Главная страница > База знаний > Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) в 2024 году
2024-07-13
Экологическая безопасность
В статье рассмотрим, как разработать проект нормативов допустимых выбросов, а также в чем отличие НДВ и ПДВ.
6 мин
В условиях современного индустриального развития и урбанизации одной из ключевых задач остается обеспечение экологической безопасности. Важным аспектом этой задачи является контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. Деятельность различных промышленных предприятий, осуществляющих выбросы, регулируется законодательством, которое устанавливает предельно допустимые нормы выбросов. В данном контексте значительную роль играет проект нормативов допустимых выбросов (НДВ).
Проект НДВ – это документ, содержащий расчеты нормативов допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС). Разработка данного проекта является обязательной для всех предприятий, осуществляющих выбросы, так как он служит основой для получения разрешительной экологической документации. Если организация подлежит федеральному государственному экологическому контролю, разрешение на выброс выдается территориальными органами Росприроднадзора. В случае регионального контроля – местными природоохранными органами субъекта РФ.
В данной статье мы рассмотрим основные аспекты разработки и утверждения проекта нормативов допустимых выбросов (НДВ).
С внесением изменений в природоохранное законодательство изменяются и используемые аббревиатуры, что иногда может вызывать путаницу среди природопользователей. Часто встречаются термины ПДВ и НДВ, и их использование в различных контекстах может создать впечатление, что это два разных документа.
Суть документации остается прежней: проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) является обоснованием разрешенного количества выбросов, и его выполнение подтверждается соответствующим техническим отчетом. Таким образом, между НДВ и ПДВ практически нет разницы, это разные формулировки одного и того же понятия. В законодательстве используются оба термина. Таким образом, корректно использовать оба термина, так как они являются синонимами.
Приказ Минприроды 581 говорит о необходимости разрабатывать проекты (или расчеты) нормативов допустимых выбросов (НДВ), а не предельно допустимых выбросов (ПДВ).
Проект нормативов допустимых выбросов (НДВ) обязаны разрабатывать все организации, которые в процессе своей деятельности осуществляют выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу. Процесс согласования этого проекта различается в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС).
1 категория НВОС: Для объектов 1 категории разработанный проект направляется в аккредитованную лабораторию ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». После этого Росприроднадзор выдает санитарно-эпидемиологическое заключение. Затем проект направляется в Росприроднадзор на окончательное согласование, и данный орган выдает разрешение на выбросы в соответствии с расчетами нормативов допустимых выбросов (НДВ).
2 категория НВОС: Для объектов 2 категории процедура утверждения проекта аналогична, однако расчеты НДВ включаются в состав общей декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС), а не предоставляются отдельным документом.
3 категория НВОС: Процедура согласования НДВ для объектов 3 категории схожа с предыдущими. Однако, проект нормативов допустимых выбросов требуется разрабатывать только в том случае, если выбросы содержат вещества 1 или 2 класса опасности.
4 категория НВОС: Для объектов 4 категории разработка проекта НДВ не требуется.
Таким образом, все организации, осуществляющие выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны разрабатывать проект нормативов допустимых выбросов (НДВ). Процесс согласования и требования к проекту зависят от категории НВОС.
Методика разработки нормативов допустимых выбросов (НДВ) была утверждает Приказ Минприроды 581. Этот документ описывает все требования к форме и содержанию проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ). Процесс разработки и согласования проекта НДВ включает несколько этапов, каждый из которых имеет свои сроки и требования.
I этап: Начинается с санитарно-технического обследования предприятия, на котором выявляются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Проводится расчет рассеивания этих веществ в приземном слое воздуха, и оформляется проект нормативов НДВ.
Срок выполнения этого этапа составляет от 15 до 30 календарных дней в зависимости от числа источников загрязнения.
II этап: На этом этапе проект подается на экспертизу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и Управление Роспотребнадзора. После устранения возможных замечаний и внесения необходимой информации, организация получает санитарно-эпидемиологическое заключение.
Срок выполнения – от 15 до 30 календарных дней.
III этап: Проект направляется в Департамент Росприроднадзора по ЦФО для получения приказа об утверждении нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. На этом этапе также необходимо устранить замечания и внести корректировки.
Срок выполнения – 30 рабочих дней.
IV этап: Проект НДВ отправляется в соответствующий Департамент Росприроднадзора или в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы для получения разрешения на выбросы.
Срок выполнения варьируется от 15 до 30 рабочих дней в зависимости от юрисдикции.
V этап: Для предприятий, не подлежащих федеральному экологическому контролю, необходимо разработать и согласовать план снижения выбросов в неблагоприятные метеоусловия.
Срок выполнения составляет 22 рабочих дня.
Что касается содержания проекта НДВ, в него входит:
Срок действия проекта нормативов предельно допустимых выбросов составляет 7 лет, при условии неизменности технологического процесса. Обязательному согласованию с органами Роспотребнадзора подлежат проекты НДВ для предприятий 1 и 2 категорий НВОС, имеющих источники выбросов.
Кроме того, нормативы предельно допустимых выбросов являются важной частью экологической документации, включая комплексное экологическое разрешение (КЭР), декларацию о воздействии на окружающую среду (ДВОС), программу производственного экологического контроля (ПЭК) и план сокращения выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий.
Осуществление выбросов загрязняющих веществ без наличия специального разрешения может привести к серьезным последствиям для организаций.
В соответствии со статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствие проекта нормативов допустимых выбросов (НДВ) предусмотрены значительные штрафы:
Кроме того, нарушение условий, прописанных в специальном разрешении на выброс, также влечет за собой штрафные санкции:
Эти меры подчеркивают важность соблюдения требований законодательства, включая наличие проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также правильный расчет нормативов допустимых выбросов. Важно помнить, что проект НДВ является ключевым элементом разрешительной экологической документации, и его разработка необходима для соблюдения экологических норм.
Чтобы правильно рассчитать нормативы допустимых выбросов, необходимо обладать квалификацией и экспертизой в области экологической безопасности. В Институте ЕВИДПО есть более 20 курсов повышения квалификации и переподготовки по экологической безопасности. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп действуют скидки.
Например курс Охрана окружающей среды и экологическая безопасность для руководителей и специалистов . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
В данной статье мы рассмотрели ключевые аспекты, связанные с проектом нормативов допустимых выбросов (НДВ) и проектом предельно допустимых выбросов (ПДВ). Обозначенные в Приказе Минприроды 581 методические указания играют важную роль в регулировании выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу и являются необходимыми для всех организаций, подлежащих экологическому контролю.
Процесс разработки и согласования проекта НДВ включает несколько этапов, начиная с санитарно-технического обследования и заканчивая получением разрешительной экологической документации. Нормативы допустимых выбросов служат основой для обеспечения соблюдения экологических норм и минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Отсутствие проекта НДВ может привести к значительным штрафам и административной ответственности, что подчеркивает важность соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды. Важно, чтобы предприятия внимательно относились к процессу расчета нормативов допустимых выбросов, а также к условиям специального разрешения на выбросы.
Соблюдение всех требований, связанных с НВОС, не только помогает избежать юридических последствий, но и способствует более устойчивому развитию и охране экологии.
Посмотрите все курсы по направлению Экологическая безопасность
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4