ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Я получил 12 тысяч за полную ставку учителя математики. Причины ухода учителей из школ и детских садов

2023-10-26

Школьная педагогика

Я получил 12 тысяч за полную ставку учителя математики. Причины ухода учителей из школ и детских садов 

Основные причины, по которым учителя покидают сферу образования:

  • Заработная плата в размере 12 тысяч,
  • Недооценка со стороны более опытных коллег,
  • Бюрократическая сложность,
  • Нежелание адаптироваться к новым программам.
Попова Полина

6 мин

Мы провели беседу с преподавателями из разных регионов России, чтобы выяснить, ушли ли они по своей воле и что они чувствуют сейчас.

Виктория, бывший учитель музыки в Хабаровске, рассказывает о конфликте с коллегой начальных классов, который вынудил ее отказаться от класса

"Я отработала три года в школе, перешедши в образовательную сферу из фотожурналистики, надеясь на стабильность, которая, как оказалось, быстро исчезла. Изначально у меня была приемлемая зарплата, и в этом плане мне повезло, но последние два года принесли постоянные трудности.
Во-первых, моя зарплата была урезана до минимума, и мне пришлось искать две дополнительные подработки. Тем временем некоторые мои коллеги, которые были друзьями директора, получали премии и повышения, просто из-за личных связей, в то время как все остальные получали всего 500 рублей.
Во-вторых, наша школа, расположенная в исторической части города, находилась в здании, которое было объявлено аварийным. Это вынудило нас проводить уроки в четырех разных зданиях по всему центру города. Это был настоящий кошмар: у меня могли быть уроки в трех разных местах в один и тот же день, и мне приходилось бегать между ними.
В-третьих, мои отношения с коллегами не были отношениями взаимного уважения. Одна из учительниц начальных классов начала критиковать мой метод обучения и проявляла агрессию ко мне. Я вынуждена была отказаться от работы с ее классом, так как она не просто не уважала меня, но также создавала мне трудности на уроках, разрушая обстановку. Не помогло даже обсуждение этой ситуации с ней, и она продолжала вести себя агрессивно, даже перед детьми. Из-за этого даже дисциплина в классе ухудшилась. К счастью, директор поддержала меня в этой ситуации.
Я продолжала работать, исходя из своей любви к детям (некоторые из них до сих пор со мной на связи), и из осознания, что музыка - мое призвание. Но все негативные аспекты стали превалировать. В итоге одна государственная организация предложила мне работу с молодежью на позиции главного специалиста. Покидая школу, я проливала слезы из-за расставания с учениками, но в итоге ушла. Позже я переехала в другой регион, и сейчас у меня нет ни одного сожаления о своем выборе".

Ирина, бывший учитель математики, выражает готовность к работе при условии предложения учителям достойной зарплаты

"В 2017 году мы с мужем переехали во Владивосток, и я решила начать работать в школе. Однако мне предложили всего 12 тысяч рублей за полную ставку учителя математики, и эта сумма включала все доплаты. Ранее я могла себе позволить работать учителем на крошечную зарплату, так как муж хорошо зарабатывал. Но в это время у нас уже было двое детей, муж только начал свой бизнес, и нам действительно нужны были деньги.
Я отказалась от работы, после чего директор и заместитель несколько раз звонили мне, уговаривая вернуться. Они предложили мне взять на себя роль репетитора и зарабатывать больше. Однако мне не хотелось преподавать в школе, если я уже могла быть репетитором.
У меня есть два высших образования. Первое в инженерии и математике, второе - магистр педагогики. Я нашла работу в частных учебных заведениях, став преподавателем робототехники. Я прошла обучение и начала хорошо зарабатывать. Сейчас я - директор филиала сети робототехнических кружков, у меня хорошая зарплата, удобные условия труда и благодарные ученики и родители. У меня нет жалоб.
Однако, иногда я скучаю по школе. Я понимаю, что учителям действительно не хватает. Я бы была готова вернуться, если бы мне предложили достойную зарплату - не слишком большую и не слишком маленькую, а просто справедливую, которая позволила бы мне не тратить время на подработки и дополнительные заработки. Например, сейчас я согласилась бы на 45 тысяч за одну ставку (18 часов в неделю), но такую зарплату получают директоры и заместители. Для обычных учителей это сумма за две ставки - 36-40 часов в неделю. Учитывая рабочую нагрузку и количество тетрадей для проверки, это слишком много".

Мы слышим вас, уважаемые педагоги, и понимаем, насколько важна Ваша работа. Важно чувствовать себя уверенно, знать свои обязанности и не выполнять лишней работы, чтобы избежать выгорания.

