: Как правильно провести консультацию 

В данной статье мы рассмотрим:

  • Задачи первичной консультации;
  • Цели первичной консультации;
  • Структура первичной консультации психолога;
  • Как сделать психологический анализ консультации: пример.
Бондарева Ангелина

6 мин

Первая консультация – волнительное событие как для психолога, так и для клиента. Чтобы встреча не превратилась в хаотичное расспрашивание обо всем, важно придерживаться определенной структуры и тайминга. Такой подход позволит психологу быть уверенным, что он не забыл учесть важные аспекты и сделал все возможное, чтобы клиент уже с первой сессии почувствовал себя лучше.

Для успешной первой консультации необходимо придерживаться определенного плана и тайминга. Психолог должен подводить клиента к основным вопросам и фокусироваться на самых важных аспектах. Важно помнить о времени и не отклоняться от главной темы, чтобы встреча была продуктивной и максимально полезной.

На первой сессии могут возникнуть различные трудности, и важно заранее быть к ним готовыми. Например, клиент может быть нервозным или опасаться раскрыть свои проблемы. Психолог должен уметь создать уютную и безопасную атмосферу, где клиент будет чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои чувства и мысли. Другой сложностью может стать непонимание психологом клиентских потребностей и ожиданий. Важно активно слушать клиента, задавать уточняющие вопросы и быть открытым к его подходу и предпочтениям.

Эта статья будет полезна как начинающим психологам, так и клиентам, чтобы иметь представление о том, что ожидать от первой сессии. Надеемся, что она поможет развеять некоторые страхи и подготовиться к эффективному и продуктивному началу процесса консультирования.

Задачи первичной консультации

На первой консультации в задачу специалиста входит:

  • знакомство с клиентом;
  • выяснение проблем, с которыми он пришел;
  • определение степени влияния проблемы на жизнь клиента;
  • установление профессионального контракта;
  • определение цели психотерапии и возможности справиться с проблемой.

На первой встрече психолог понимает, его ли это клиент, сможет ли он помочь ему или лучше перенаправить его к другому специалисту. Клиент тоже волнуется, если это первая консультация у психолога. Он не знает что ему придется делать, на какие вопросы отвечать. Для него необычно откровенно общаться с незнакомым человеком, он может смущаться, бояться открываться.

Задача психолога наладить контакт, расположить клиента к разговору и показать, что специалисту можно доверять и здесь человек получит квалифицированную помощь.

Одной из основных задач начала консультирования является составление рапорта с клиентом. Это создает безопасное пространство для установления доверительных отношений. Факторы безоценочности и активного слушания помогают клиенту расслабиться и начать открываться о своих проблемах. Часто клиенты рассматривают психолога как человека, которого сложно удивить. Некоторые из них могут пытаться произвести впечатление на специалиста, завышая или драматизируя свои проблемы. В таких случаях психологу важно различать фантазии и манипуляции, чтобы не попасться в ловушку роли спасителя или, что еще хуже, вовлечься в иллюзию спасения.

Кроме того, вторая задача психолога состоит в том, чтобы не терять связь с реальностью. Это достигается задаванием вопросов и прояснением деталей о событиях, которые клиент описывает.

Связь с объективной реальностью у самого специалиста поддерживается внутренним "конструктивным критиком" или некоей долей сомнения в том, что говорит клиент. В то же время, психолог эмпатизирует с клиентом и понимает, какая боль ему приносит та или иная проблема, с которой он обратился за помощью.

Цели первичной консультации

При проведении стартовой консультации план, цели и задачи могут быть изменены в зависимости от предпочтений клиента. Опыт позволяет лучше понять все эти аспекты.

Начинающему специалисту стоит ориентироваться на следующие цели:

1) Договориться о правилах сотрудничества. Одним из пунктов договора может быть информированное согласие, с которым клиент знакомится еще до консультации. На первой встрече необходимо прояснить важные моменты этого документа и уточнить, все ли понятно. Также следует обозначить основные правила поведения на консультации, такие как отключение звука на телефоне, чтобы не отвлекаться на звонки и сообщения, а также обязательность предупреждения о возможном опоздании или отсутствии клиента без предупреждения.

