ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Школьные пространства: оформление и зонирование в школе

2024-07-21

Школьная педагогика

Школьные пространства: оформление и зонирование в школе

Оформление школ регулируется определенными правилами, установленными Минпросвещения России. В статье разберем обязательное оформление школ в 2024-2025 учебном году!

Софья Скворцова

10 мин

Современные школы – это не только место для получения знаний, но и пространства, в которых дети проводят значительную часть своего времени. Именно поэтому оформление школьных пространств играет ключевую роль в создании комфортной и стимулирующей среды для учащихся. В дизайне школ есть как обязательные элементы, так и вариативные, которые можно адаптировать под уникальные потребности каждой образовательной организации.

При разработке дизайна образовательных пространств следует учитывать законодательные требования, такие как Письмо Минпросвещения России от 11.07.2023, которое регулирует базовые стандарты оформления школ. В то же время методисты и дизайнеры предлагают разнообразные решения, направленные на создание максимально эффективных и вдохновляющих интерьеров. Зонирование в школе, создание тематических зон и использование современных технологий – все это позволяет формировать образовательные интерьеры, способствующие не только обучению, но и личностному росту детей.

В этой статье мы рассмотрим, что именно предписывает закон в отношении оформления пространств образовательных организаций, а также какие интересные и инновационные идеи предлагают специалисты в области дизайна образовательных пространств.

Тематические зоны в школе

Оформление школьного пространства включает в себя несколько ключевых зон, каждая из которых играет свою уникальную роль в создании образовательной среды. Согласно Письму Минпросвещения России от 11.07.2023, в каждой образовательной организации должны быть оформлены обязательные экспозиции. Кроме того, школы могут выбирать из предложенного списка тематических зон и создавать временные экспозиции, адаптируя интерьер под текущие события и проекты.

Обязательные зоны

Письмо Минпросвещения России от 11.07.2023 подчеркивает, что в каждой образовательной организации должны быть представлены обязательные экспозиции, которые включают:

  1. Государственные символы Российской Федерации. Оформление этих экспозиций рекомендуется проводить в просторных, светлых помещениях, доступных для учащихся. Это позволяет создать атмосферу уважения и патриотизма среди школьников.
  2. Возможности и проекты для детей. В эту категорию входят экспозиции, посвященные различным образовательным и воспитательным проектам. В образовательных организациях должны быть оформлены экспозиции, посвященные следующим возможностям и проектам для детей:
  • Российское движение детей и молодежи (РДДМ) "Движение первых".
  • Всероссийский студенческий проект "Твой ход".
  • Программа воспитания детей младшего школьного возраста "Орлята России".
  • Платформа проектов "Добро.ru".
  • Международный детский центр "Артек".
  • Всероссийский детский центр "Орленок".
  • Всероссийский детский центр "Океан".
  • Всероссийский детский центр "Смена".
  • Образовательный центр "Сириус".
  • Всероссийский проект "Билет в будущее".
  • Платформа проектов "Россия - страна возможностей".
  • Всероссийский конкурс "Большая перемена".
  • Общество "Знание".
  • Программа "Больше, чем путешествие".

Вариативные тематические зоны

Образовательные организации также могут дополнительно выбирать и оформлять тематические зоны, предлагаемые Минпросвещения России. Эти зоны включают:

  1. Города России. Примеры оформления могут включать экспозиции о Москве-Сити, парке Галицкого в Краснодаре и других значимых местах.
  2. Достижения России. Здесь могут быть представлены достижения, такие как Крымский мост, атомный ледокольный флот, Олимпийские объекты в Сочи.
  3. Природа России. Экспозиции о природных достопримечательностях, таких как долина гейзеров на Камчатке, озеро Байкал, вдохновляют учащихся и повышают их интерес к родной природе.
  4. Исторические личности. Выдающиеся россияне, такие как Д.И. Менделеев, И.В. Курчатов, П.И. Чайковский, могут стать центральными фигурами этих зон.
  5. Региональный компонент. Экспозиции, посвященные значимым людям, местам и событиям конкретного региона, усиливают связь учащихся с их родной землей.
  6. Крупнейшие работодатели Российской Федерации. Эта зона помогает учащимся лучше понимать перспективы будущего трудоустройства и карьерного роста.
  7. Временные экспозиции. Например, галерея фотографий "Бессмертный полк", конкурс фотографий "Как я провел лето", выставка рисунков ко Дню матери и другие.

