ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Что ждет учителей к 2030 году: новый комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования

2024-12-03

Школьная педагогика

Что ждет учителей к 2030 году: новый комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования

Учителя естественнонаучного цикла и учителя математики, готовьтесь! Распоряжение Правительства 3333-р утвердило комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования. Что это? Разберем в статье

Софья Скворцова

10 мин

Правительство России утвердило комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. Этот шаг направлен на укрепление позиций страны в сфере науки и технологий, а также на подготовку квалифицированных кадров для будущих поколений. Важное место в этом плане отводится модернизации образовательных программ и повышению квалификации педагогов.

В статье мы подробно рассмотрим, что этот план значит для учителей: какие изменения их ожидают, какие новые требования и возможности могут появиться в их профессиональной деятельности.

Распоряжение Правительства 3333-р

Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года включает несколько ключевых разделов, направленных на модернизацию образовательной системы и подготовку кадров. Рассмотрим основные направления этого плана.

1. Модернизация учебных программ

Первый раздел плана сосредоточен на обновлении содержания учебных предметов. Это включает в себя обновление федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и примерных образовательных программ (ФОП) по таким предметам, как окружающий мир, математика, физика, химия и биология. Также будут разработаны новые учебники и методические материалы, за исключением предмета «окружающий мир».

2. Подготовка учителей

Второй раздел плана направлен на повышение качества подготовки учителей математики и естественно-научных предметов, а также на решение проблемы их дефицита в школах. Важные меры включают разработку программ повышения квалификации для учителей, создание стажировочных площадок для студентов и действующих преподавателей, а также поддержку выпускников педагогических вузов, желающих работать в школах.

3. Профориентация школьников

Третий раздел посвящен профориентации учащихся. Планируется расширение сети профильных классов и классов с углубленным изучением математики, физики, химии и биологии. Также будут организованы профориентационные мероприятия в сотрудничестве с промышленными предприятиями и научными организациями, а система школьных олимпиад будет усовершенствована.

4. Учебно-методическое обеспечение

В четвертом разделе акцент сделан на создание новых методических материалов. Ведущие образовательные организации разработают интерактивные учебные задания, лабораторные и практические работы для преподавания математики и естественно-научных предметов, что улучшит методическое обеспечение учебного процесса.

5. Управление качеством образования

Пятый раздел плана посвящен совершенствованию системы управления качеством образования. Будет проведен анализ качества преподавания математики, физики, химии и биологии на всех уровнях образования. Также планируется обновление системы государственной итоговой аттестации (ГИА) и внедрение обязательных экзаменов по физике, химии или биологии по выбору школьников.

6. Вступительные экзамены

Шестой раздел вводит с 2026 года обязательные вступительные испытания по физике для поступления на инженерные специальности в вузы, а также обязательные экзамены по профилям педагогической подготовки, включая математику, физику, химию и биологию, для поступления в педагогические вузы.

Основные результаты к 2030 году

Ключевые цели плана к 2030 году включают увеличение доли учителей до 35 лет по математике, физике, химии и биологии до 30%. Также планируется ежегодное увеличение на 10% числа школьников, изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно. К 2030 году доля учащихся, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, должна составить 35%.

Этот план предусматривает значительные изменения в образовании, направленные на улучшение подготовки учителей, обновление содержания учебных программ и создание условий для подготовки будущих поколений специалистов в математике и науках.

Модернизация образовательной системы

19 ноября 2024 года правительство утвердило распоряжение № 3333-р, которым был утвержден комплексный план мероприятий по повышению качества математического и естественно-научного образования до 2030 года. Этот план включает множество задач и нововведений, направленных на улучшение преподавания и подготовки кадров. Давайте рассмотрим ключевые изменения, которые ожидают образование в ближайшие годы.
Изменения с 2024 года

  • Уже в 2024 году планируется увеличить на 10% количество школьников, изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно или на профильном уровне. Это позволит большему числу учащихся получить глубокие знания в этих важнейших дисциплинах.

Изменения с 2025 года

  • С 2025 года начнется массовое повышение квалификации учителей. Более 10 000 учителей математики, физики, химии и биологии смогут пройти обучение на базе ведущих высших учебных заведений и научных организаций. Для студентов, обучающихся на программах в области математики и инженерных наук, будет обеспечена возможность получения бесплатной педагогической квалификации.
  • Также в 2025 году в каждом федеральном округе планируется создание стажировочных площадок для практической подготовки учителей и студентов.

Изменения с 2026 года

  • С 2026 года вводится обязательное вступительное испытание по физике для всех, кто поступает на инженерные направления в вузы. Это поможет улучшить подготовку будущих инженеров и специалистов технических областей.

Изменения с 2027 года

  • В 2027 году будут введены обязательные экзамены по профилям педагогической подготовки (например, по математике, физике, химии и биологии) при поступлении на направления подготовки в области образования.

