ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > ФГОС и документация педагога-психолога 2023: отчеты, журналы, документы

14.08.2023

Ферезанова Софья

ФГОС и документация педагога-психолога 2023: отчеты, журналы, документы

В статье разберем следующие вопросы:
Основные направления в работе педагога психолога
Профстандарт педагога психолога
Рабочая программа педагога психолога по ФГОС
Список необходимых для работы документов с образцами
Где обучить педагога психолога

Школьная педагогика

10 мин

Задачи педагога-психолога в школе включают в себя следующие аспекты: осуществление потенциала развития образования - обеспечение раскрытия универсальных учебных действий как ключевой психологической основы образовательного процесса; поддержка формирования обстановки социального развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся и обеспечивающей психологические условия для успешного учебного процесса, сохранения здоровья и личностного роста обучающихся, их родителей (законных представителей), учебных работников и других участников педагогической деятельности.

Профстандарт педагога-психолога

В 2023 году профессиональные стандарты для педагогов-психологов в образовательной сфере представляют обширный спектр базовых знаний, которые необходимы специалистам для эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

Школьный психолог должен обладать следующими знаниями: фундаментальные принципы психологии и педагогики; методики разработки образовательной среды; подходы к проведению психологических исследований и анализу их результатов; методы сопровождения в психолого-педагогической практике; этические и психодидактические принципы; основы трудового законодательства РФ и законодательные нормы, которые определяют защиту прав граждан на образование; особенности развития детей и подростков в различные возрастные периоды; навыки мониторинга результатов образовательного процесса.

Как разработать документы педагогу-психологу

Документы педагога-психолога следует разрабатывать:

  • на основе ключевых нормативных документов Министерства образования РФ;
  • охватывать все виды педагогическо-психологической работы, выстраиваясь согласно главным направлениям его деятельности;
  • обобщать структуру образовательного учреждения в целом;
  • быть ориентированными на учёт индивидуальных единиц работы и способность оценить всю широту выполняемых задач за определённые отчётные периоды, соблюдая утверждённые в области практической психологии образования стандарты отчётности;
  • отражать заданную периодичность деятельности психолога, позволяющую проводить отчёты в установленные сроки для образовательных учреждений;
  • ориентироваться на деятельность психолога как на координатора службы сопровождения, наиболее близкого к детям и их семьям;
  • иметь определённый степень стандартизации, подходящий как для работы с детьми разного возраста, попадающими в «условно-нормативную» категорию, так и для работы с детьми с разнообразными развитием отклонениями;
  • быть компактными и минимизировать время, затрачиваемое на ведение.

Виды документов педагога-психолога

В профессиональной практике педагога-психолога в учебных заведениях существует необходимость в разнообразных документах. Эти документы охватывают все аспекты работы психолога. Комплект документов психолога можно разделить на: законодательные акты и нормативные директивы; специализированные документы; организационно-методические бумаги.

Законодательные акты и нормативные директивы

  1. Законодательно-правовые акты и нормативные документы, определяющие стандарты и нормы работы психолога в системе образования. Эти документы составляют нормативную основу деятельности педагога-психолога и обновляются в соответствии с обновлениями в юридических нормах образования в Российской Федерации.
  1. Международные документы:
    • Конвенция ООН о правах ребенка.
  1. Федеральные документы:
    • Конституция РФ;
    • Закон РФ «Об образовании»;
    • Концепция модернизации Российского образования до 2010 года;
    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 г. № 124 Ф-3 (с изменениями и дополнениями от 20.07.2000 г.);
    • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»;
    • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»;
    • Приказ № 636 от 22.10.99 г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением;
    • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;
    • и другие регулирующие документы.

