ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
Главная страница > База знаний > Профессиональные стандарты и аттестация педагогов в 2023 году
08.06.2023
Цыганок Надежда
6 мин
Для обеспечения высокого уровня образования в России, каждый педагог обязан регулярно совершенствовать свою квалификацию.
В данной системе реализуется специальная процедура проверки знаний и навыков, которая позволяет оценить профессиональную готовность педагогов и обеспечить их непрерывное профессиональное развитие.
Такой подход способствует повышению качества образования и обеспечению оптимальных условий для развития обучающихся.
Профстандарт педагога 2023 в образовании представляет собой набор требований, которые относятся к работникам образовательной сферы.
Эти требования к компетенциям педагога охватывают как профессиональные навыки, так и личностные качества. Стандарт применяется к сотрудникам образования по всей территории Российской Федерации.
Руководители образовательных учреждений, таких как детские сады, школы и другие заведения, должны использовать стандарты в своей работе, чтобы разрабатывать кадровую политику.
Педагоги, в свою очередь, могут использовать учебные стандарты для повышения своего профессионализма и ответственности.
Эти стандарты служат ориентиром для создания эффективной образовательной среды и обеспечения качественного образования.
В сфере профессионального образования существует шесть стандартов, охватывающих различные профессиональные области:
1) Педагог (Приказ Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н) - стандарт, определяющий требования к педагогической деятельности и навыкам педагогов.
2) Педагог-психолог (Приказ Минтруда РФ от 24.07.2015 № 514н) - стандарт, который определяет профессиональные навыки и компетенции педагогов-психологов.
3) Педагог дополнительного образования детей и взрослых (Приказ Минтруда РФ от 05.05.2018 № 298н) - стандарт, устанавливающий требования к педагогам, работающим в сфере дополнительного образования.
4) Специалист в области воспитания (Приказ Минтруда РФ от 10.01.2017 № 10н) - стандарт, определяющий навыки и компетенции специалистов, работающих в сфере воспитания.
5) Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (Приказ Минтруда РФ от 28.09.2018 № 603н) - стандарт, который определяет требования к мастерам, обучающим вождению транспортных средств.
6) Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) (Приказ Минтруда РФ от 25.12.2018 № 840н) - стандарт, который определяет навыки и компетенции специалистов, работающих с детскими коллективами, включая вожатых.
Каждый из этих стандартов предоставляет указания и требования для соответствующей профессиональной области в образовательной сфере.
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности направлена на проверку соответствия учителя его текущей должности или для возможности присвоения педагогу более высокой квалификационной категории.
В ходе аттестации оцениваются профессиональные навыки, знания и компетенции педагога, а также его педагогический опыт. Целью аттестации является обеспечение качества образования и поддержание высокого профессионального уровня педагогов.
Следует учитывать, что нормативная база, касающаяся аттестации педагогов, может быть несколько запутанной из-за наличия как старых, так и новых правил.
Современная система оценки педагогических работников, опирается на следующие документы:
1) Федеральный закон "Об образовании" № 273 от 29.12.2012 является базовым документом, который определяет основы системы образования и педагогической работы.
2) Приказ Минобрнауки РФ № 276 от 07 апреля 2014 года устанавливает текущий порядок прохождения аттестации педагогов.
3) Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р предусматривает внедрение новой системы аттестации педагогов с учетом Единых федеральных оценочных материалов.
4) Распоряжение Минпросвещения России от 15.02.2019 N Р-8 описывает детали новой системы аттестации.
Все эти документы важны для определения правил и процедур, связанных с аттестацией педагогических работников в России.
Педагогам следует ознакомиться с соответствующими нормами и обновлениями, чтобы быть в курсе изменений в системе аттестации и соответствовать требованиям.
Аттестация педагогических работников может быть двух видов:
Обязательная аттестация выполняется в соответствии с установленными правилами и процедурами для подтверждения соответствия педагога требованиям должности.
Добровольная аттестация позволяет педагогам активно стремиться к профессиональному росту и повышению своего статуса, добиваясь более высокой квалификационной категории.
