ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ
Главная страница > База знаний > Обновленное экологическое законодательство и новые правила для управления отходами 2023
02.06.2023
Цыганок Надежда
6 мин
В 2023 году вступают в силу ряд новых законодательных требований, направленных на обеспечение природоохранной деятельности и защиту окружающей среды.
Эти изменения затрагивают сферу обращения с отходами, отчетности о выбросах парниковых газов, процедуры получения комплексных экологических разрешений, проведения государственной экологической экспертизы и плановых государственных проверок.
Изменения в экологическом законодательстве, в рамках федерального проекта "Экономика замкнутого цикла" приводят к планомерным изменениям в природоохранном законодательстве Российской Федерации.
Новая статья 51.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", введенная Федеральным законом от 14.07.2022 № 268-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливает требования по обращению с побочными продуктами производства и их учету.
В соответствии со статьей 51.1 побочными продуктами производства могут быть признаны вещества и (или) предметы, которые образуются в процессе производства основной продукции, но не являются его целью, и которые могут быть использованы как сырье или потребительские товары.
Предприятия самостоятельно будут определять, являются ли материалы отходами или побочными продуктами. При этом не обязательно ориентироваться на федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) в общем порядке.
Инструкция по обращению с отходами 2023 и управление по обращению с отходами производства требуют:
Побочные продукты должны считаться отходами в двух случаях:
Новые требования по учету побочной продукции вступили в силу с 1 марта 2023 года.
Федеральный закон № 268-ФЗ определяет два новых понятия в области обращения с отходами:
Вторичные ресурсы представляют собой отходы или их части, которые могут быть повторно использованы для производства.
Отходы вторичного сырья, в свою очередь, относятся к продукции, полученной непосредственно из вторичных ресурсов без обработки или с использованием технологических процессов, методов и способов, предусмотренных нормативными документами в области стандартизации.
Закон также устанавливает, что физические лица, образующие вторичные ресурсы в процессе потребления, должны осуществлять их раздельное накопление на специальных площадках для ТКО или сдавать их в места сбора вторичных ресурсов.
С 2030 года запрещается захоронение вторичных ресурсов, они должны быть подвергнуты утилизации.
Внедрение экономики замкнутого цикла и учет побочных продуктов производства, а также использование вторичных ресурсов и вторичного сырья способствуют более эффективному использованию ресурсов, снижению объемов отходов и охране окружающей среды.
Ежегодно импортеры и производители в Российской Федерации уплачивают плату за экологический сбор, если они не выполнили нормативы по утилизации товаров и упаковки после их использования.
При составлении отчетов учитывается не общее количество импортированных или произведенных товаров и упаковки, а только та их часть, которая была реализована конечным потребителем.
Средства, полученные от экологической платы истекающие в федеральный бюджет, будут направляться на создание и реконструкцию объектов для обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов в рамках совместного финансирования расходных обязательств регионов в соответствии с концессионными соглашениями.
Управление отходами, вписывает эту меру в общий контекст текущих законодательных изменений, направленных на ликвидацию незаконных свалок и постепенное снижение объема отходов, направляемых на захоронение на полигонах.
ФГУП "Федеральный экологический оператор" (ФГУП "ФЭО"), входящее в государственную корпорацию Росатом, является координационным центром экологической политики государства в области обращения с опасными отходами I и II классов.
С 1 января 2023 года ФГУП "ФЭО" начало осуществление инвестиционной программы, которая включает в себя мероприятия по строительству, реконструкции и модернизации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения опасных отходов I и II классов в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами.
Данная программа будет служить важным элементом взаимодействия между производителями отходов, государством и переработчиками опасных отходов I и II классов, обеспечивая цепочку обращения с ними.
Упрощение процедуры утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР)
С 1 марта 2023 года заявление об утверждении ПНООЛР можно будет подавать через портал Госуслуг.
Кроме того, сокращается срок рассмотрения ПНООЛР в территориальных органах Росприроднадзора.
Теперь срок рассмотрения для утверждения ПНООЛР составит 18 рабочих дней вместо предыдущих 30.
Новая форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) будет содержать дополнительные строки для указания платы за размещение побочных продуктов производства, которые были признаны отходами.
Приказ вступает в силу с 1 марта 2023 года и будет действовать до 14 января 2027 года включительно.
Определение ставок платы за НВОС:
В предложенном проекте Постановления Правительства РФ "О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" предусматривается следующее:
Постановление Правительства РФ от 20 марта 2023 года № 437 "О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду" было опубликовано 30 марта 2023 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года.
Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ "Об ограничении выбросов парниковых газов", регулируемые организации обязаны предоставлять отчеты о объеме выбросов парниковых газов за предыдущий отчетный период начиная с 1 января 2023 года.
Регулируемыми организациями считаются компании, которые соответствуют следующим критериям:
Новая методика расчета выбросов парниковых газов:
C 1 марта 2023 года, в соответствии с Приказом Минприроды России от 27 мая 2022 года № 371, были утверждены новые методики количественного определения:
Срок действия новых методик составляет 6 лет.
С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения в порядке проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 "О внесении изменений в Положение о проведении государственной экологической экспертизы".
Нововведения в порядке проведения ГЭЭ включают:
1) Сроки проведения ГЭЭ:
2) Порядок направления материалов на ГЭЭ:
3) Сроки действия выданных положительных заключений:
Постановление Правительства РФ от 05.09.2022 № 1562 вступило в силу с 1 марта 2023 года, за исключением отдельных положений, которые вступят в силу с 1 марта 2024 года. Данное постановление будет действовать до 1 января 2027 года.
Также с 1 марта вступило в силу постановление Правительства РФ от 04.08.2022 № 1386 "О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений". Данное постановление заменило аналогичное постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143.
Новые правила получения комплексных экологических разрешений предусматривают следующие изменения:
1) Срок выдачи разрешения территориальным органом Росприроднадзора:
2) Упрощение процедуры рассмотрения заявок:
3) Продление срока действия КЭР:
4) Существующие разрешения:
Установленные правила получения комплексных экологических разрешений будут действовать в течение 6 лет.
Обучить специалистов по экологической безопасности можно на курсах в Едином Всероссийском Институте Дополнительного профессионального образования.
Программы обучения включают в себя различные курсы, которые покрывают широкий спектр тем, связанных с кадровым делопроизводством.
По итогам обучения выдается диплом о прохождении курса и включение в единый реестр ФИС ФРДО:
ИТОГИ: Вступление в силу ряда новых законодательных требований в 2023 году является важным шагом в направлении обеспечения природоохранной деятельности и защиты окружающей среды.
Эти изменения охватывают различные аспекты, начиная от обращения с отходами до государственных проверок, и требуют внимания со стороны предприятий.
Соблюдение этих требований поможет предприятиям соблюдать законодательство и осуществлять свою деятельность с учетом природоохранной ответственности.
Предприятия-природопользователи должны воспринимать эти изменения как возможность улучшить свои экологические показатели и внести свой вклад в сохранение окружающей среды для будущих поколений.
Посмотрите курсы обучения
Экологическая безопасность