ФГОС и документация педагога-психолога 2023: отчеты, журналы, документы
В статье разберем следующие вопросы: Основные направления в работе педагога психолога Профстандарт педагога психолога Рабочая программа педагога психолога по ФГОС Список необходимых для работы документов с образцами
Школьная педагогика
10 мин
Задачи педагога-психолога в школе включают в себя следующие аспекты: осуществление потенциала развития образования - обеспечение раскрытия универсальных учебных действий как ключевой психологической основы образовательного процесса; поддержка формирования обстановки социального развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного учебного процесса, сохранения здоровья и личностного роста обучающихся, их родителей (законных представителей), учебных работников и других участников педагогической деятельности.
Профстандарт педагога-психолога
В 2023 году профессиональные стандарты для педагогов-психологов в образовательной сфере представляют обширный спектр базовых знаний, которые необходимы специалистам для эффективного выполнения своих служебных обязанностей.
Школьный психолог должен обладать следующими знаниями: фундаментальные принципы психологии и педагогики; методики разработки образовательной среды; подходы к проведению психологических исследований и анализу их результатов; методы сопровождения в психолого-педагогической практике; этические и психодидактические принципы; основы трудового законодательства РФ и законодательные нормы, которые определяют защиту прав граждан на образование; особенности развития детей и подростков в различные возрастные периоды; навыки мониторинга результатов образовательного процесса.
Документы педагога-психолога следует разрабатывать:
на основе ключевых нормативных документов Министерства образования РФ;
охватывать все виды педагогическо-психологической работы, выстраиваясь согласно главным направлениям его деятельности;
обобщать структуру образовательного учреждения в целом;
быть ориентированными на учёт индивидуальных единиц работы и способность оценить всю широту выполняемых задач за определённые отчётные периоды, соблюдая утверждённые в области практической психологии образования стандарты отчётности;
отражать заданную периодичность деятельности психолога, позволяющую проводить отчёты в установленные сроки для образовательных учреждений;
ориентироваться на деятельность психолога как на координатора службы сопровождения, наиболее близкого к детям и их семьям;
иметь определённый степень стандартизации, подходящий как для работы с детьми разного возраста, попадающими в «условно-нормативную» категорию, так и для работы с детьми с разнообразными развитием отклонениями;
быть компактными и минимизировать время, затрачиваемое на ведение.
Виды документов педагога-психолога
В профессиональной практике педагога-психолога в учебных заведениях существует необходимость в разнообразных документах. Эти документы охватывают все аспекты работы психолога. Комплект документов психолога можно разделить на: законодательные акты и нормативные директивы; специализированные документы; организационно-методические бумаги.
Законодательные акты и нормативные директивы
Законодательно-правовые акты и нормативные документы, определяющие стандарты и нормы работы психолога в системе образования. Эти документы составляют нормативную основу деятельности педагога-психолога и обновляются в соответствии с обновлениями в юридических нормах образования в Российской Федерации.
Международные документы:
Конвенция ООН о правах ребенка.
Федеральные документы:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Концепция модернизации Российского образования до 2010 года;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 г. № 124 Ф-3 (с изменениями и дополнениями от 20.07.2000 г.);
Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
Приказ № 636 от 22.10.99 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
и другие регулирующие документы.
Специальная документация
Вид документов, который охватывает содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности практического психолога. К ней относятся следующие виды:
Выписка из медицинской карты, содержащая информацию о психофизическом развитии и физическом состоянии ребенка.
Карта психического развития ребенка, предоставляющая данные о его развитии в онтогенетическом контексте.
Психологические заключения, структурированные по комплексным параметрам, включающим психофизическое развитие, воспитание и образование. Оцениваются также познавательное, эмоционально-личностное и коммуникативное развитие ребенка.
Выписки из психологических заключений и карт развития, предоставляемые по запросу родителей, педагогов и официальных запросов образовательных и общественных учреждений. Они включают основные выводы из психологических заключений.
Протоколы обследования, записывающие процесс взаимодействия психолога с ребенком.
Протоколы коррекционных занятий и бесед, часто представленные в виде таблиц. Они фиксируют поведенческие реакции, вербальное взаимодействие, эмоциональную динамику и состояния.
Из указанной документации закрытыми считаются три вида: заключения, коррекционные карты и протоколы. Они хранятся в недоступных для общего доступа местах (сейфы, закрытые шкафы и др.) и могут быть предоставлены профильным специалистам по запросу в системе образования.
Организационно-методическая документация
Запись рабочего времени практического психолога.
Расписание работы.
План работы на год.
Журналы для учета разных видов деятельности:
Диагностика;
Консультирование;
Индивидуальная коррекционная и развивающая работа;
Групповая коррекционная и развивающая работа;
Просветительская деятельность;
Организационно-методическая работа;
Экспертная оценка.
Программы занятий и курсов коррекционно-развивающего характера.
