ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Производственный контроль в ДОУ: методические рекомендации по составлению ППК

2024-09-09

Педагогика дошкольных образовательных учреждений

Производственный контроль в ДОУ: методические рекомендации по составлению ППК

В статье рассмотрим:

  • Как проводится производственный контроль в дошкольном учреждении
  • Как составить ППК в ДОУ
Софья Скворцова

10 мин

Кажется, что производственный контроль — это что-то далёкое от образовательной жизни, ведь чаще всего его ассоциируют с заводами и фабриками. Однако, это не совсем так! Производственный контроль в образовательных учреждениях играет важную роль в обеспечении безопасности и здоровья детей. В этой статье мы рассмотрим, как программа производственного контроля помогает поддерживать высокий уровень санитарных условий и что входит в план производственного контроля для учебных заведений.

Образование — это не только уроки и учебные материалы, но и целая система, включающая в себя множество аспектов, влияющих на здоровье школьников. Как правильно организовать образовательный процесс и при этом соблюсти все требования СанПиН в детском саду? Как составить ППК в ДОУ и что следует учесть при его разработке?

В статье мы обсудим ключевые документы, такие как методические рекомендации по производственному контролю, в том числе МР 2.4.0259-21, которые регламентируют проведение производственного контроля в образовательных учреждениях. Этот материал будет полезен как руководителям детских садов, так и сотрудникам, ответственным за соблюдение санитарных норм.

План производственного контроля в ДОУ

Когда речь идет о безопасности в детском учреждении, первым делом создается программа производственного контроля, или ППК. Это своеобразная дорожная карта, где детально описываются все мероприятия, направленные на обеспечение безопасности всех участников образовательного процесса. Важно отметить, что унифицированного документа, который бы регламентировал содержание ППК, не существует. Программа разрабатывается индивидуально для каждого учебного заведения, учитывая специфику его работы.

Например, если в детском саду есть бассейн, ППК будет включать мероприятия по контролю санитарного состояния бассейна, регулярную его чистку и соблюдение специфических санитарных норм. Это требование базируется на требованиях СанПиН, которые обеспечивают безопасные условия для детей и персонала.

План производственного контроля постоянно обновляется: если происходят изменения в технологии, штатной структуре или возникают новые условия, влияющие на санитарное состояние учреждения, программа сразу корректируется. Внесение изменений должно быть оперативным и отражать актуальную санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Весь производственный контроль в образовательных учреждениях — это внутренняя система, которая помогает администрации выявлять и предотвращать нарушения санитарных норм еще до их обострения. Объектами контроля становятся все элементы, важные для обеспечения безопасности: территория, здания, учебные классы, столовая, санитарные узлы, а также бассейн и другие специальные помещения.

Программа производственного контроля в дошкольном учреждении разрабатывается и утверждается руководителем образовательного учреждения. Она не требует согласования с Роспотребнадзором, однако её соблюдение строго регламентировано методическими рекомендациями по производственному контролю, в том числе документом МР 2.4.0259-21. Изменения в ППК вносятся при расширении или изменении видов деятельности, которые могут повлиять на санитарно-эпидемиологическую обстановку.
Обычно план производственного контроля включает такие позиции, как:

  • перечень санитарных правил и методов контроля в соответствии с деятельностью школы;
  • список сотрудников, ответственных за проведение контроля;
  • перечень работников, которые проходят медицинские осмотры и аттестацию;
  • мероприятия по обеспечению безопасности для учащихся и персонала (например, разработка меню в школьной столовой);
  • формы отчетности, такие как журналы и графики проверок;
  • лабораторные исследования по определению санитарного состояния школы;
  • план действий в случае аварийных ситуаций и перечень структур для оповещения.