Информация о каждом проекте должна сопровождаться QR-кодами для перехода на сайт проекта или организации, что позволяет учащимся и их родителям быстро получать дополнительную информацию и участвовать в этих инициативах.

Для того чтобы оформление школьных пространств было максимально эффективным и интересным, важно учитывать возрастные особенности учащихся. В зонах, где обучаются младшие школьники, рекомендуется размещать информацию о проекте "Орлята России" или экспозиции на тему "Природа России".

Кроме того, Российское движение детей и молодежи "Движение первых" проводит конкурс школьных пространств, созданных по эскизам самих учащихся. Лучшие проекты получают гранты на развитие образовательной среды, а также используются для оформления тематических зон и региональных экспозиций на международной выставке-форуме "Россия".

Таким образом, грамотный дизайн школ, зонирование в школе и оформление образовательных пространств помогают создать вдохновляющую и функциональную среду, способствующую всестороннему развитию учащихся.

Оформление пространств образовательных организаций

Российское движение детей и молодежи (РДДМ) "Движение первых".

Центральным элементом школьного пространства является круг – символ единства команды "Движение первых", который отсылает к пионерскому костру и орляцкому кругу. В этой зоне размещена карта России, где дети отмечают регионы и населенные пункты, где у них есть друзья по движению. Полки для знаков отличия команды символизируют их активное участие в жизни страны и стремление к самосовершенствованию. Оформление выполнено в цветах триколора.

Обязательные элементы оформления включают:

  • Миссию Движения
  • Ценности
  • 12 направлений Движения
  • Слоганы: «Если быть, то быть Первым», «Первым быть трудно, но не быть - труднее»
  • Портрет первооткрывателя с мотивирующей цитатой
  • QR-код на официальный сайт движения

Платформа проектов "Добро.ru".

Волонтерское движение в школах набирает обороты, и платформа ДОБРО.РФ играет ключевую роль в этом процессе. Участие в волонтерских инициативах открывает школьникам невероятные возможности и перспективы, о которых стоит рассказать подробнее. Оформление школьных пространств должно вдохновлять учащихся на участие в волонтерских проектах. Основные моменты, которые будут мотивировать школьников:

  • Масштабы волонтерского движения: На платформе ДОБРО.РФ зарегистрированы миллионы человек, что показывает масштаб и значимость волонтерства.
  • Бонусы участия: Дополнительные баллы к ЕГЭ, бесплатные путешествия, новые друзья и навыки для будущей профессии – все это делает волонтерство привлекательным и полезным.
  • Истории одноклассников: Реальные примеры школьников, которые уже участвуют в волонтерском движении, вдохновляют и мотивируют на активное участие.

Основные подходы в оформлении
Дизайн школ для волонтерского движения должен быть ярким и привлекательным. Это может быть угол или часть стены, брендированная логотипами ДОБРО.РФ и РДДМ. На стене разместится слоган и перечень основных преимуществ регистрации на платформе ДОБРО.РФ. Внутри пространства будут магнитные или пробковые доски с меняющейся информацией, которую готовят сами школьники:

  • Школьный Добро.Журнал: Стенгазета с новостями и мероприятиями школьного волонтерского отряда, историями волонтеров.
  • Доска почета: Фотографии лучших волонтеров месяца/года и информация о записи в школьный волонтерский отряд через ДОБРО.РФ.
  • Доска Добро.Взаимно: Доска со стикерами «могу помочь» и «нужна помощь», где школьники могут делиться своими предложениями и запросами.

Все элементы оформления будут сопровождаться QR-кодами, ведущими на основные сервисы ДОБРО.РФ.

