Главная страница > База знаний > Школьные пространства: оформление и зонирование в школе
2024-07-21
Школьная педагогика
Оформление школ регулируется определенными правилами, установленными Минпросвещения России. В статье разберем обязательное оформление школ в 2024-2025 учебном году!
10 мин
Современные школы – это не только место для получения знаний, но и пространства, в которых дети проводят значительную часть своего времени. Именно поэтому оформление школьных пространств играет ключевую роль в создании комфортной и стимулирующей среды для учащихся. В дизайне школ есть как обязательные элементы, так и вариативные, которые можно адаптировать под уникальные потребности каждой образовательной организации.
При разработке дизайна образовательных пространств следует учитывать законодательные требования, такие как Письмо Минпросвещения России от 11.07.2023, которое регулирует базовые стандарты оформления школ. В то же время методисты и дизайнеры предлагают разнообразные решения, направленные на создание максимально эффективных и вдохновляющих интерьеров. Зонирование в школе, создание тематических зон и использование современных технологий – все это позволяет формировать образовательные интерьеры, способствующие не только обучению, но и личностному росту детей.
В этой статье мы рассмотрим, что именно предписывает закон в отношении оформления пространств образовательных организаций, а также какие интересные и инновационные идеи предлагают специалисты в области дизайна образовательных пространств.
Оформление школьного пространства включает в себя несколько ключевых зон, каждая из которых играет свою уникальную роль в создании образовательной среды. Согласно Письму Минпросвещения России от 11.07.2023, в каждой образовательной организации должны быть оформлены обязательные экспозиции. Кроме того, школы могут выбирать из предложенного списка тематических зон и создавать временные экспозиции, адаптируя интерьер под текущие события и проекты.
Письмо Минпросвещения России от 11.07.2023 подчеркивает, что в каждой образовательной организации должны быть представлены обязательные экспозиции, которые включают:
Образовательные организации также могут дополнительно выбирать и оформлять тематические зоны, предлагаемые Минпросвещения России. Эти зоны включают:
Информация о каждом проекте должна сопровождаться QR-кодами для перехода на сайт проекта или организации, что позволяет учащимся и их родителям быстро получать дополнительную информацию и участвовать в этих инициативах.
Для того чтобы оформление школьных пространств было максимально эффективным и интересным, важно учитывать возрастные особенности учащихся. В зонах, где обучаются младшие школьники, рекомендуется размещать информацию о проекте "Орлята России" или экспозиции на тему "Природа России".
Кроме того, Российское движение детей и молодежи "Движение первых" проводит конкурс школьных пространств, созданных по эскизам самих учащихся. Лучшие проекты получают гранты на развитие образовательной среды, а также используются для оформления тематических зон и региональных экспозиций на международной выставке-форуме "Россия".
Таким образом, грамотный дизайн школ, зонирование в школе и оформление образовательных пространств помогают создать вдохновляющую и функциональную среду, способствующую всестороннему развитию учащихся.
Центральным элементом школьного пространства является круг – символ единства команды "Движение первых", который отсылает к пионерскому костру и орляцкому кругу. В этой зоне размещена карта России, где дети отмечают регионы и населенные пункты, где у них есть друзья по движению. Полки для знаков отличия команды символизируют их активное участие в жизни страны и стремление к самосовершенствованию. Оформление выполнено в цветах триколора.
Обязательные элементы оформления включают:
Волонтерское движение в школах набирает обороты, и платформа ДОБРО.РФ играет ключевую роль в этом процессе. Участие в волонтерских инициативах открывает школьникам невероятные возможности и перспективы, о которых стоит рассказать подробнее. Оформление школьных пространств должно вдохновлять учащихся на участие в волонтерских проектах. Основные моменты, которые будут мотивировать школьников:
Основные подходы в оформлении
Дизайн школ для волонтерского движения должен быть ярким и привлекательным. Это может быть угол или часть стены, брендированная логотипами ДОБРО.РФ и РДДМ. На стене разместится слоган и перечень основных преимуществ регистрации на платформе ДОБРО.РФ. Внутри пространства будут магнитные или пробковые доски с меняющейся информацией, которую готовят сами школьники:
Все элементы оформления будут сопровождаться QR-кодами, ведущими на основные сервисы ДОБРО.РФ.
Обязательные элементы оформления
Для создания единого стиля и мотивации школьников в пространстве будут следующие обязательные элементы:
Такое оформление школьных пространств способствует не только привлекательному и современному дизайну школ, но и развитию активной гражданской позиции у учащихся. Зонирование в школе, продуманное до мелочей, помогает создать образовательный интерьер, который вдохновляет детей на добрые дела и участие в общественно полезных проектах.
Пространство платформы "Россия – страна возможностей" представляет собой отдельную зону школы, оформленную в фирменных цветах платформы. Здесь есть четыре зоны: для школьников, для выпускников, для родителей и для учителей. Каждая зона содержит QR-коды, ведущие на соответствующие проекты, и уютную мебель для комфортного пребывания.
Обязательные элементы оформления этой зоны включают:
Рекреация "Большой перемены" – это место, где каждый талант найдет свое место. Здесь учащиеся могут поделиться своими увлечениями, показать свои работы и достижения. Оформление сочетает иллюстрации на стенах и информационные доски, выполняющие роль выставочных пространств с детскими работами, дипломами, фотографиями и стенгазетами.
Обязательные элементы оформления этой зоны включают:
Программа "Больше, чем путешествие" предоставляет школьникам России уникальную возможность познакомиться с культурным наследием страны, её ключевыми достопримечательностями и вдохновляющими природными объектами. Этот проект, охватывающий учащихся с 1 по 11 класс, не просто расширяет кругозор, но и вдохновляет на собственные путешествия по малой Родине и всей стране.