Оба вида аттестации являются важными инструментами для обеспечения качества педагогической работы и повышения профессионализма учителей.
Первичная аттестация педагогов 2023 и профессиональные требования к педагогу:
Согласно текущему порядку аттестации, первичная аттестация не предусмотрена. Педагог, работающий в учебном заведении менее двух лет, имеет право не проходить аттестацию, согласно пункту 22 Приказа №276.
Это связано с предположением, что молодые специалисты в течение первых двух лет работы сохраняют навыки, полученные в учебном заведении.
Однако, в новом порядке аттестации, который предусмотрен в тестируемой системе, согласно Приказу Министерства Просвещения РФ № Р-8 от 15.02.2019 года, предусмотрены первичные аттестационные мероприятия для педагогических сотрудников при поступлении на должность. В этом случае педагог должен подтвердить свою квалификацию, чтобы приступить к работе в школе.
Обязательная аттестация:
Обязательная аттестация является основным видом аттестации и должна проходить каждые 5 лет для всех учителей.
Она представляет собой проверку соответствия занимаемой должности, то есть педагог должен подтвердить, что его знания, умения и навыки достаточны для продолжения работы с детьми.
Однако, существуют категории педагогов, которые освобождаются от обязательной аттестации:
Таким образом, обязательная аттестация не требуется для тех, кто недавно приступил к профессии, временно отсутствует на работе, а также для тех, кто получил квалификационную категорию в рамках добровольной аттестации.
Добровольная аттестация представляет собой процедуру, которую педагог может пройти добровольно с целью повышения своей квалификационной категории.
В текущей системе существует три уровня категорий: молодой специалист (без категории), учитель первой категории и учитель высшей категории.
Педагог, желающий повысить свою категорию, должен пройти аттестацию, в ходе которой его знания, умения и профессиональные достижения будут оценены.
По результатам аттестации педагог может получить более высокую квалификационную категорию, что признается в профессиональной среде и может иметь влияние на его карьерный рост и вознаграждение.
В отличие от обязательной аттестации, добровольная аттестация не проводится с определенной периодичностью и зависит от инициативы самого педагога.
Он может решить пройти аттестацию, когда считает, что накопил достаточный опыт и достиг высокого уровня профессионализма.
Важно отметить, что добровольная аттестация не является обязательной для всех педагогов и не влияет на их сохранение должности. Это индивидуальный выбор каждого педагога, который стремится к саморазвитию, повышению своей профессиональной компетентности и признанию своих достижений в области образования.
Таким образом, аттестация педагогов может быть как обязательной, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности, так и добровольной, если педагог стремится повысить свою квалификационную категорию.
В 2023 году аттестация обязательна для всех педагогов общеобразовательных учреждений, у которых истекает срок предыдущей аттестации и которые занимают определенные должности.
Следующие должности подлежат аттестации:
Кроме того, в 2023 году также предусмотрена добровольная аттестация педагогов для получения квалификационных категорий.
Учитель может подать заявление на аттестацию для подтверждения текущей категории (обязательную аттестацию) или для получения более высокой категории (добровольную аттестацию). Если аттестация не подтверждает текущую категорию, то она снимается.
Критерии для присвоения квалификационных категорий определяются действующим приказом Министерства образования и науки.
В итоге, получение высшей категории требует дополнительных достижений и может отразиться на оплате труда педагога.
Если вы стремитесь к тому, чтобы обеспечить максимальную эффективность процесса обучения в своей организации, или хотите переобучится на педагога, мы рекомендуем пройти онлайн-курсы в нашем Институте ЕВИДПО.
По окончании обучения вы получите диплом или удостоверение:
ИТОГИ:
В 2023 году аттестация обязательна для всех педагогов общеобразовательных учреждений, у которых истекает срок предыдущей аттестации, и которые занимают определенные должности.
Кроме того, предусмотрена добровольная аттестация для получения квалификационных категорий.
Аттестация педагогических работников является важной процедурой, которая позволяет проверить и подтвердить их профессиональные навыки и соответствие должнось
Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика