Главная страница > База знаний > Увольнение в связи с утратой доверия к работнику: пошаговая процедура по ТК РФ
2024-05-27
Кадровое дело
Иногда случается так, что работодатель теряет доверие к сотруднику, например, если сотрудник неоднократно нарушал трудовую дисциплину или причинил организации ущерб. В связи с этим встает вопрос об увольнении такого сотрудника, о чем мы и расскажем в этой статье.
6 мин
Утрата доверия работодателя может привести к прекращению трудового договора с сотрудником. В случае увольнения по статье, что предусмотрено пунктом 7 части 1 ст 81 ТК РФ, данная норма применяется к лицам, несущим материальную ответственность. В таких случаях процесс увольнения по статье требует определенного времени на оформление. Если руководитель подходит небрежно к этому вопросу, сотрудник имеет возможность оспорить свое отстранение от работы. В данной статье мы расскажем о том, каков порядок увольнения в связи с утратой доверия.
Один из факторов, по которому работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником по собственному усмотрению, это потеря доверия к данному работнику (пункт 7 часть 1 ст 81 ТК РФ). В данной статье мы рассмотрим, кого можно уволить за потерю доверия, а также представим порядок увольнения в связи с этим.
Существуют следующие основания увольнения в связи с утратой доверия:
Увольнение в связи с утратой доверия можно оформить в течение года с момента обнаружения проступка. Однако, если прошло более года с момента обнаружения проступка, то на основании п. 7 части 1 ст 81 ТК РФ и ст 239 ТК РФ такое основание для увольнения нельзя применять.
Процедура увольнения по причине утраты доверия применяется к сотрудникам, которым было поручено обслуживание материальных ценностей или денежных средств: транспортировка, хранение, прием, распределение и т.д. В эту категорию работников входят:
Перечень таких специалистов утвержден постановлением Минтруда России от 31.12.2002 № 85, однако, этот перечень не является исчерпывающим.
Также возможно уволить других сотрудников, чьи обязанности включают обслуживание товарно-материальных ценностей, согласно обзору практики, утвержденному Президиумом ВС РФ 09.12.2020 года.
Однако, бухгалтеров, экономистов и контролеров уволить по основанию "утрата доверия" нельзя. Исключение составляют случаи, когда на бухгалтера возложены должностные обязанности кассира. В таком случае сотрудник несет полную материальную ответственность за ущерб, причиненный при исполнении должностных обязанностей кассира.
Следует отметить, что лица уволенные с утратой доверия оспаривают решение в 90% случаев. Поэтому, необходимо быть готовым к защите своей позиции в суде. Если серьезных причин для такого резкого решения нет, рекомендуется убедить директора в возможности мирного разрешения конфликта с работником. Однако, если работник не готов идти на компромиссы, следует подобрать документы, подтверждающие его вину.
Основываясь на акте или докладной записке, проводится расследование, которое осуществляется комиссией, состоящей из незаинтересованных сотрудников организации. Количество членов комиссии не может быть менее трех. Для формирования комиссии работодатель издает соответствующий приказ.
Сформированная комиссия требует объяснений от подозреваемого и других служащих организации (свидетелей), изучает результаты инвентаризации и другие документы, которые подтверждают совершение нарушений, и составляет материалы расследования.
По завершении расследования комиссия составляет акт, который указывает на совершенные действия, обстоятельства и степень вины сотрудника. Также в акте указывается возможное наказание. Все члены комиссии подписывают этот акт.
Акт о расследовании должен быть предъявлен сотруднику, по отношению к которому проведено расследование. В случае его отказа ознакомиться с актом составляется соответствующий документ.
Прекращение действия трудового договора и его отражение в трудовой книжке не может быть выполнено без должного процесса. Увольнение сотрудника в связи с утратой доверия - длительный процесс, который включает составление нескольких документов. Обычно, если работодатель решает прекратить сотрудничество из-за утраты доверия, то он предлагает сотруднику уйти по собственному желанию.
Порядок увольнения в связи с утратой доверия следующий:
Шаг 1. Составление документа обнаруженного нарушения. Правовые нормы не устанавливают определенную форму этого документа. Обычно, в таких случаях составляется докладная записка, в которой указывается всю необходимую информацию: ФИО сотрудника, выявившего нарушение, обстоятельства совершения нарушения и его последствия. Также, в записке указывается дата и время обнаружения неправильных действий работника. Если обнаружен материальный ущерб в ходе инвентаризации, то составляется акт проверки с соответствующими указаниями.
В целях получения объяснительной записи, составленной в письменной форме, от виновного сотрудника, ему предоставляется два дня. Тем не менее, работник имеет право отказаться от предоставления такой записи. В случае отказа, необходимо составить акт об отказе на основании ст 193 ТК РФ.
Шаг 2. Проведение служебного расследования. В процессе расследования выявляется виновное лицо. Организуется комиссия, в которую должно входить не менее трех человек. Приказ о создании комиссии должен быть выпущен. По результатам расследования составляется акт, который должны подписать все члены комиссии.
Шаг 3. Оформление документов, на основании которых будет выполняться увольнение. В данном случае необходимо издать приказ о дисциплинарном взыскании, а затем составить приказ о расторжении трудовых отношений. Служащий должен быть проинформирован о наличии данного приказа, и для подтверждения этого он ставит свою подпись.
Шаг 4. Внесение записи в трудовую книгу. Далее производится соответствующая запись в трудовую книжку и личную карточку работника. Трудовая книжка выдается в день увольнения. Запись вносится по следующему образцу:
«Трудовые отношения расторгнуты на основании нарушений со стороны материально-ответственного сотрудника, дающие основания для утраты доверия, пункт 7 часть 1 ст 81 ТК РФ».
Кроме того, работнику должны быть выплачены все соответствующие суммы. Деньги также должны быть выданы в последний день работы.
Учитывайте, что в случае совершения нарушения, работодателю может быть необходимо сообщить об этом представителям органов правопорядка в качестве последствия увольнения связи с утратой доверия. Однако, в данной ситуации составление докладной не требуется.
Чтобы правильно оформить документы для увольнения сотрудника в связи с утратой доверия работодателя, необходимо иметь в штате своей компании квалифицированного кадровика. Обучить его можно на курсах дополнительного профессионального образования. ЕВИДПО предоставляет более 30 курсов переподготовки и повышения квалификации по кадровому делу.
Обучаем онлайн в кратчайшие сроки. В каких ситуациях подойдет наше обучение:
Например курс Кадровое делопроизводство . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Увольнение в связи с утратой доверия - это один из основных видов увольнения по инициативе работодателя. Оно может быть применено в случаях, когда работодатель утратил доверие к сотруднику из-за его действий или бездействия, которые привели к нарушению доверительных отношений между сторонами трудового договора. Вот некоторые ситуации, когда может быть применено увольнение в связи с утратой доверия:
Процедура увольнения в связи с утратой доверия обычно включает в себя следующие шаги:
Важно отметить, что увольнение в связи с утратой доверия должно быть обоснованным и соответствовать законодательству о труде. Работодатель должен соблюдать все установленные процедуры и права работника, чтобы избежать возможных претензий и судебных разбирательств.
Посмотрите все курсы по направлению Кадровое дело
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4