Светлана, бывший учитель истории и обществознания, выражает беспокойство относительно возможных донесений со стороны учеников

"В течение восьми лет я преподавала в школе в Рязани и сожалею, что ушла. Мне нравилось работать с детьми и мечтала вдохнуть творчество в свои уроки, но, к сожалению, поняла, что это стало невозможным. Я предвидела изменения в учебных программах, как в истории, так и в обществознании, и понимала, что свободно выражать свое мнение будет нельзя, поэтому приняла решение уйти.
Мои опасения оправдались: учебники по истории были заменены, и изменения ожидаются и в обществознании. В такой обстановке работать в школе мне не хочется.
Многие советуют учителям, столкнувшимся с подобными проблемами, перейти в частные школы. Однако у нас вне города есть всего лишь одна такая школа, и для меня это не самый удобный вариант. К тому же, я боюсь, что даже там я больше не смогу стать учителем моей мечты, который может вдохнуть знания в учеников.
Честно говоря, я боюсь возможных доносов со стороны учеников, родителей и коллег. Мне кажется, что в настоящее время опасно свободно преподавать историю и даже обществознание, уча учеников критическому мышлению. Поэтому пока я не рассматриваю возможность возвращения в школу.
Моя зарплата до увольнения была низкой: всего 30 тысяч рублей при полной нагрузке. Я вела почти каждый день по семь уроков и получала за них, как я считаю, слишком маленькую сумму. Это была жалкая зарплата, на которую невозможно было прожить, особенно в сегодняшних условиях, когда цены растут, а учителя получают мизер.
После ухода из школы мой доход не вырос, а, наоборот, сейчас его вообще нет. Я не смогла найти новую работу и почти полтора года не работаю. Я попробовала переквалифицироваться и пройти курсы по веб-разработке, но мне это не понравилось. В настоящее время я увлекаюсь модой и пишу о модной индустрии для своего канала. Кроме того, у меня есть двое детей, и я занимаюсь их воспитанием: ищу для них развивающие занятия, веду их в детский сад. К счастью, мой муж хорошо зарабатывает, и я пока могу позволить себе не искать работу срочно и проводить больше времени с семьей".

Анастасия, бывший учитель начальной школы, высказывает идею, что иногда учителей даже можно уволить, и руководство перестанет задавать им вопросы

"Я проработала учителем в Краснодаре пять лет. Закончила учебный год, выпустив один класс, а затем приняла новых первоклашек, но после года работы с ними, я ушла.
Это был период пандемии, когда некоторые работали, а некоторые неофициально взяли себе полугодовой отпуск. Моя неделя начиналась в 6 утра и заканчивалась в 1 ночи. Я проводила онлайн-уроки для первоклассников, создала свой сайт и YouTube-канал, чтобы дети без собственных устройств для учебы могли просматривать записи уроков вечером с родительских смартфонов.
Когда учебный год закончился, нас попросили провести еще две недели внеурочных онлайн-занятий. В середине июня, когда я пришла подавать заявление на отпуск, оказалось, что в июле и августе мы должны сдавать ЕГЭ, который был перенесен из-за COVID-19.
Во время выпускных экзаменов никто не мог уходить, независимо от обстоятельств
Мы могли бы умереть, но не покинуть процесс, так как отсутствие на экзаменах считалось неприемлемым. Мы могли бы взять больничный лист и не являться на экзамены, но это было бы нежелательным в глазах руководства. Мы могли бы написать заявление на отпуск, но оно либо бы не одобрили, либо одобрили бы с условием принимать участие в экзаменах с обещанием «отгулять в осенние каникулы».
Когда я собралась написать заявление, мне сказали: "Вы ведь уже с марта отдыхаете". Я знала учителей, которые не проводили онлайн-уроки, а просто давали детям контрольные работы по всем предметам, проверяли их и выставляли оценки. А я честно выполняла свою работу весь этот период и даже не могу сказать, что хотя бы отдыхала в выходные.
Отсутствие отпуска сильно меня подкосило. Это был настоящий выгор, и в конечном итоге я подала заявление на отпуск с последующим увольнением. Меня настолько рассердили, что я ушла из школы перед началом сдачи ЕГЭ и оставила второй класс без учителя.
С середины июля и по сей день, я работаю в качестве няни и в то же время готовлю мальчика к школе. Но затем его мама потеряла работу из-за сокращения, и мне, как няне, больше не понадобилась. Я попыталась найти работу в районных школах, но узнала, что у них классы начальной школы имеют буквенные обозначения от 'А' до 'Л' и на каждый класс приходится 37-45 учеников. Поэтому я решила не пытаться вернуться в школу и сосредоточиться на репетиторстве.
Ко мне начали обращаться дети из моего бывшего класса, которым без меня было тяжело.
У них не было постоянного учителя, и разные учителя заменяли друг друга. Я даже пыталась вернуться в школу ради этого класса и закончить их обучение. Но меня не пустили обратно, а вместо этого предложили уйти в конце третьего четверти в третьем классе. Тогда я рыдала в подушку. Мне было жаль не потерянной должности в школе, так как работа там была очень тяжелой, и репетитором мне было намного проще. Меня обижало, что не могу помочь детям.
К счастью, в четвертом классе детей начали обучать учительницы, и в мае 2023 года они окончили начальную школу. В июне они пришли ко мне с выпускным альбомом, который содержал мои фотографии. Оказалось, что родители нашли мои фотографии в социальных сетях и попросили фотографа добавить их в альбом. Это меня тронуло. Этот класс потерял меня в качестве учителя дважды, но дети и их родители все равно помнили меня.
По сей день я продолжаю работать репетитором. Мой доход в 5-6 раз превышает учительскую зарплату. Работая репетитором, я получаю от 21 до 23 тысяч рублей. Кроме того, я учусь на предпринимателя и планирую открыть свой детский центр. Я надеюсь, что это будет местом, где дети действительно смогут получать качественное образование и ходить туда с удовольствием. Где учителя будут уважать учеников и будут заняты созданием интересных уроков, а не бюрократическими делами".