Обязательные элементы оформления
Для создания единого стиля и мотивации школьников в пространстве будут следующие обязательные элементы:

  • Слоган: «Делать добро — просто. Присоединяйся к миллионам волонтеров на ДОБРО.РФ, помогай людям и открывай новые возможности для себя!»
  • Перечень возможностей для волонтеров:
    • Дополнительные баллы к ЕГЭ.
    • Преимущества при записи в детские лагеря отдыха.
    • Бесплатные путешествия по России.
    • Участие в крупнейших событиях.
    • Новые друзья и знакомства.
    • Бонусы программы лояльности проекта «Другое дело».
    • Практические навыки для будущей профессии.

Такое оформление школьных пространств способствует не только привлекательному и современному дизайну школ, но и развитию активной гражданской позиции у учащихся. Зонирование в школе, продуманное до мелочей, помогает создать образовательный интерьер, который вдохновляет детей на добрые дела и участие в общественно полезных проектах.

Дизайн образовательных пространств

Платформа проектов "Россия - страна возможностей".

Пространство платформы "Россия – страна возможностей" представляет собой отдельную зону школы, оформленную в фирменных цветах платформы. Здесь есть четыре зоны: для школьников, для выпускников, для родителей и для учителей. Каждая зона содержит QR-коды, ведущие на соответствующие проекты, и уютную мебель для комфортного пребывания.
Обязательные элементы оформления этой зоны включают:

  • QR-код на сайт платформы
  • Портреты школьников, студентов, учителей и родителей
  • Логотип платформы "Россия – страна возможностей"
  • Мотивирующие цитаты: «Я стремлюсь к новым победам», «Мне открыты все возможности», «Я прививаю правильные ценности», «Мы поддерживаем своего ребенка в его развитии»
  • Элемент "указатель", показывающий возможности, открывающиеся на пути школьника, студента, учителя и родителя

Всероссийский конкурс "Большая перемена".

Рекреация "Большой перемены" – это место, где каждый талант найдет свое место. Здесь учащиеся могут поделиться своими увлечениями, показать свои работы и достижения. Оформление сочетает иллюстрации на стенах и информационные доски, выполняющие роль выставочных пространств с детскими работами, дипломами, фотографиями и стенгазетами.
Обязательные элементы оформления этой зоны включают:

  • Логотип конкурса
  • 12 направлений конкурса
  • Слоганы: «Место, где твоим талантам есть место», «Время твоих возможностей»
  • QR-код на сайт конкурса
  • Талисман конкурса: кот Вжух
  • Дерево талантов
  • "Поезд мечты"
  • "Ледокол знаний"
  • Путевка в "Артек"

Программа "Больше, чем путешествие".

Программа "Больше, чем путешествие" предоставляет школьникам России уникальную возможность познакомиться с культурным наследием страны, её ключевыми достопримечательностями и вдохновляющими природными объектами. Этот проект, охватывающий учащихся с 1 по 11 класс, не просто расширяет кругозор, но и вдохновляет на собственные путешествия по малой Родине и всей стране.

Пространство "Больше, чем путешествие" становится местом объединения и вдохновения для планирования будущих поездок. Логика оформления включает маршруты от Калининграда до Владивостока, которые проходят через ключевые достопримечательности России. Каждая школа может сама решить, какой объект своего региона и города включить в экспозицию, делая её уникальной.

Возле каждой достопримечательности будет расположен QR-код, по которому можно перейти и узнать больше о месте. В информационной зоне проекта также будет QR-код, ведущий на страницу с подробной информацией о программе, где представлены игры, квесты и мотивирующие спецпроекты, обновляющиеся на регулярной основе.

Пространство "Больше, чем путешествие" станет центром общения и обмена опытом, где учащиеся смогут планировать путешествия по своей стране. Здесь же будут размещены информационные табло о внутришкольных туристических активностях, таких как организация турслетов, график пеших походов и проведение городских квестов.