2) Получить максимально детальную информацию о клиенте и о проблемах, с которыми он обратился на консультацию. Необходимо установить, что стало причиной ситуации, в которой он оказался, что оказывает на него влияние и что может усугубить его состояние. Важно понять, какие аспекты его жизни и взаимодействия с окружающими могут сказаться на проблеме.

3) Провести диагностику и проанализировать состояние клиента, чтобы определить, достаточно ли компетентен специалист для оказания профессиональной помощи и поддержки. Это особенно важно в случаях, когда имеется психическое расстройство или если проблемы вызваны биологическими факторами.

4) Попытаться облегчить состояние клиента, если это возможно. Специалисту важно дать понять, что есть надежда на успех, мотивировать клиента и помочь ему почувствовать себя лучше, приходя на вторую сессию с позитивным настроем и уверенностью в возможности преодоления проблемы.

Структура первичной консультации психолога

Не бывает второго шанса произвести первое впечатление. Тем более, когда вы работаете психологом и проводите первую консультацию с новым клиентом — если человеку что-то не понравится, он просто откажется от дальнейшей работы.

Мы составили простой и надежный алгоритм успешного проведения первой сессии и сегодня поделимся им с вами.

Первую консультацию можно разделить на 3 этапа: начальный, средний и заключительный.

1. Начальный этап. Знакомство с клиентом, выяснение его запроса.

  • Познакомьтесь: представьтесь сами и узнайте имя клиента. На этой и всех последующих сессиях обращайтесь к клиенту именно так, как он представился.
  • Обсудите организационные вопросы: время проведения консультаций, возможности отмены сессии, оплату. В общих чертах расскажите о принципах работы психолога, особенно важно упомянуть о конфиденциальности.
  • Начните задавать вопросы, предполагающие активную вовлеченность клиента в диалог. Например: С какими именно проблемами вы хотите поработать? Как вы думаете, эти проблемы снижают качество вашей жизни? Раньше вы ходили к другим психологам?
  • Показывайте, что вы заинтересованы в ответах клиента. Если человеку сложно говорить о себе, направьте его, задавая наводящие вопросы. Чтобы расположить к себе клиента, благодарите его за ответы.
  • Узнайте, с каким запросом пришел клиент: Какого результата вы хотите достичь, работая с психологом?

Во время консультации человек может демонстрировать бурные эмоции. Не пытайтесь успокоить клиента, наоборот, скажите, что все его чувства абсолютно нормальны. Перечислите вслух проблемы, обозначенные клиентом. Если он согласен со всеми перечисленными пунктами, переходите к следующему этапу.

2. Средний (основной) этап. Изучение проблем клиента и особенностей его характера.

Прежде чем начать работу, необходимо разобраться, что за человек ваш клиент. Для лучшего понимания человека и сути его проблем, можно задать такие вопросы:

  • Скажите, какие черты своего характера вы считаете положительными, а какие отрицательными?
  • Назовите, не задумываясь, несколько слов, которые характеризуют вас как личность наилучшим образом.
  • Как вы считаете, каким вас видят другие люди?
  • Вам важно мнение окружающих?
  • Что вы чувствуете, когда вас критикуют? А когда хвалят?

Дальше переходите к уточнению запроса, с которым пришел клиент. Задавайте вопросы с учетом той информации, которую вы уже узнали. Уточните, с чего бы хотел начать работу сам клиент и почему.

Возможно, ответы клиента будут вступать в противоречие с той информацией, которую он уже рассказал, или вы захотите перейти к обсуждению других вопросов. В этих случаях будет уместно сказать:

  • "Вы говорили о... (повторяете ранее сказанное клиентом). Расскажите об этом подробнее."
  • "Вы часто говорили о... Можете ли вы рассказать про это больше?"

На этом этапе клиент, как и на предыдущем, может быть несдержан в эмоциях. Позвольте клиенту проявить все чувства, не пытаясь его остановить и объясняя, что эмоции — это нормально.

3. Заключительный этап. Завершение сессии.

