ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Составление, ведение и хранение личных дел 2023 года. Состав дела и шаблоны документов для кадровика

25.07.2023

Ферезанова Софья

Составление, ведение и хранение личных дел 2023 года. Состав дела и шаблоны документов для кадровика

В этой статье разберем:
Что такое личное дело работника
Как заполнить документы личного дела
Как хранить личные дела

Кадровое дело

5 мин

Все государственные учреждения обязаны вести личные дела своих работников, также все служащие и чиновники. Остальные организации не обязаны этим заниматься, но на практике почти все фирмы ведут личные дела, поскольку такой подход наилучшим образом систематизирует кадровые данные и позволяет быстро находить любую необходимую информацию о сотруднике.

Что такое личное дело работника?

Личное дело — собранные под одной обложкой документы, сопровождающие человека в его трудовой деятельности, бумаги, которые отражают его род деятельности и заслуги. Эти документы накапливаются в течение всего периода занятости сотрудника.

Отдельного регламента по ведению дел нет (за исключением государственных и муниципальных служащих). Если компания решает вести дела, ей следует утвердить положение о ведении личных дел и регламентировать этот процесс на местном уровне, уровне предприятия.

Внутренним нормативным актом должны быть регламентированы следующие аспекты:

  1. Состав бумаг, которые будут храниться, и их цель.
  1. Порядок ведения личных дел.
  1. Перечень работников, на которых будут оформляться личные дела.
  1. Порядок доступа к информации.
  1. Сроки и режим хранения документов.
  1. Особенности сдачи в архив или уничтожения после увольнения.
  1. Сотрудники, ответственные за ведение личных дел.

Какие документы включить в личное дело?

Формирование личного дела в 2023 году подразумевает прикрепление как оригиналов документов работника(анкеты, учетные карточки), так и копий.

Копии документов обязательно заверяются в установленном порядке надлежащим образом (для государственных организаций копии паспортов являются обязательными в ЛД, для других категорий работников этот вопрос решается на уровне компании).

Документы в ЛД можно разделить на три категории:

1. Документы, составляемые в момент устройства человека на работу:

  • Справка о наличии (отсутствии) судимости (при поступлении на работу, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие судимость или подвергавшиеся уголовному преследованию).
  • Справка о прохождении медицинского осмотра (при трудоустройстве в случаях, предусмотренных ТК РФ) и медкнижка.
  • Трудовой договор (оригинал работодателя).
  • Приказ о приеме на работу.

2. Документы, формируемые в процессе работы в организации:

  • Договор о материальной ответственности.
  • Копия должностной инструкции.
  • Дополнительные соглашения к трудовому договору (в случае их заключения).
  • Приказы о переводах, назначениях, поощрениях или взысканиях.
  • Сведения о прохождении периодических медосмотров.
  • Информация о повышении квалификации или обучении.
  • Подписка о неразглашении коммерческой тайны.
  • Копии заявлений и приказов о предоставлении отпусков.
  • Объяснительные записки.
  • Служебные записки.
  • Различные акты и уведомления.

3. Документы о завершении сотрудничества:

  • Заявление работника об увольнении.
  • Приказ по организации об увольнении сотрудника.

Хранение личных дел

В личное дело сотрудника обычно помещают документы, которые имеют различный срок хранения. Кадровики должны ориентироваться на Приказ Росархива № 236 от 20.12.2019, которым и установлены все сроки хранения документов.

Персональные дела сотрудников хранятся от 50 до 75 лет (п. 445 Приказа Росархива № 236). Все бумаги вкладывают в личное дело в хронологическом порядке. Для сохранности документов вшивают опись, которую ведут все время, заполняется справка о составе документов, входящих в личное дело работника. Справка оформляется произвольно, перечислив те документы, которые входят в состав личных дел в вашей организации. Бланк описи разрабатывается самостоятельно или используется образец для государственных учреждений.

Правила оформления

Список требований к оформлению личных дел прописан в следующих документах:

  1. Трудовой кодекс РФ (глава 14).
  1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152 «О персональных данных».
  1. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125 «Об архивном деле в РФ».
  1. «Основные правила работы архивов организаций», одобренные решением Коллегии Росархива от 06.02.2002.
  1. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016, утвержденного Приказом Росстандарта от 25.05.2017 № 435-ст.
  1. Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций с указанием сроков хранения».

Ведение дела предполагает внесение записей обо всех изменениях в анкетно-биографических данных и трудовой деятельности, приобщение и изъятие поступающих материалов, выдачу сведений и заверение копий, заполнение внутренней описи, периодическую проверку состояния дел, а также закрытие и передачу в архив. Личные дела должны быть учтены и зарегистрированы в соответствующем журнале, форму которого можно разработать самостоятельно, включая номера дел, даты их заведения, заголовки и даты закрытия.

Где обучить кадрового работника

Если вам нужно обучить работников отдела кадров, это можно сделать на курсах в Едином Всероссийском Институте Дополнительного профессионального образования.

Программы обучения включают в себя различные курсы, которые покрывают широкий спектр тем, связанных с кадровым делопроизводством. Это позволит вашему специалисту отдела кадров доказать свою квалификацию и получить соответствующую подтверждающую документацию.

По итогам обучения выдается диплом о прохождении курса и включение в единый реестр ФИС ФРДО:

Посмотрите курсы обучения
Кадровое дело

У нас Вы найдете 41 курс(ов)
по направлению

Кадровое делопроизводство