Визуальная концепция пространства включает следующие графические элементы:

  • Паттерны: символика и атрибуты путешествий.
  • Пунктирные линии: изображающие маршруты.
  • Графические изображения: ключевых достопримечательностей.
  • Мотивационные фразы и цитаты: о путешествиях великих людей.
  • Логотип программы.

Оформление школьных пространств в рамках программы "Больше, чем путешествие" способствует созданию образовательного интерьера, который вдохновляет учащихся на открытие новых горизонтов и исследование родной страны. Такой дизайн образовательных пространств не только украшает школу, но и выполняет важную воспитательную функцию, побуждая детей к активному и познавательному отдыху.

Образовательный интерьер для обучающихся с ОВЗ

Современный дизайн школ должен учитывать потребности всех учеников, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оформление школ и создание инклюзивных пространств - ключевые аспекты, которые способствуют комфортному и безопасному обучению. Зонирование в школе, дизайн образовательных пространств, и образовательный интерьер играют важную роль в этом процессе.

Доступность
Доступная среда позволяет детям с ОВЗ участвовать во всех мероприятиях наравне со сверстниками. Это включает:

  • Понятные планировочные решения и навигацию.
  • Доступные маршруты передвижения.
  • Эргономичные детали (ручки, рукомойники и прочее).
  • Специализированные средства эвакуации для людей с ОВЗ.
  • Доступные рабочие места с местом для учебных пособий и помощников (тьюторы, педагоги).
  • Мебель и оборудование, поддерживающие различные стили обучения и преподавания.
  • Легкий доступ к специализированным ресурсам и личным вещам.

Пространство
Некоторым ученикам требуется больше места для передвижения, использования специального оборудования и общения. Зонирование в школе должно учитывать:

  • Безопасное использование средств передвижения (инвалидные коляски, ходунки и пр.).
  • Безопасное пространство вокруг мебели и оборудования.
  • Дополнительный персонал в учебных и вспомогательных помещениях.
  • Хранение и использование громоздкого оборудования и широкого спектра учебных материалов.

Внешнее Воздействие
Дизайн школьных пространств должен учитывать сенсорный опыт учащихся и предусматривать:

  • Безбликовое освещение.
  • Визуальный контраст и текстуры для сенсорного поиска пути.
  • Акустические решения для коллективного и индивидуального пользования.
  • Пониженный уровень стимулов.
  • Сенсорные элементы: использование цвета, света, звука, текстуры и аромата для терапевтического эффекта.

Гибкость и Мобильность
Школьные пространства должны быть адаптируемыми для удовлетворения текущих и будущих потребностей. Это подразумевает:

  • Гибкость неспециализированных пространств.
  • Наличие разных зон для индивидуальных консультаций и групповых занятий.
  • Возможность регулировать окружающую среду на локальном уровне (например, освещение).
  • Минимум стационарной мебели и оборудования для перестройки пространства.
  • Современные инженерные решения для трансформации и перестройки пространства.

Здоровье и Благополучие
Создание комфортного пространства способствует укреплению здоровья и благополучия учащихся. Это включает:

  • Регулировку температурного режима.
  • Хорошую вентиляцию без сквозняков.
  • Минимизацию неудобств от шума.
  • Доступные средства личной гигиены и питьевого режима.
  • Специализированные медицинские и терапевтические помещения.
  • Гигиену и инфекционный контроль.

Безопасность
Все учащиеся должны чувствовать себя в безопасности. Дизайн школьных пространств должен предусматривать:

  • Предотвращение несанкционированного доступа и выхода.
  • Хорошую видимость и просматриваемость помещений для пассивного надзора.

Устойчивость
Школы должны быть устойчивыми в социальном, экономическом и экологическом аспектах:

  • Инклюзивное и сплоченное школьное сообщество.
  • Соотношение цены и качества здания с учетом затрат на особые образовательные потребности.
  • Минимизация негативного воздействия на окружающую среду и рациональное использование ресурсов.

