с 10 до 20 по МСК

Главная страница > База знаний > ЕФОМ: новая аттестация учителей в 2023 году

08.06.2023

Ферезанова Софья

ЕФОМ: новая аттестация учителей в 2023 году

В статье рассмотрим:
- Изменения системы аттестации учителей в 2023
- Что такое ЕФОМ?
- Кто должен сдавать ЕФОМ
- Как будет проходить аттестация
- Какие материалы доступны для подготовки к экзамену

Школьная педагогика

7 мин

Изменения системы аттестации учителей 2023

До 2021 года проведение аттестации педагогических специалистов было в компетенции региональных министерств и департаментов, что позволяло каждому региону выбирать, какие компоненты использовать в аттестации, например, заполнять портфолио или проводить открытые уроки. Однако новые правила вводят ЕФОМ (единые федеральные оценочные материалы), которые будут использоваться для проверки навыков и знаний педагогов.

Новая система также включает две дополнительные квалификационные категории: учитель-наставник и учитель-методист. Министерство ожидает, что это поможет создать больше возможностей для карьерного роста педагогов.

Теперь список категорий учителей выглядит следующим образом:

  1. Молодой специалист: выпускник педагогического вуза без категории.
  1. Учитель, соответствующий должности: молодой специалист с опытом работы 3 года и успешно сдавший аттестацию.
  1. Учитель-методист: специалист, занимающийся разработкой методических материалов, учебных пособий и новых педагогических технологий.
  1. Учитель-наставник: самый высокий уровень квалификации. Отвечает за работу с педагогическим коллективом школы, консультирует молодых педагогов и студентов.

Что такое ЕФОМ?

ЕФОМ (Единые федеральные оценочные материалы) - новая система аттестации преподавателей, введенная с 2023 года. ЕФОМ подразумевает оценку навыков и знаний педагога по четырём основным критериям: методическому, предметному, психолого-педагогическому и коммуникативному.

Новая система единой аттестации ЕФОМ позволит:

  • Продвигаться по карьерной лестнице независимо от количества проработанных лет
  • Оценивать достижения учеников и навыков учителей объективно
  • Создать специальный рейтинг преподавателей, который будет зависеть от их профессиональной деятельности
  • Разработать оптимальную концепцию подготовки школьников в соответствии с новыми нормами и правилами системы образования ФГОС

Цели и задачи

Две основные цели введения новой системы аттестации:

  • повысить мотивацию преподавателей к профессиональному совершенствованию;
  • отфильтровать сотрудников, которые по тем или иным причинам не могут соответствовать современным стандартам.

Задачи ЕФОМ:

  1. Стимулировать непрерывный процесс повышения квалификации педагогов и создать условия для их личностного развития. Для достижения этих целей были установлены единые требования и создана национальная система учительского роста (НСУР).
  1. Укрепление кадрового состава, чтобы сделать процесс обучения более эффективным.
  1. Создание единой системы оценки педагогов и развитие системы наставничества, чтобы распространять передовые методы среди образовательных учреждений.
  1. Урегулирование системы мотивации с учетом квалификации учителя.

Кто должен сдавать ЕФОМ

Согласно планам, начиная с 2023 года, новая аттестация педагогов станет обязательной для всех работников. Будут сделаны исключения для следующих категорий. Аттестация для них будет проведена через два года после возвращения на работу.:

  • учителя, находящиеся в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста;
  • педагогические сотрудники, проработавшие на своей должности менее двух лет;
  • учителя, отсутствовавшие на работе по болезни более четырех месяцев подряд.

Виды аттестации педагогов с 2023 года

  • Первичная аттестация учителей

Проверка осуществляется в форме профессионального экзамена, охватывающего все профессиональные компетенции. Чтобы пройти аттестацию, необходимо набрать не менее 50% от максимального количества баллов.

Первичная аттестация учителей с 2023 года будет проводиться для следующих категорий:

  1. Выпускники высших и средних профессиональных образовательных учреждений;
  1. Лица с высшим или средним профессиональным образованием, не имеющие опыта работы учителем;
  1. Педагоги, которые не работали по специальности последние 5 лет.

Новые правила аттестации учителей требуют, чтобы она была проведена в течение трех лет после начала работы педагога, но не ранее, чем через первый год педагогического стажа. Студенты, окончившие вузы или учреждения СПО по педагогическим специальностям, могут сдать экзамен в своем учебном заведении во время итоговой государственной аттестации. В редких случаях может быть проведена первичная аттестация для учителя, сменившего место работы и уже прошедшего аттестацию на предыдущей должности, однако это возможно только спустя два года работы в новом учебном заведении.

  • Аттестация на соответствие

Цель этой аттестации заключается в проверке соответствия квалификации учителя профессиональным и образовательным стандартам. Процесс аттестации включает профессиональный экзамен по всем компетенциям, а также оценку мотивированного представления работодателя. Последнее включает в себя результаты профессиональной деятельности учителя, а также его профессиональные и деловые качества.

