Главная страница > База знаний > ФОП дошкольного образования: как подготовить документы для перехода на ФОП ДО
17.08.2023
Софья Скворцова
ФОП дошкольного образования: как подготовить документы для перехода на ФОП ДО
- как организована образовательная деятельность по ФОП ДО - какие документы нужны для перехода на ФОП ДО
Педагогика дошкольных образовательных учреждений
8 мин
С 1 сентября 2023 года в соответствии с приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028, вступает в силу новая федеральная образовательная программа дошкольного образования - ФОП ДО. В статье мы рассмотрим аспекты, связанные с переходом на ФОП дошкольного образования, и разберем, какие документы придется обновить в детском саду.
До сентября 2023 года все детские сады должны подготовиться к переходу на новую Федеральную образовательную программу. Основу для разработки образовательных программ дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) составляют:
ФГОС
Федеральная программа
Эти документы определяют объем образовательной программы – не менее 60%. Оставшиеся 40% могут адаптироваться под специфические условия ДОУ и национальные особенности.
Федеральная программа включает учебно-методическую документацию, в которой содержатся компоненты:
Целевой раздел:
Цели, задачи и принципы формирования программы.
Ожидаемые результаты освоения программы на разных возрастных этапах.
Особенности развития детей разных возрастов и методы их диагностики.
Содержательный раздел:
Задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям.
Вариативные формы, методы и средства реализации программы.
Особенности образовательной работы с разными целевыми группами, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Организационный раздел:
Психолого-педагогические и кадровые условия реализации программы.
Организация развивающей среды в дошкольных учреждениях.
Материальное обеспечение программы и наличие методических материалов.
Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.
Федеральный календарный план воспитательной работы.
Внедрение ФОП ДО: Образовательная программа
Новая образовательная программа детского сада должна включать две части:
Обязательную часть необходимо оформить в виде ссылки на Федеральную образовательную программу
Вариативная часть образовательной программы, которую детские сады разрабатывают самостоятельно
Минпросвещения рекомендует следующий алгоритм обновления образовательной программы
1) Ознакомиться с Федеральной программой
2) Провести анализ, который включает несколько этапов:
Сравнение структуры образовательной программы с Федеральной программой и ФГОС ДО.
Проверка соответствия целей и задач требованиям Федеральной программы.
Оценка соответствия планируемых результатов.
Проверка соответствия задач и содержания образовательной деятельности с направлениями Федеральной программы.
Анализ направленности программ коррекционно-развивающей работы на соответствие Федеральной программе.
Оценка совокупного соответствия разделов Программы обязательному минимуму содержания, установленному Федеральной программой.
3) Обновить документы в соответствие с ФОП
4) Провести учет инфраструктуры и методической поддержки
5) Составить аналитическую справку. В ней отражается информация о соответствии Программы обязательному минимуму содержания, а также готовности к реализации Федеральной программы.
Дорожная карта перехода на ФОП поможет поэтапно перейти на новые федеральные стандарты.
Внедрение федеральной программы в ДОУ: какие документы нужно подготовить
Внедрение ФОП в детских садах делает необходимым изменение учебно-методической документации. Важными элементами являются документы для ФОП дошкольного образования: программа воспитания, примерный режим и распорядок дня для дошкольных групп, план воспитательной работы и прочие компоненты.
Рабочая программа воспитания
Дошкольным учреждениям необходимо обновить рабочую программу воспитания (РПВ) с учетом новых стандартов, представленных в ФОП.
Рабочая программа воспитания охватывает разнообразные направления, основанные на целях и принципах ФОП ДО:
Патриотическое направление воспитания: Содействие формированию гражданственности и патриотизма среди детей.
Духовно-нравственное направление воспитания: Развитие духовных и нравственных ценностей, этической культуры и моральных норм.
Социальное направление воспитания: Поддержка развития социальных навыков, сотрудничества и взаимопонимания.
Познавательное направление воспитания: Стимулирование познавательного интереса, развитие когнитивных способностей и любознательности.
Физическое и оздоровительное направление воспитания: Поддержка физической активности, заботы о здоровье и оздоровительных практик.
Трудовое направление воспитания: Формирование навыков трудовой деятельности, ответственности и самостоятельности.
Эстетическое направление воспитания: Стимулирование творческого мышления, развитие художественных интересов и эстетической культуры.
Обновление рабочей программы воспитания с учетом указанных направлений, обеспечивает соответствие ФОП ДО и гарантирует согласованное развитие детей в контексте новых образовательных стандартов.
Переход на ФОП ДО требует изменение календарного плана воспитательной работы (КПВР). Его необходимо также заменить на единый Федеральный календарный план. Этот план теперь становится неотъемлемой частью организационного раздела образовательной программы. Важно включить в КПВР мероприятия из федерального календарного плана воспитательной работы.
Теперь режимы дня входят в образовательную программу, а не являются отдельным документом. Подготовка к новому учебному году включает коррекцию режимных мероприятий во всех возрастных группах, учитывая стандарты ФОП ДО и СанПиН.
Каждый детский сад имеет право и возможность разработать свою программу коррекционно-развивающей работы (КРР), учитывая особенности своей среды и участников образовательного процесса.
Программа КРР может включать в себя разнообразные элементы: составление плана диагностических и коррекционно-развивающих мероприятий, а также разработку рабочих программ КРР для различных целевых групп детей, имеющих разнообразные особенности образовательной поддержки.
Особенности программы психолого-педагогического сопровождения
Детским садам также необходимо пересмотреть и создать новые программы психолого-педагогического сопровождения детей. Эти программы должны соответствовать новым требованиям ФОП ДО, ориентированным на:
Уважение и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддерживая их уверенность в себе и собственных способностях.
Использование разнообразных методов обучения и взаимодействия с детьми, адаптированных к их возрасту и развитию.
Обеспечение психологической и эмоциональной комфортности образовательной среды, способствующей всестороннему развитию.
Индивидуализацию образования, включая поддержку детей с особыми образовательными потребностями и организацию инклюзивного образования.
Взаимодействие с родителями и профессиональным сообществом для эффективной реализации образовательных задач.
Поддержку родителей в вопросах обучения и развития детей.
Непрерывное психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с запросами родительского сообщества.
Для соответствия ФОП ДО требуется обновить ВСОКО и документы по диагностике. Периодичность диагностики определяет ДОО, включая стартовую и заключительную диагностику. Педагогическая диагностика детей проводится педагогом через наблюдение и анализ деятельности. По итогам диагностики создаются индивидуальные маршруты.
Документы о поддержке семей и психолого-педагогической работе
Необходимо внести изменения в документах о психолого-педагогической поддержке семей в соответствии с ФОП. Сотрудничество ДОО с родителями строится через несколько направлений:
Диагностическое направление: анализ данных о семьях, планирование работы, согласование задач.
Просветительское направление: информирование родителей о развитии детей, методах воспитания, господдержке, образовательной программе.
Консультационное направление: помощь по воспитанию, обучению, преодолению трудностей.