Анастасия, бывший воспитатель в детском саду, рассказывает о своем решении уйти и о том, как это сделало ее счастливейшим человеком на свете:

"Я трудилась в младшей группе частного детского сада в течение четырех лет. Начав там работать сразу после окончания колледжа и получив среднее образование учителя начальных классов, мне, в 17 лет, казалось, что я получаю хорошую зарплату: это было где-то в 2014 или 2015 году, и моя зарплата составляла около 20 тысяч рублей. Однако со временем я осознала, что заработная плата не соответствует уровню усилий, которые я вкладывала в свою работу.
Из-за того, что детский сад находился в другом конце города, мне приходилось вставать в 5:30 утра, а возвращаться домой я могла только в 20:00. Иногда я засыпала прямо за столом, когда собирались с друзьями. Бывало, после работы я ложилась на кровать с мыслью, что отдохну немного, поужинаю, возьмусь за домашние дела, но вместо этого просыпалась утром от будильника. Это было настоящей каторгой.
Единственное, что меня поддерживало, — это дети. Их улыбки и объятия, моя гордость за возможность чему-то их научить и быть частью их счастливого детства и образования.
Спустя четыре года я осознала, что я вымотана и даже не испытываю радости от общения с детьми. Работа с родителями вне рабочего времени меня раздражала, и весь этот административный бюрократический процесс с планами занятий и другими бумажными формальностями стал утомительным. Я больше не хотела беспокоиться только о том, чтобы никто не травмировался или не ранился и чтобы никто не ссорился.
Тогда я приняла решение уволиться и стала самой счастливой женщиной на свете. Я никоим образом не жалею о том, что оставила детский сад. Это огромная ответственность — каждый день нести ответственность не только за воспитание и обучение детей, но и за их жизни. Я сменила профессию и стала журналистом, работала по этой специальности, а затем переехала в Казахстан, где мне предложили работу в сфере маркетинга. Тогда я поняла, что это именно то, чем хочу заниматься. Хотя после двух лет работы я узнала, что беременна, и решила, что настало время отдохнуть и подготовиться к материнству. Сейчас я уже полтора года счастливая, хоть и устала от недосыпа, мама".

Где пройти обучение, чтобы увеличить доход с помощью повышения профессиональной категории

Единый Всероссийский Институт Дополнительного Профессионального Образования обучает учителей всех направлений. У нас есть более 60 курсов, которые помогут Вам повысить свою квалификацию.
После обучения Вы получите удостоверение:

Например курс Классное руководство по ФГОС . Обучение в кратчайшие сроки, с выдачей документа

Итоги

Учителя, рассматривая истории коллег, которые решили уйти из сферы образования, могут оценить многообразие причин, которые приводят к этому решению.
И если вы все-таки решили изменить сферу деятельности, забирайте гайд по смене профессии. Этот файл поможет вам рассмотреть альтернативы и сделать правильный выбор для своего будущего.👇🏼
🔍 Скачать бесплатно инструкцию как найти подходящую работу

Посмотрите все курсы по направлению Школьная педагогика

к курсам

Отзывы от учеников платформы EVIDPO.RU

На Яндекс.отзывах

От учеников

Павел. Обучался по курсу "Управление и эксплуатация автотранспортных средств. Квалификация: Инженер".

Подберите обучение и получите подарок 🎁 

Пройдите короткий опрос из 4 вопросов и мы подберем подходящий Вам курс.
БОНУСОМ Вы получите скидку до 10% на любое обучение

Вам может быть интересно обучение:

Шаг 1 из 4

Шаг 1 из 4