Альбом с методиками диагностики.
Планы учебных курсов по психологии и соответствующие журналы.
Отчеты по мониторингу проведенных мероприятий и реализованных программ.
Сводный отчет и аналитическая информация практического психолога о выполненной работе за год.
План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
• Диагностика (А);
• Консультирование (Б);
• Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
• Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
• Просветительская работа (Д);
• Организационно-методическая работа (Е);
• Экспертная работа (Ж).
Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
Требования к авторским программам (Форма № 10).
Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.
Сводные таблицы по скринингу.
Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).
План работы на год
Годовой план определяет цели и задачи деятельности практического психолога в учебном учреждении на год.
Планирование работы психолога основывается на целях службы практической психологии в образовании, а также на запросах администрации учебного учреждения.
При составлении плана учитываются права и интересы ребенка в соответствии с законодательством и нормативами образования.
Планируя мероприятия, учитывается рабочее время, нормы времени на виды деятельности согласно соответствующим документам.
Годовой план согласовывается с руководителями и утверждается директором.
План включает распределение мероприятий по видам деятельности, включая просветительскую работу, организационно-методическую работу и другие виды.
Просветительская работа включает лекции, семинары, выступления на собраниях.
Организационно-методическая работа включает анализ, курсы повышения квалификации, участие в семинарах и др.
График работы (планирование деятельности и распределение времени по дням недели):
Циклограмма работы представляет собой недельное расписание психологической деятельности на 36 часов.
Согласно приказу Министерства образования РФ от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1), недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов. Этот период включает:
Проведение индивидуальных и групповых консультаций с участниками образовательного процесса в объеме не менее половины недельного рабочего времени.
Подготовку к консультациям, анализ и обобщение результатов, документирование и повышение квалификации.
Работу в образовательном учреждении и за его пределами.
Распределение деятельности по дням недели и часам может меняться, сохраняя принцип взаимодействия с детьми и взрослыми, а также учитывая особенности отношений:
Групповые занятия с детьми лучше не проводить утром в понедельник.
Диагностические процедуры следует планировать на утро.
Консультирование родителей лучше перенести на более поздний период.
В шаблоне ниже представлено примерное распределение времени по ключевым направлениям работы педагога-психолога в школе (с учетом 1 ставки = 18 часов, без методических 18 часов).
В журналах оформляются следующие виды работ: диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа (индивидуальная), развивающая и коррекционная работа (групповая), просветительская работа, организационно-методическая работа, экспертная работа.
Практические рекомендации для оформления записей в журналах учета видов работы:
Журналы учета видов работы предоставляют возможность следить за разнообразными мероприятиями, которые психолог осуществляет ежедневно в течение года.
Вся информация, представленная в журналах учета видов работы, обеспечивает психолога возможность успешного анализа проделанной работы за учебный год и получения необходимых отчетных статистических данных.
Журналы являются основой для контроля деятельности педагога-психолога со стороны администрации.
Журналы заводятся для каждой сферы деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, просветительская деятельность, экспертное и методическое сопровождение.
Возможно вести один журнал, выделяя определенное количество страниц под каждый вид деятельности.
Аналитический отчет и статистическая справка педагога-психолога
Годовой аналитический отчет охватывает все сферы работы педагога-психолога, следуя годовому плану и журналу учета.
Отчет должен содержать качественные и количественные показатели в различных направлениях деятельности.
Анализируя выполнение задач за год, педагог-психолог выделяет возникшие сложности и проблемы, рассматривая их как вызовы будущего учебного года.
Учитывая новые инструменты и методики, освоенные педагогом-психологом, отчет определяет перспективы дальнейшей работы.
При написании отчета соблюдаются строгие принципы анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только обобщенных результатов и сравнительных оценок (например, возрастной контекст анализа).
В рамках промежуточной и итоговой отчетности обязательно формируется статистическая справка (отчет).
Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования
Исходя из концепции многогранности, психологическое заключение обязано охватить показатели когнитивного, эмоционально-личностного и коммуникативного развития ребенка, а также учесть его физиологические и другие индивидуальные характеристики. В дополнение к регистрации значений различных показателей, психологическое заключение включает анализ соответствия возрастным этапам и уровням развития психики ребенка, а также необходимость предлагаемых коррекционных или развивающих мероприятий.
Учет наличия связей между предметами и внутри предметов.
Оценка представленности результатов апробации.
Список представляемых документов:
Программа.
1.1. Пояснительная записка, включающая обоснование актуальности, целей, задач курса, продолжительность курса, аудиторию, ожидаемые результаты.
1.2. Подробное содержание курса с указанием тем и часов.
1.3. Практическая часть и её интеграция в курс.
1.4. Список использованной и рекомендуемой литературы.
Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
Обоснование выбора данного курса.
Цели и содержание курса.
Ожидаемые результаты.
Позиционирование данного курса в учебном плане (распределение часов, связь с другими предметами).