Специальная документация

Вид документов, который охватывает содержательные и процессуальные аспекты профессиональной деятельности практического психолога. К ней относятся следующие виды:

  1. Выписка из медицинской карты, содержащая информацию о психофизическом развитии и физическом состоянии ребенка.
  1. Карта психического развития ребенка, предоставляющая данные о его развитии в онтогенетическом контексте.
  1. Психологические заключения, структурированные по комплексным параметрам, включающим психофизическое развитие, воспитание и образование. Оцениваются также познавательное, эмоционально-личностное и коммуникативное развитие ребенка.
  1. Выписки из психологических заключений и карт развития, предоставляемые по запросу родителей, педагогов и официальных запросов образовательных и общественных учреждений. Они включают основные выводы из психологических заключений.
  1. Протоколы обследования, записывающие процесс взаимодействия психолога с ребенком.
  1. Протоколы коррекционных занятий и бесед, часто представленные в виде таблиц. Они фиксируют поведенческие реакции, вербальное взаимодействие, эмоциональную динамику и состояния.
Из указанной документации закрытыми считаются три вида: заключения, коррекционные карты и протоколы. Они хранятся в недоступных для общего доступа местах (сейфы, закрытые шкафы и др.) и могут быть предоставлены профильным специалистам по запросу в системе образования.

Организационно-методическая документация

  1. Запись рабочего времени практического психолога.
  1. Расписание работы.
  1. План работы на год.
  1. Журналы для учета разных видов деятельности:
    • Диагностика;
    • Консультирование;
    • Индивидуальная коррекционная и развивающая работа;
    • Групповая коррекционная и развивающая работа;
    • Просветительская деятельность;
    • Организационно-методическая работа;
    • Экспертная оценка.
  1. Программы занятий и курсов коррекционно-развивающего характера.
  1. Альбом с методиками диагностики.
  1. Планы учебных курсов по психологии и соответствующие журналы.
  1. Отчеты по мониторингу проведенных мероприятий и реализованных программ.
  1. Сводный отчет и аналитическая информация практического психолога о выполненной работе за год.
  1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
  1. План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)
  1. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
  1. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные): • Диагностика (А); • Консультирование (Б); • Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В); • Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г); • Просветительская работа (Д); • Организационно-методическая работа (Е); • Экспертная работа (Ж).
  1. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная). Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
  1. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
  1. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
  1. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
  1. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
  1. Требования к авторским программам (Форма № 10).
  1. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
  1. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.
  1. Сводные таблицы по скринингу.
  1. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
  1. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
  1. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
  1. Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
  1. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
  1. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21).

План работы на год

Годовой план определяет цели и задачи деятельности практического психолога в учебном учреждении на год.

  • Планирование работы психолога основывается на целях службы практической психологии в образовании, а также на запросах администрации учебного учреждения.
  • При составлении плана учитываются права и интересы ребенка в соответствии с законодательством и нормативами образования.
  • Планируя мероприятия, учитывается рабочее время, нормы времени на виды деятельности согласно соответствующим документам.
  • Годовой план согласовывается с руководителями и утверждается директором.
  • План включает распределение мероприятий по видам деятельности, включая просветительскую работу, организационно-методическую работу и другие виды.
  • Просветительская работа включает лекции, семинары, выступления на собраниях.
  • Организационно-методическая работа включает анализ, курсы повышения квалификации, участие в семинарах и др.

План работы на рабочую неделю

План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую.

Циклограмма работы

График работы (планирование деятельности и распределение времени по дням недели):

  • Циклограмма работы представляет собой недельное расписание психологической деятельности на 36 часов.
  • Согласно приказу Министерства образования РФ от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1), недельная нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов. Этот период включает:
  • Проведение индивидуальных и групповых консультаций с участниками образовательного процесса в объеме не менее половины недельного рабочего времени.
  • Подготовку к консультациям, анализ и обобщение результатов, документирование и повышение квалификации.
  • Работу в образовательном учреждении и за его пределами.

Распределение деятельности по дням недели и часам может меняться, сохраняя принцип взаимодействия с детьми и взрослыми, а также учитывая особенности отношений:

  • Групповые занятия с детьми лучше не проводить утром в понедельник.
  • Диагностические процедуры следует планировать на утро.
  • Консультирование родителей лучше перенести на более поздний период.