Данная аттестация проводится каждые 5 лет.
  • Аттестация на категорию

Аттестация проводится по заявлению самого учителя и назначается распоряжением учредителя образовательной организации. В процессе аттестации осуществляется профессиональный экзамен, охватывающий методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции. Также происходит оценка мотивированного представления работодателя, включающая результаты профессиональной деятельности учителя, его профессиональные и деловые качества.

Как будет проходить аттестация

Материалы Единого Федерального Оценочного Мероприятия (ЕФОМ) для всех образовательных учреждений в России включают три блока:

  1. Письменная работа по дисциплине учителя (около 2-ух часов): Этот блок оценивает предметные и методические компетенции педагога. Включает вопросы по планированию и организации учебного процесса, а также узкоспециализированные вопросы, связанные с конкретной предметной областью. Например, для учителя истории это могут быть ключевые события правления Ивана Грозного.
  1. Видеоурок (15-30 мин): В этом блоке оцениваются психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. Для прохождения этой стадии педагог должен предоставить запись реального урока, а также несколько самостоятельных работ учеников с оценками. Продолжительность видеоурока составляет от 15 до 30 минут, и качество записи не оценивается.
  1. Разбор кейса: В этом задании учитель работает на компьютере и получает индивидуальный кейс. В пробных заданиях педагогам предлагалось рассмотреть ситуацию, связанную с травлей ученика и обсудить, как работать с классом в таких случаях.

Сколько баллов можно набрать по итогам аттестации

Максимальное количество баллов - 100. Для выпускников педагогических вузов достаточно набрать 60 баллов, для обязательной аттестации (раз в 5 лет) требуется не менее 70 баллов.

Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ и представление работодателя. Баллы ЕФОМ могут составить до 60 баллов и формируются на основе результатов письменной работы, видеоурока и разбора педагогического кейса. Баллы за представление работодателя могут достигать 40 баллов и включают следующие пункты:

  • До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет, с акцентом на динамику достижений. Даже незначительное улучшение будет иметь значение.
  • До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов выполняется с использованием опросных листов на сайте школы.
  • До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, таких как техническое оборудование в классе.

Работу учителей проверяют эксперты, которые прошли специальную подготовку от Рособрнадзора. Они выполняют оценку собранных материалов и присуждают баллы в соответствии с установленными критериями.

Единые для всех образовательных учреждений России материалы ЕФОМ включают 3 блока:

  • письменная работа по дисциплине учителя | проверяет предметные и методические компетенции педагога. То есть включают в себя вопросы по построению и планированию учебного процесса, а также узкопредметные вопросы, например ключевые даты правления Ивана Грозного для учителя истории (срок выполнения около 2 часов);
  • видеоурок | оценивается психолого-педагогические и коммуникативные компетенции специалиста. Для прохождения данной ступени учителю нужно предоставить запись реального урока, а также несколько самостоятельных работ учеников с оценками (продолжительность видео 15-30 мин.; качество съемки не оценивается);
  • разбор кейса | задание проводиться на компьютере, каждому учителю предоставляется индивидуальный кейс. Перечень тем на данный момент еще неизвестен, но в пробных заданиях педагогам предлагалось порассуждать на тему, как работать с классом, в котором происходит травля ученика.

Как пройти аттестацию ЕФОМ?

Как подготовиться к аттестации учителю? Как и при подготовке к любому государственному экзамену, важно решать доступные пробные варианты оценочных материалов для аттестации, чтобы примерно представлять структуру заданий и возможные варианты ответов. После решения пробных вариантов любой педагог будет осведомлен о структуре и примерном содержании аттестационных материалов, что повысит его шансы набрать высокий балл.

Не прошёл ЕФОМ. Что делать?

Если сотрудник не пройдет аттестацию, он не сможет занимать должность преподавателя.

Если существующий педагог не получит соответствующую категорию по итогам аттестации, то его отправят на курсы повышения квалификации, после которых он сможет пересдать экзамен. Во время обучения педагог сохраняет свою должность и ежемесячную зарплату. В случае неудачного повторного прохождения аттестации, администрация имеет право уволить сотрудника.

Аттестация является обязанностью работника, поэтому отказ от нее может привести к наказаниям, например, работника могут перевести на другую должность или уволить.

Обучение по педагогике

В университете ЕВИДПО можно пройти обучение или переподготовку в кратчайшие сроки по более, чем 70-ти курсам по направлению Педагогика, в том числе по курсу Современные подходы к организации воспитательного процесса в образовательной организации в условиях реализации ФГОС и многим другим.

По окончании вы получите диплом следующего образца:

 

Посмотрите курсы обучения
Школьная педагогика

У нас Вы найдете 120 курс(ов)
по направлению

Школьная педагогика