Производственный контроль в ДОУ

Устройство и содержание территорий, транспортное обслуживание

  1. Транспортное обслуживание детей В сельской местности для дошкольных организаций важно организовать транспорт для доставки детей до места учебы и обратно. Это одно из требований, установленных санитарными правилами. Однако для городских садиков подобное обязательство не предусмотрено, что несколько упрощает процесс организации образовательного процесса в городских условиях.
  2. Размещение дошкольных учреждений Дошкольные образовательные учреждения рекомендуется размещать на внутриквартальных территориях жилых районов. Это позволяет обеспечить соблюдение норм по уровню шума и чистоте воздуха. Важно также учитывать нормы естественного освещения и инсоляции как для помещений, так и для игровых площадок. В случае, если разместить детский сад в самом микрорайоне невозможно, допускается его расположение за его пределами, но не более чем в 800 метрах от жилой застройки.
  3. Организация прогулок Каждая группа детей должна иметь свою собственную территорию для прогулок. Если дошкольное учреждение арендует землю для этих целей, она должна соответствовать тем же требованиям, что и собственная. Программа производственного контроля помогает следить за тем, чтобы все нормы и стандарты соблюдались на этих территориях. Кроме того, возможно поочередное использование одной игровой площадки для групп кратковременного пребывания, при условии, что соблюдается принцип изоляции групп.
  4. Озеленение территории Озеленение играет важную роль в организации пространства вокруг дошкольного учреждения. Согласно требованиям, не менее 50% свободной от застройки территории должно быть покрыто зелеными насаждениями. Это может быть как традиционное озеленение, так и использование вертикальных или иных видов посадок. Производственный контроль в школе и детских садах должен включать в себя проверку состояния озеленения и его соответствия нормам.
  5. Использование общих площадок Если дошкольное учреждение занимается только присмотром за детьми и не реализует образовательную программу, допускается использование общих игровых площадок, при условии, что они соответствуют всем установленным требованиям. Это также относится к помещениям, расположенным в жилых домах. Производственный контроль в образовательных учреждениях помогает отслеживать, соответствуют ли такие площадки всем необходимым нормам.
  6. Использование придомовых и внутридомовых территорий В тех случаях, когда детские центры или учреждения расположены в нежилых помещениях, для прогулок могут использоваться придомовые территории, скверы и парки. Однако при реализации образовательных программ у таких центров должна быть собственная территория для прогулок. Все эти аспекты обязательно должны быть учтены в плане производственного контроля, что помогает образовательным учреждениям соответствовать санитарным нормам и обеспечивать безопасность детей.

Программа производственного контроля, основанная на методических рекомендациях по производственному контролю (МР 2.4.0259-21), позволяет школам и дошкольным учреждениям планировать и контролировать выполнение всех норм и стандартов. Это делает производственный контроль в детском саду неотъемлемой частью обеспечения комфортных условий для детей и сотрудников.

Требования СанПиН в детском саду

Здание, помещения и оборудование для образовательного процесса

  1. Требования к зданиям и помещениям. При реализации образовательных программ, как для школ, так и для дошкольных учреждений, важно следовать требованиям по набору помещений и их площади, а также стандартам оборудования. Эти нормы закреплены в требованиях СанПиН в школе и дошкольных учреждениях (СП 2.4.3648-20). Важно, чтобы оборудование соответствовало современным стандартам безопасности и периодически обновлялось.
  2. Размещение организаций. Дошкольные учреждения рекомендуется размещать на первых этажах зданий, а групповые помещения — не выше третьего этажа. Это особенно важно для учреждений, занимающихся детьми младшего возраста. Если организация располагается в многоэтажных зданиях, то желательно иметь отдельный вход, чтобы избежать пересечения с другими организациями.
  3. Площадь и оснащение помещений. В соответствии с санитарными нормами (СанПиН 1.2.3685-21), для каждого ребенка предусмотрены определенные площади для игровых комнат, спальных мест, туалетов и других помещений. Например, для детей 3–7 лет игровая площадь должна составлять не менее 2 квадратных метров на одного ребенка. Такие нормативы помогают грамотно организовать образовательный процесс, а план производственного контроля должен учитывать эти требования при организации пространства.
  4. Санитарные нормы для помещений. В помещениях дошкольных организаций важны также требования к количеству и высоте установки санитарных приборов. Например, для детей до 3 лет на 5 детей должен быть установлен один умывальник и унитаз. Кроме того, каждая группа должна иметь доступ к раковинам и душевым поддонам, что должно быть учтено при разработке ППК в школе и детских садах.
  5. Организация спальных помещений. Спальные помещения должны быть оборудованы кроватями с твердым ложем, возможно использование раскладных или трансформируемых кроватей. Важно соблюдать минимальные расстояния между кроватями и стенами для обеспечения комфортных условий сна и безопасности детей.
  6. Режим дня. Для детей 3–7 лет максимальная продолжительность бодрствования не должна превышать 6 часов. А суточная продолжительность сна для детей до 7 лет должна составлять не менее 12 часов, из которых 2–2,5 часа отводится на дневной сон.