Перед окончанием консультации, чувствуя, что времени осталось немного, клиент может сам раскрыть особо важную информацию. Если этого не случилось, спросите клиента сами, хочет ли он что-то добавить к уже сказанному. Запишите ответ.

Постройте завершение консультации в форме получения обратной связи. Возможно, у клиента появятся вопросы — ответьте на них. Расскажите о ваших наблюдениях по итогу прошедшей сессии, еще раз поговорите о поставленных целях.

Как сделать психологический анализ консультации: пример

Сразу после встречи эксперт анализирует консультацию. По сути, это самоанализ с целью профессионального развития и повышения эффективности терапии. Исследователи считают, что осознанный подход к консультированию сильно влияет на эффективность терапии. Они отмечают, что эксперты, достигшие высокого уровня эффективности, отводили на профессиональную рефлексию в 2,5 больше часов, чем их коллеги, достигшие среднего уровня. Осознанная практика — главный фактор эффективности консультанта.

Элементы анализа:

1. Основная информация об обратившемся: имя, возраст, запрос и другие важные детали.
2. Стенограмма сеанса психотерапии.
3. Постановка гипотез и подбор техник для их проверки.
4. Непосредственный анализ встречи: какие методы использовал консультант, что удалось, а что не получилось и почему.
5. Выводы и практические рекомендации для самопомощи обратившегося.

Пример анализа психологической консультации, дополняющий стенограмму, которую мы уже разобрали (любые совпадения имен и запросов случайны, история выдуманная):

Исходные данные: Ваня, мужчина, 30 лет, руководитель отдела продаж.
Запрос: бессилие и апатия, потеря смысла жизни. Хочет вернуть интерес и вкус к ней.
Гипотеза: Ваня столкнулся с профессиональным эмоциональным выгоранием, которое отразилось на его жизни в целом. Выгорание связано с гиперответственностью и попытками контролировать все вокруг себя.
Проверка гипотезы: Я кое-что уточнил у Вани, и моя гипотеза пока подтверждается. Ваня активно идет на контакт, на следующей встрече мы разберемся в причинах его гиперответственности. Я собираюсь задать несколько вопросов о его детстве и семейной истории.
Выводы: Я доволен тем, как прошла встреча. Я порекомендовал Ване чаще прислушиваться к своим потребностям, искать скрытые выгоды — спрашивать себя «зачем я снова выполняю чужую работу/перерабатываю?» и выполнять упражнение «зона ответственности».

Обучение

Единый Всероссийский Институт Дополнительного Профессионального Образования занимается повышением квалификации онлайн.
Мы предлагаем множество курсов по психологии, рекомендуем обратить внимание на курсы по направлению подготовки "Психология", которых в нашем институте насчитывается уже более 40.

Например курс Психология. Квалификация: Психолог . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

В качестве итогов составим чек-лист для начинающего психолога о том, как провести первую консультацию:

  1. Поприветствовать клиента, представиться.
  2. Уточнить, как можно к нему обращаться. 
  3. Обсудить организационные моменты. 
  4. Пригласить клиента к диалогу: задать открытый вопрос, который побудит к развернутому ответу. 
  5. Сформулировать озвученный клиентом запрос, с которым предстоит работать. 
  6. Озвученные клиентом проблемы преобразовать в темы для работы. 
  7. Обозначить направления, в которых клиенту предстоит двигаться, чтобы решить свои вопросы. 
  8. Все проговорить и услышать мнение клиента на этот счет. 
  9. Предложить клиенту самому выбрать приоритетное направление, выслушать его аргументы по этому поводу и сфокусироваться на теме. 
  10. За 10-15 минут до завершения сессии подвести итоги. 
  11. Проговорить ключевые моменты, сделать выводы, переспросить клиента, не хочет ли он что-то добавить. 
  12. Дать рекомендации по дополнительной самостоятельной работе над проблемой. 
  13. Если предполагается домашнее задание, поставить перед клиентом такую задачу.
  14. Предложить клиенту выбрать тему следующей консультации. 
  15. Поблагодарить за работу (без оценочных комментариев!)

Посмотрите все курсы по направлению Психология

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4