Пространство "Больше, чем путешествие" становится местом объединения и вдохновения для планирования будущих поездок. Логика оформления включает маршруты от Калининграда до Владивостока, которые проходят через ключевые достопримечательности России. Каждая школа может сама решить, какой объект своего региона и города включить в экспозицию, делая её уникальной.
Возле каждой достопримечательности будет расположен QR-код, по которому можно перейти и узнать больше о месте. В информационной зоне проекта также будет QR-код, ведущий на страницу с подробной информацией о программе, где представлены игры, квесты и мотивирующие спецпроекты, обновляющиеся на регулярной основе.
Пространство "Больше, чем путешествие" станет центром общения и обмена опытом, где учащиеся смогут планировать путешествия по своей стране. Здесь же будут размещены информационные табло о внутришкольных туристических активностях, таких как организация турслетов, график пеших походов и проведение городских квестов.
Визуальная концепция пространства включает следующие графические элементы:
Оформление школьных пространств в рамках программы "Больше, чем путешествие" способствует созданию образовательного интерьера, который вдохновляет учащихся на открытие новых горизонтов и исследование родной страны. Такой дизайн образовательных пространств не только украшает школу, но и выполняет важную воспитательную функцию, побуждая детей к активному и познавательному отдыху.
Современный дизайн школ должен учитывать потребности всех учеников, в том числе людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Оформление школ и создание инклюзивных пространств - ключевые аспекты, которые способствуют комфортному и безопасному обучению. Зонирование в школе, дизайн образовательных пространств, и образовательный интерьер играют важную роль в этом процессе.
Доступность
Доступная среда позволяет детям с ОВЗ участвовать во всех мероприятиях наравне со сверстниками. Это включает:
Пространство
Некоторым ученикам требуется больше места для передвижения, использования специального оборудования и общения. Зонирование в школе должно учитывать:
Внешнее Воздействие
Дизайн школьных пространств должен учитывать сенсорный опыт учащихся и предусматривать:
Гибкость и Мобильность
Школьные пространства должны быть адаптируемыми для удовлетворения текущих и будущих потребностей. Это подразумевает:
Здоровье и Благополучие
Создание комфортного пространства способствует укреплению здоровья и благополучия учащихся. Это включает:
Безопасность
Все учащиеся должны чувствовать себя в безопасности. Дизайн школьных пространств должен предусматривать:
Устойчивость
Школы должны быть устойчивыми в социальном, экономическом и экологическом аспектах:
Универсальный дизайн - это современный подход к созданию доступной среды. Основные принципы включают:
Рекреации в школах играют важную роль, позволяя ученикам отдыхать, заниматься активными играми, делать домашние задания и даже участвовать в неформальных уроках. Оформление школ должно учитывать многообразие потребностей учеников и педагогов, предлагая удобные и эргономичные пространства.
В школьных пространствах необходимо создать зоны для активных игр, спокойного отдыха, учебы и проведения различных мероприятий. Эти зоны могут выполнять функции школьного музея, библиотеки или мест для собраний кружков и общественных движений. Важно обеспечить зонирование в школе, чтобы каждая рекреация выполняла свою уникальную роль.
Комфортная и интуитивно понятная навигация — ключевой элемент в рекреациях и коридорах. Дизайн образовательных пространств должен включать размещение полезной информации, коммуникацию между детьми через объявление, тематические композиции и выставочные зоны с работами учеников. При этом важно избегать излишнего декорирования стен, чтобы не создавать визуальный шум, который может быть особенно раздражающим для учеников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Образовательный интерьер должен быть разнообразным: диваны, столы, кресла, пуфы, группы мебели для разных компаний. Это позволяет учащимся выбрать место для отдыха или учебы по своему вкусу. Если в школе несколько больших рекреаций, имеет смысл оформить их с разной функциональной составляющей, например:
Дизайн пространств образовательных организаций должен учитывать потребности детей с ОВЗ. Для перемещения по коридорам и учебным пространствам требуются специальные элементы поддержки: поручни, тактильные поверхности, визуальные якоря (акцентирование цветом, крупный шрифт). Людям с ментальными нарушениями важна структурированность пространства и акцентирование путей движения цветом.
Для размещения информации, работ учеников, методического материала и объявлений можно использовать магнитные, грифельные, маркерные, пробковые и тканевые поверхности. Это позволит организовать школьный музей, событийные выставки, показы достижений учеников и фотоотчеты. Визуальная коммуникация важна для детей с трудностями речевой коммуникации, помогая им больше участвовать в общественной жизни школы и развивать чувство принадлежности.
За оформление школ должны быть назначены ответственные лица, поскольку необходимо соблюдать законодательные требования и вносить свои творческие идеи. В Институте ЕВИДПО есть более 100 курсов повышения квалификации и переподготовки по школьной педагогике. Обучение проходит онлайн в сжатые сроки, а для групп действуют скидки.
Например курс Создание единого образовательного пространства: федеральная образовательная программа начального общего образования (ФОП НОО) . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа
Создание рекреаций в школах, учитывающих принципы эргономичности, функциональности и инклюзивного дизайна, играет важную роль в формировании комфортной и мотивирующей образовательной среды. Разнообразие мебели и функциональных зон позволяет удовлетворить потребности всех учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Правильное зонирование и использование различных поверхностей для размещения информации помогает организовать эффективные и привлекательные школьные пространства.
Эти принципы, отраженные в Письме Минпросвещения России от 11.07.2023, способствуют созданию учебной среды, где каждый ученик чувствует себя комфортно и имеет возможность для всестороннего развития.
Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика
На Яндекс.отзывах
От учеников
Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".
Подберите обучение и получите подарок 🎁
Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение
Шаг 1 из 4
Шаг 1 из 4