Изменения к 2030 году

  • К 2030 году доля выпускников, выбирающих ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам, должна увеличиться до 35%. Также планируется, что до 30% учителей в этих предметных областях будут младше 35 лет.
  • Количество договоров о целевом обучении для выпускников психологопедагогических классов планируется увеличить в три раза по сравнению с 2024 годом.

Этот комплексный план направлен на решение ключевых проблем в системе образования, таких как нехватка учителей и недостаточный уровень подготовки кадров. В ближайшие годы учителей ждет активная переквалификация, а также новые требования для подготовки и работы в образовательных учреждениях.

Изменения в педагогике

Что ждет учителей в рамках комплексного плана по улучшению математического и естественно-научного образования до 2030 года? Загибаем пальцы:

  1. Обновление учебных стандартов. Ключевым изменением станет обновление программ по важным предметам: математика, физика, химия и биология. Ожидается, что это приведет к созданию новых учебников и методических пособий, которые будут адаптированы под современные требования.
  2. Модернизация дошкольного образования. Важным шагом станет обновление программы для дошкольников, что поможет привить интерес к естественным наукам с раннего возраста через занятия по познавательному развитию.
  3. Новый банк материалов. Планируется создать национальный открытый банк учебных материалов и сборников задач по математике и естественно-научным дисциплинам. Эти ресурсы помогут учителям быстрее и легче готовиться к занятиям, а также улучшить подготовку школьников к экзаменам.
  4. Создание стажировочных площадок. Для учителей и студентов педагогических вузов создадут специальные площадки, где можно будет проходить стажировки, что позволит усовершенствовать практические навыки преподавания.
  5. Повышение квалификации учителей. Ожидается масштабная программа повышения квалификации для педагогов всех уровней: от воспитателей детских садов до преподавателей вузов. Это позволит им применять современные методики и лучше подготовить учеников к будущей профессиональной деятельности.
  6. Целевое обучение для студентов. Для студентов, планирующих стать учителями, введут договоры на целевое обучение. Это поможет решить проблему нехватки педагогов в школах.
  7. Региональный прогноз потребности в педагогах. Для эффективного планирования будут разработаны методические рекомендации, которые помогут предсказать потребность в учителях в разных регионах и дисциплинах.
  8. Педагогические модули для студентов. Для тех, кто обучается по техническим, естественным и математическим специальностям, будет разработан новый модуль. Его задача — подготовить студентов к преподавательской деятельности и дать возможность получить педагогическую квалификацию. Это важно для тех, кто решит стать учителем после завершения основной программы.
  9. Обратная связь с работодателями. Планируется создание единой системы обратной связи с работодателями, где они смогут делиться отзывами о трудоустройстве выпускников педагогических вузов. Это поможет следить за успешностью молодых специалистов в течение первых пяти лет работы.
  10. Конференции и мероприятия для педагогов. В рамках программы будет составлен перечень научно-практических конференций, посвященных актуальным темам преподавания математики и естественно-научных дисциплин. Учителя смогут узнавать о новых методиках и делиться опытом с коллегами.
  11. Поддержка молодых учителей. Выпускникам педагогических вузов помогут с трудоустройством в школы и другие образовательные учреждения. Будут также усилены меры координации между вузами, центрами занятости и школами для того, чтобы молодые специалисты могли успешно начать свою карьеру.
  12. Съезды учителей. В будущем нас ожидают съезды учителей математики, физики, химии и биологии. Эти мероприятия станут отличной площадкой для обмена знаниями и опытом среди педагогов.

Что ждет школы в 2025 году?

Продолжаем список изменений:

  1. Расширение сети профильных классов. В школах появится больше профильных классов с углубленным изучением математики, физики, химии и биологии. Это предоставит ученикам больше возможностей для глубокого погружения в предметы и подготовки к будущей профессиональной деятельности.
  2. Методические рекомендации для взаимодействия школ и предприятий. Для улучшения связи между учебными заведениями и предприятиями будут разработаны специальные рекомендации. Это позволит создать более тесное взаимодействие, чтобы школьники и студенты могли видеть, как их знания применяются на практике.
  3. Совершенствование олимпиад. Система школьных олимпиад по математике и естественным наукам также будет обновлена. Цель — сделать их более интересными и полезными для учеников.
  4. Профильные смены в лагерях. Для школьников будут организованы специализированные смены научной направленности в летних лагерях, где они смогут погружаться в естественные науки в неформальной обстановке.
  5. Профориентация на базе предприятий. Школьники смогут посещать современные промышленные предприятия и научные организации, где для них будут организованы экскурсии и профориентационные мероприятия. Это поможет ребятам лучше понять, чем они хотят заниматься в будущем.
  6. Популяризация науки во внеурочной деятельности. Темы, связанные с математикой и естественными науками, станут частью программ внеурочных занятий, таких как «Разговоры о важном» и «Россия — мои горизонты». Это сделает науку более доступной и интересной для школьников.
  7. Популяризация науки в медиа. Важная задача — сделать математику и естественные науки популярными среди широких слоев населения. Для этого планируется выпуск научно-популярных книг, создание видеоконтента, организация выставок и привлечение известных блогеров для освещения этих тем.
  8. Преодоление страха перед химией. Важно не только обучить детей химии, но и помочь им избавиться от хемофобии — страха перед химическими веществами. Для этого будут созданы специальные образовательные программы, которые сделают химию более понятной и увлекательной, а также помогут развить химическую грамотность.
  9. Новые учебные материалы для углубленного изучения. Ведущие образовательные учреждения разработают методические материалы для углубленного изучения математики, физики, химии и биологии. Это позволит ученикам, которые хотят узнать больше в этих областях, получать качественные знания и практические навыки.
  10. Методические материалы для преподавателей. Будут созданы специальные методические пособия для учебно-методических объединений и организаций, занимающихся дополнительным профессиональным образованием. Эти материалы помогут учителям лучше готовить уроки и осваивать новые подходы в обучении.
  11. Создание естественно-научной среды в школах. Планируется мониторинг школ по всей стране для оценки и развития естественно-научной среды. Важная часть этого процесса — создание специальных научных пространств в школах, где ученики смогут проводить эксперименты и исследования.
  12. Интерактивные задания для школьников. Будут разработаны учебные сценарии, включающие интерактивные задачи и лабораторные работы по химии, физике и биологии. Такие задания сделают учебу более практической и интересной, позволив ученикам лучше понимать, как работают научные законы.
  13. Совместные мероприятия с учителями и учеными. Учителя естественных наук будут сотрудничать с профессионалами и учеными, проводя совместные образовательные и научно-практические мероприятия. Это позволит перенимать опыт и обмениваться новыми идеями.
  14. Региональные планы по развитию науки. Каждый регион России разработает свои планы по развитию математического и естественно-научного образования, чтобы учитывать местные особенности и потребности.
  15. Обновление заданий для итоговых экзаменов. Задания на экзаменах по математике, физике, химии и биологии будут обновлены. В том числе пересмотрят перечень тем и критерии оценки, чтобы экзамены отражали современные требования и подходы в образовании.
  16. Обязательный экзамен по выбору. Одним из важнейших шагов станет введение обязательного экзамена по физике, химии или биологии на выбор для тех, кто завершает обучение в школе. Это даст школьникам больше свободы выбора, при этом сохраняя важность естественных наук в общем образовании.
  17. Анализ качества преподавания. Качество преподавания естественных наук будет проанализировано на уровне всей страны. Это позволит выявить слабые места и принять меры для улучшения учебного процесса.
  18. Обновление концепций преподавания. Концепции преподавания математики, физики, химии и биологии на всех уровнях образования будут актуализированы. Это поможет сделать их более современными и соответствующими новым вызовам и тенденциям в науке и образовании.
  19. Введение обязательного экзамена по физике для будущих инженеров. Все, кто хочет поступать на инженерные специальности в вузы, должны будут сдавать вступительный экзамен по физике. Это поможет убедиться, что будущие инженеры обладают базовыми знаниями, необходимыми для успешного обучения и дальнейшей карьеры.
  20. Обязательные экзамены для будущих учителей. Для тех, кто планирует стать педагогом и преподавать математику, физику, химию или биологию, также будут введены обязательные вступительные испытания. Это позволит отбирать наиболее подготовленных абитуриентов и повысит качество педагогического образования.
  21. Современное оборудование для школ и вузов. Учебные заведения, где готовят учителей, а также общеобразовательные школы получат новейшее лабораторное оборудование. Это важно для того, чтобы ученики и студенты могли не только изучать теорию, но и на практике видеть, как работают законы природы и науки.

Эти меры направлены на повышение качества подготовки как инженеров, так и педагогов, а также на улучшение условий для учебы в школах и университетах.

Как быть готовым к постоянным изменениям в образовании

Одним из пунктов нового комплексного плана является повышение квалификации преподавателей математики, физики, химии и биологии. Заранее подготовиться к масшатбным изменениям поможет Институт ЕВИДПО. В нашем каталоге содержится более 60 курсов повышения квалификации и переподготовки для учителей. Для групп предусмотрены скидки!

Например курс Актуальные вопросы преподавания математики в условиях реализации обновленного ФГОС ООО и СОО . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Резюме

Итоги изменений в образовательной системе:

  1. Обновление образовательных стандартов и программ по математике, физике, химии, биологии и дошкольному образованию.
  2. Создание и обновление учебных материалов, включая учебники, методические пособия, и открытый банк дидактических материалов.
  3. Совершенствование педагогической подготовки: программы повышения квалификации для учителей и новых педагогов, стажировочные площадки, поддержка трудоустройства.
  4. Развитие профильных классов и популяризация естественно-научных дисциплин через олимпиады, конференции и специализированные смены.
  5. Введение обязательных экзаменов по физике для инженеров и по профильным предметам для будущих учителей.
  6. Оснащение школ и вузов современным оборудованием для углубленного изучения естественных наук.

Эти меры направлены на улучшение преподавания, повышение квалификации учителей и подготовку специалистов высокого уровня

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4