В шаблоне ниже представлено примерное распределение времени по ключевым направлениям работы педагога-психолога в школе (с учетом 1 ставки = 18 часов, без методических 18 часов).

Журналы учета видов работы

В журналах оформляются следующие виды работ: диагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа (индивидуальная), развивающая и коррекционная работа (групповая), просветительская работа, организационно-методическая работа, экспертная работа.

Практические рекомендации для оформления записей в журналах учета видов работы:

  • Журналы учета видов работы предоставляют возможность следить за разнообразными мероприятиями, которые психолог осуществляет ежедневно в течение года.
  • Вся информация, представленная в журналах учета видов работы, обеспечивает психолога возможность успешного анализа проделанной работы за учебный год и получения необходимых отчетных статистических данных.
  • Журналы являются основой для контроля деятельности педагога-психолога со стороны администрации.
  • Журналы заводятся для каждой сферы деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая и коррекционная работа, просветительская деятельность, экспертное и методическое сопровождение.
  • Возможно вести один журнал, выделяя определенное количество страниц под каждый вид деятельности.

Аналитический отчет и статистическая справка педагога-психолога

Годовой аналитический отчет охватывает все сферы работы педагога-психолога, следуя годовому плану и журналу учета.

  • Отчет должен содержать качественные и количественные показатели в различных направлениях деятельности.
  • Анализируя выполнение задач за год, педагог-психолог выделяет возникшие сложности и проблемы, рассматривая их как вызовы будущего учебного года.
  • Учитывая новые инструменты и методики, освоенные педагогом-психологом, отчет определяет перспективы дальнейшей работы.
  • При написании отчета соблюдаются строгие принципы анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только обобщенных результатов и сравнительных оценок (например, возрастной контекст анализа).
  • В рамках промежуточной и итоговой отчетности обязательно формируется статистическая справка (отчет).

Заключения  по результатам проведенного  психодиагностического исследования

Исходя из концепции многогранности, психологическое заключение обязано охватить показатели когнитивного, эмоционально-личностного и коммуникативного развития ребенка, а также учесть его физиологические и другие индивидуальные характеристики. В дополнение к регистрации значений различных показателей, психологическое заключение включает анализ соответствия возрастным этапам и уровням развития психики ребенка, а также необходимость предлагаемых коррекционных или развивающих мероприятий.

Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка

Программы занятий педагога-психолога

Критерии оценки авторских программ:

  1. Оценка научной инновационности.
  1. Оценка научной обоснованности.
  1. Оценка актуальности и перспективности.
  1. Оценка практической ориентированности.
  1. Учет наличия связей между предметами и внутри предметов.
  1. Оценка представленности результатов апробации.

Список представляемых документов:

  1. Программа. 1.1. Пояснительная записка, включающая обоснование актуальности, целей, задач курса, продолжительность курса, аудиторию, ожидаемые результаты. 1.2. Подробное содержание курса с указанием тем и часов. 1.3. Практическая часть и её интеграция в курс. 1.4. Список использованной и рекомендуемой литературы.
  1. Примерный тематический план.

Направления защиты программы:

  1. Обоснование выбора данного курса.
  1. Цели и содержание курса.
  1. Ожидаемые результаты.
  1. Позиционирование данного курса в учебном плане (распределение часов, связь с другими предметами).

Протоколы психологической беседы, коррекционного занятия, психодиагностического обследования

Психолого-педагогическая характеристика

Документы для работы с родителями

Где обучить педагога-психолога

В университете ЕВИДПО можно обучить специалиста в кратчайшие сроки с последующим получением специализированного документа:

 

 

Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика

У нас Вы найдете 62 курс(ов)
по направлению

Школьная педагогика

АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»

ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346

162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00

© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2022гг.