ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Охрана атмосферного воздуха: изменения 2023. Разбор ФЗ 255

04.07.2023

Софья Скворцова

Охрана атмосферного воздуха: изменения 2023. Разбор ФЗ 255

С 24 июня вступили в силу изменения в в Федеральный закон Об охране атмосферного воздуха. Разберем новые положения и отчетность о выбросах в воздух загрязняющих веществ

Экологическая безопасность

8 мин

С 24 июня 2023 года вступили в силу изменения в законодательстве, регулирующем охрану атмосферного воздуха. В соответствии с Федеральным законом № 255 от 2023 года, были уточнены многие термины, добавлены новые требования и нормы производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха. Разберем новые положения Закона.

ФЗ 255 2023: Общие положения

Охрана атмосферного воздуха - это важный аспект экологической защиты, регулируемый ФЗ-255 от 2023 года. В новой редакции закона:

  • Уточнены документы, необходимые для разных категорий объектов НВОС, такие как разрешение на временные выбросы, комплексное экологическое разрешение и декларация о воздействии на окружающую среду в области охраны атмосферного воздуха.
  • Выделены гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
  • Отчет о выбросах теперь включает информацию о фактическом объеме или массе выбросов на объектах разных категорий НВОС.
  • Требования охраны атмосферного воздуха при градостроительной деятельности также обновлены.

Кто ответственный за охрану атмосферного воздуха

Согласно изменениям, производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является неотъемлемой частью общего производственного экологического контроля.

Производственный экологический контроль охраны атмосферного воздуха включает в себя наблюдение, измерение и контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Он направлен на соблюдение нормативов по предельно допустимым выбросам.

Согласно положениям Закона, производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют:

  • юридические лица
  • индивидуальные предприниматели, занимающиеся хозяйственной или иной деятельностью на объектах I, II и III категорий, на которых находятся источники выбросов.

Охрана атмосферного воздуха: изменения и уточнения 2023

В ФЗ 255 были уточнены требования к разрешениям на воздействие на атмосферный воздух.

Объекты, которые негативно влияют на окружающую среду (НВОС), должны иметь разрешение на временные выбросы, комплексное экологическое разрешение или указание в декларации о воздействии на окружающую среду.

  1. Объекты I категории осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе комплексного экологического разрешения.
  1. Объекты II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе декларации о воздействии на окружающую среду. Также может потребоваться комплексное экологическое разрешение.
  1. Для объектов III и IV категорий не требуется получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  1. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых выбросов на объектах II и III категорий требуется получение разрешения на временные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов.

Таким образом, ФЗ 255 от 2023 года устанавливает требования по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для различных категорий объектов и предусматривает различные процедуры получения разрешений и документов для обеспечения охраны атмосферного воздуха и соблюдения нормативов выбросов.

ФЗ-255 изменения: нормы величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В соответствии с ФЗ-255 устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду. Эти нормативы включают:

  1. Предельно допустимые выбросы (нормативы ПВД)- ограничения, устанавливающие максимально допустимый уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  1. Предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух - ограничения, определяющие максимально допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух, такие как шум, вибрация и другие.
  1. Технологические нормативы выбросов - нормы и требования к технологическим процессам и оборудованию, которые регулируют объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  1. Технические нормативы выбросов - стандарты и нормы, определяющие требования к техническим параметрам и характеристикам выбросов загрязняющих веществ.
  1. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух.

Эти экологические нормативы а также методики для их определения устанавливаются и пересматриваются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы допустимых выбросов

  • Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, а также веществ, которые обладают канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I и II класса опасности), если они присутствуют в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются согласно гигиеническим нормативам.
  • Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, которые входят в перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию в области охраны окружающей среды.
  • Для объектов III категории, указанных в заявке на государственную регистрацию объектов НВОС выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I и II класса опасности), признаются допустимыми в пределах установленных нормативов выбросов.

Важно формировать отчетность о выбросах в воздух. Информация о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий должна быть указана в отчете о выбросах в воздух организации и результатах производственного экологического контроля.

Требования охраны атмосферного воздуха при градостроительной деятельности

В новой редакции закона обновлены требования охраны атмосферного воздуха при градостроительной деятельности. Обновления включают:

  1. Обеспечивать соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха и окружающей среды.
  1. Учитывать фоновый уровень загрязнения и прогноз изменения качества воздуха.
  1. Предусматривать меры по снижению выбросов и обезвреживанию загрязняющих веществ.
  1. Не превышать нормативы выбросов и физических воздействий на воздух.
  1. Обязательное наличие установок очистки газов и контроля выбросов.
  1. Запрет на проекты, деятельность вредную для климата, озонового слоя, здоровья, генетического фонда и окружающей среды.

Как получить разрешение на выбросы

Для получения разрешения на выбросы необходимо представить следующие сведения в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту своей деятельности:

  • Полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц).
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (для индивидуальных предпринимателей).
  • Место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий.
  • Информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основе которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
  • Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.

Если объект расположен на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может направить указанные документы и заявление в один из территориальных органов по своему выбору.

К заявлению должны быть приложены следующие материалы:

  • Данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для действующих объектов хозяйственной и иной деятельности или данные проектной документации для строящихся, новых и реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности.
  • Проект нормативов допустимых выбросов.

Штрафы

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет следующие наказания:

  • Граждане могут быть оштрафованы в размере от 2 000 до 2 500 рублей.
  • Должностные лица могут быть оштрафованы в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
  • ИП могут быть оштрафованы в размере от 30 000 до 50 000 рублей или их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.
  • Юридические лица могут быть оштрафованы в размере от 180 000 до 250 000 рублей или их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет следующие наказания:

  • Граждане могут быть оштрафованы в размере от 1 500 до 2 000 рублей.
  • Должностные лица могут быть оштрафованы в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • ИП могут быть оштрафованы в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Юридические лица могут быть оштрафованы в размере от 80 000 до 100 000 рублей.

Таким образом, соблюдение нормативов и правил выбросов загрязняющих воздух являются важными аспектами обеспечения охраны атмосферного воздуха.

Для правильного расчета нормативов предельных выбросов и осуществления охраны атмосферного воздуха в Едином Всероссийском Институте ДПО можно пройти обучение специалиста по экологической безопасности в кратчайшие сроки и получить диплом о профессиональной переподготовке или повышении квалификации:

Итоги

  • ФЗ 255 2023 "Об охране атмосферного воздуха" внес изменения в нормативы выбросов загрязняющих веществ для обеспечения охраны атмосферного воздуха.
  • Отчет о выбросах в воздух и производственный экологический контроль являются обязательными.
  • Ответственность за охрану атмосферного воздуха возлагается на юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Посмотрите курсы обучения
Экологическая безопасность

У нас Вы найдете 28 курс(ов)
по направлению

Экологическая безопасность

АНО ДПО «Единый всероссийский институт
дополнительного профессионального образования»

ИНН 3528313790
ОГРН 1203500006346

162602, Вологодская обл., г. Череповец, ул. Карла Либкнехта, д. 40
Режим работы: пн-пт с 10:00 до 18:00

© АНО ДПО «ЕВИДПО». 2020-2023гг.