    Отопление, вентиляция и освещение

  7. Организация отопления и вентиляции. Одним из важных аспектов производственного контроля в школе является обеспечение качественного отопления и вентиляции помещений. Это помогает поддерживать комфортный микроклимат для детей и персонала. Вентиляция должна обеспечивать приток свежего воздуха, а также поддерживать оптимальную температуру в помещениях, что регламентировано СанПиН.
  8. Естественное и искусственное освещение. Помещения школ и детских садов должны быть хорошо освещены. Это требование касается как естественного, так и искусственного освещения, что способствует эффективному образовательному процессу. Важно, чтобы свет равномерно распределялся по всему пространству.

Производственный контроль в образовательных учреждениях

Организация образовательного процесса и режима дня

  1. Режим дня для дошкольников. Согласно требованиям СанПиН, занятия для детей начинаются не ранее 8 утра и заканчиваются не позднее 5 вечера. Продолжительность занятий зависит от возраста ребенка: для самых маленьких (1,5-3 года) — не более 10 минут, а для детей 6-7 лет — до 30 минут. Общая образовательная нагрузка в день тоже ограничена — от 20 минут для малышей до 90 минут для старших дошкольников. Эти нормы обеспечивают баланс между учебой и отдыхом.
  2. Физическая активность и сон. Программа производственного контроля должна учитывать нормы по двигательной активности детей. Для гармоничного развития дошкольников необходимо, чтобы они активно двигались не менее одного часа в день. Важен и полноценный сон: малыши до 3 лет должны спать днем не менее 3 часов, а дети от 4 до 7 лет — не менее 2,5 часов.
  3. Прогулки Ежедневные прогулки для детей дошкольного возраста должны составлять не менее 3 часов. Однако, если на улице сильный мороз (ниже -15°C) или ветер выше 7 м/с, длительность прогулки сокращается или она вовсе отменяется. План производственного контроля в школе и дошкольных учреждениях помогает контролировать условия, в которых дети проводят время на улице, и следить за их безопасностью.
  4. Занятия в бассейне Купание в бассейне — отличная форма активности для детей, но важно учитывать возрастные рекомендации. Для малышей в младших группах плавание длится 15-20 минут, для старших — до 30 минут. Программа производственного контроля должна включать мониторинг состояния воды и оборудования бассейна, чтобы занятия были безопасными и комфортными.

Профилактика и предотвращение заболеваний

  1. Медицинский контроль Для допуска детей после болезни в дошкольные учреждения требуется медицинская справка. При отсутствии ребенка по другим причинам решение о его приеме обратно регулируется внутренними документами организации, как это указано в Федеральном законе №273-ФЗ.
  2. Температурный контроль Чтобы минимизировать риски распространения инфекций, в образовательных учреждениях рекомендуется проводить термометрию при входе. Это одно из ключевых требований СанПиН в школе и детских садах, которое помогает предотвратить попадание в здание людей с признаками заболевания.
  3. Дезинфекция и уборка Регулярная дезинфекция помещений — важная часть производственного контроля в школе и детском саду. Игровые комнаты, спальни и залы для занятий обрабатываются приборами для обеззараживания воздуха. Также в образовательных учреждениях проводится регулярная уборка игрушек, особенно электронных, с применением спиртовых растворов. Эти мероприятия должны быть включены в план производственного контроля.
  4. Уход за постельными принадлежностями Чистота постельных принадлежностей — еще один важный элемент, который следует учитывать в производственном контроле. Наматрасники меняются не реже одного раза в месяц, а матрасы, подушки и одеяла проходят химическую чистку раз в год.