Принципы Универсального Дизайна

Универсальный дизайн - это современный подход к созданию доступной среды. Основные принципы включают:

  1. Равенство в использовании: Полезность и востребованность дизайна для людей с разными способностями.
  2. Гибкость в использовании: Индивидуальные предпочтения и возможности.
  3. Простота и интуитивная понятность: Понятность использования предметов и пространства.
  4. Легкодоступность информации: Эффективная передача сведений множеством способов.
  5. Право на ошибку: Терпимость к ошибкам и минимизация их последствий.
  6. Минимальность физических усилий: Простота использования независимо от физических возможностей.
  7. Адекватный размер, форма и эргономика: Доступность для всех пользователей.
    Эти принципы и подходы, описанные в Письме Минпросвещения России от 11.07.2023, обеспечивают создание инклюзивного, безопасного и комфортного образовательного интерьера в школах.

Рекреации: создание уникальных пространств для школьников

Рекреации в школах играют важную роль, позволяя ученикам отдыхать, заниматься активными играми, делать домашние задания и даже участвовать в неформальных уроках. Оформление школ должно учитывать многообразие потребностей учеников и педагогов, предлагая удобные и эргономичные пространства.

В школьных пространствах необходимо создать зоны для активных игр, спокойного отдыха, учебы и проведения различных мероприятий. Эти зоны могут выполнять функции школьного музея, библиотеки или мест для собраний кружков и общественных движений. Важно обеспечить зонирование в школе, чтобы каждая рекреация выполняла свою уникальную роль.

Комфортная и интуитивно понятная навигация — ключевой элемент в рекреациях и коридорах. Дизайн образовательных пространств должен включать размещение полезной информации, коммуникацию между детьми через объявление, тематические композиции и выставочные зоны с работами учеников. При этом важно избегать излишнего декорирования стен, чтобы не создавать визуальный шум, который может быть особенно раздражающим для учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Образовательный интерьер должен быть разнообразным: диваны, столы, кресла, пуфы, группы мебели для разных компаний. Это позволяет учащимся выбрать место для отдыха или учебы по своему вкусу. Если в школе несколько больших рекреаций, имеет смысл оформить их с разной функциональной составляющей, например:

  • Информационная рекреация: школьный музей, мини-библиотека, выставочные зоны достижений.
  • Спортивная рекреация: настольный теннис, напольные игры, соревновательные зоны для роботов, качели.
  • Учебная рекреация: коворкинг, место для выполнения домашних заданий.
  • Расслабляющий отдых: диваны, кресла, пуфы.

Дизайн пространств образовательных организаций должен учитывать потребности детей с ОВЗ. Для перемещения по коридорам и учебным пространствам требуются специальные элементы поддержки: поручни, тактильные поверхности, визуальные якоря (акцентирование цветом, крупный шрифт). Людям с ментальными нарушениями важна структурированность пространства и акцентирование путей движения цветом.

Для размещения информации, работ учеников, методического материала и объявлений можно использовать магнитные, грифельные, маркерные, пробковые и тканевые поверхности. Это позволит организовать школьный музей, событийные выставки, показы достижений учеников и фотоотчеты. Визуальная коммуникация важна для детей с трудностями речевой коммуникации, помогая им больше участвовать в общественной жизни школы и развивать чувство принадлежности.

Как оформить школьные пространства

За оформление школ должны быть назначены ответственные лица, поскольку необходимо соблюдать законодательные требования и вносить свои творческие идеи. В Институте ЕВИДПО есть более 100 курсов повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп действуют скидки.

Например курс Создание единого образовательного пространства: федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО) . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Подведем итоги

Создание рекреаций в школах, учитывающих принципы эргономичности, функциональности и инклюзивного дизайна, играет важную роль в формировании комфортной и мотивирующей образовательной среды. Разнообразие мебели и функциональных зон позволяет удовлетворить потребности всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Правильное зонирование и использование различных поверхностей для размещения информации помогает организовать эффективные и привлекательные школьные пространства.

Эти принципы, отраженные в Письме Минпросвещения России от 11.07.2023, способствуют созданию учебной среды, где каждый ученик чувствует себя комфортно и имеет возможность для всестороннего развития.

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4