Организация питания в образовательных учреждениях

1) Основные требования к организации питания
Питание детей в образовательных учреждениях, особенно в дошкольных, играет важнейшую роль. Оно проводится в специально оборудованных помещениях, таких как групповые комнаты или буфеты. Для мытья посуды в буфетных обязательно наличие моечных ванн с горячей и холодной водой, а на случай отключения горячего водоснабжения предусматривается установка резервных водонагревателей. При соблюдении требований СанПиН в школе и детских садах, режим питания детей разрабатывается с учетом перерывов между приемами пищи, которые не должны превышать 3,5 часов.

2) Разработка меню и режим питания
Важным элементом организации образовательного процесса является составление правильного и сбалансированного меню. Программа производственного контроля помогает обеспечить, чтобы питание соответствовало физиологическим потребностям детей в энергии и пищевых веществах. В зависимости от времени пребывания в учреждении детям предоставляется от 3 до 6 приемов пищи. В меню учитываются возраст детей и режим работы организации, а также нормы, установленные СанПиН.

3) Питание для детей с особенными потребностями
Для детей, которым требуется лечебное или диетическое питание, можно разработать индивидуальное меню. Если в образовательном учреждении нет возможности организовать такое питание, родители могут предоставлять домашние блюда для своих детей. Важно, чтобы для этого были созданы специальные условия: оборудованные места для хранения и подогрева пищи, столы и стулья для кормления. Такой подход также должен быть учтен в плане производственного контроля в школе.

4) Безопасность продуктов питания
Одним из ключевых моментов производственного контроля в образовательных учреждениях является обеспечение безопасности пищевой продукции. Согласно техническому регламенту Таможенного союза и принципам ХАССП, важно контролировать все этапы обработки пищи — от поступления сырья до подачи готовых блюд детям. Программа производственного контроля помогает следить за безопасностью на всех этапах.

5) Запрещенные продукты
В соответствии с требованиями СанПиН, колбасные изделия не должны использоваться в питании детей дошкольного возраста. В меню для детей до 7 лет эти продукты исключаются, так как они не соответствуют нормам здорового питания. Производственный контроль в школе должен учитывать этот важный аспект.

Кто должен составить программу производственного контроля

Если в образовательных учреждениях отсутствуют программа производственного контроля или журнал по производственному контролю, это может привести к неприятным последствиям. Надзорные органы могут расценить такое отсутствие как нарушение ст. 6.3 КоАП РФ, что связано с нарушением законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этом случае можно столкнуться с финансовыми санкциями.

В лучшем случае, штраф за отсутствие необходимых документов будет наложен на должностное лицо и составит от 500 до 1 000 рублей. Однако, если нарушение выявят у юридического лица, штраф может варьироваться от 10 000 до 20 000 рублей, а также может быть приостановлена деятельность учреждения на срок до 90 дней.

Так как нет утвержденной на законодательном уровне формы для журнала по производственному контролю, каждый образовательный институт имеет право разработать его самостоятельно. Обычно обязанности по ведению журнала и составлению программы производственного контроля делегируются директором на одного из заместителей, таких как завуч, старший воспитатель или завхоз. Если у ваших сотрудников нет достаточных компетенций для составления ППК, то их можно обучить в Институте ЕВИДПО. У нас есть более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки по дошкольной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп действуют скидки!

Например курс Менеджмент в дошкольном образовании. Квалификация: Руководитель дошкольного образовательного учреждения . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Подведем итоги

Соблюдение всех требований, связанных с производственным контролем в образовательных учреждениях, является не просто формальной обязанностью, но и важной составляющей обеспечения безопасного и здорового образовательного процесса. Программа производственного контроля и план производственного контроля, в соответствии с методическими рекомендациями по производственному контролю, такими как МР 2.4.0259-21, являются основой для поддержания санитарно-эпидемиологического благополучия в школе или детском саду.

Отсутствие этих документов может привести к серьезным последствиям, таким как штрафы и приостановка деятельности учреждения. Поэтому крайне важно, чтобы каждое образовательное учреждение строго придерживалось требований санпин и обеспечивало надлежащий уровень производственного контроля. Надлежащая организация производственного контроля в детском саду не только помогает избежать юридических и финансовых санкций, но и способствует созданию безопасной и комфортной образовательной среды для детей.

Посмотрите все курсы по направлению Педагогика дошкольных образовательных учреждений

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4