ЗВОНОК БЕСПЛАТНЫЙ

Главная страница > База знаний > Охрана атмосферного воздуха: изменения 2023. Разбор ФЗ 255

04.07.2023

Софья Скворцова

Охрана атмосферного воздуха: изменения 2023. Разбор ФЗ 255

С 24 июня вступили в силу изменения в в Федеральный закон Об охране атмосферного воздуха. Разберем новые положения и отчетность о выбросах в воздух загрязняющих веществ

Экологическая безопасность

8 мин

С 24 июня 2023 года вступили в силу изменения в законодательстве, регулирующем охрану атмосферного воздуха. В соответствии с Федеральным законом № 255 от 2023 года, были уточнены многие термины, добавлены новые требования и нормы производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха. Разберем новые положения Закона.

ФЗ 255 2023: Общие положения

Охрана атмосферного воздуха - это важный аспект экологической защиты, регулируемый ФЗ-255 от 2023 года. В новой редакции закона:

  • Уточнены документы, необходимые для разных категорий объектов НВОС, такие как разрешение на временные выбросы, комплексное экологическое разрешение и декларация о воздействии на окружающую среду в области охраны атмосферного воздуха.
  • Выделены гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха и нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
  • Отчет о выбросах теперь включает информацию о фактическом объеме или массе выбросов на объектах разных категорий НВОС.
  • Требования охраны атмосферного воздуха при градостроительной деятельности также обновлены.

Кто ответственный за охрану атмосферного воздуха

Согласно изменениям, производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха является неотъемлемой частью общего производственного экологического контроля.

Производственный экологический контроль охраны атмосферного воздуха включает в себя наблюдение, измерение и контроль выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Он направлен на соблюдение нормативов по предельно допустимым выбросам.

Согласно положениям Закона, производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха осуществляют:

  • юридические лица
  • индивидуальные предприниматели, занимающиеся хозяйственной или иной деятельностью на объектах I, II и III категорий, на которых находятся источники выбросов.

Охрана атмосферного воздуха: изменения и уточнения 2023

В ФЗ 255 были уточнены требования к разрешениям на воздействие на атмосферный воздух.

Объекты, которые негативно влияют на окружающую среду (НВОС), должны иметь разрешение на временные выбросы, комплексное экологическое разрешение или указание в декларации о воздействии на окружающую среду.

  1. Объекты I категории осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе комплексного экологического разрешения.
  1. Объекты II категории, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе декларации о воздействии на окружающую среду. Также может потребоваться комплексное экологическое разрешение.
  1. Для объектов III и IV категорий не требуется получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  1. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с превышением предельно допустимых выбросов на объектах II и III категорий требуется получение разрешения на временные выбросы на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов.

Таким образом, ФЗ 255 от 2023 года устанавливает требования по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для различных категорий объектов и предусматривает различные процедуры получения разрешений и документов для обеспечения охраны атмосферного воздуха и соблюдения нормативов выбросов.

ФЗ-255 изменения: нормы величины выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

В соответствии с ФЗ-255 устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для атмосферного воздуха с целью предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и негативного воздействия на окружающую среду. Эти нормативы включают:

  1. Предельно допустимые выбросы (нормативы ПВД)- ограничения, устанавливающие максимально допустимый уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  1. Предельно допустимые нормативы физических воздействий на атмосферный воздух - ограничения, определяющие максимально допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух, такие как шум, вибрация и другие.
  1. Технологические нормативы выбросов - нормы и требования к технологическим процессам и оборудованию, которые регулируют объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
  1. Технические нормативы выбросов - стандарты и нормы, определяющие требования к техническим параметрам и характеристикам выбросов загрязняющих веществ.
  1. Гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха, нормативы качества окружающей среды для атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух.

Эти экологические нормативы а также методики для их определения устанавливаются и пересматриваются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Нормативы допустимых выбросов

  • Для объектов I и III категорий нормативы допустимых выбросов рассчитываются только для высокотоксичных веществ, а также веществ, которые обладают канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I и II класса опасности), если они присутствуют в выбросах. Классы опасности загрязняющих веществ определяются согласно гигиеническим нормативам.
  • Для объектов II категории нормативы допустимых выбросов разрабатываются (рассчитываются) для загрязняющих веществ, которые входят в перечень загрязняющих веществ, подлежащих государственному регулированию в области охраны окружающей среды.
  • Для объектов III категории, указанных в заявке на государственную регистрацию объектов НВОС выбросы загрязняющих веществ, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами (вещества I и II класса опасности), признаются допустимыми в пределах установленных нормативов выбросов.

Важно формировать отчетность о выбросах в воздух. Информация о фактическом объеме или массе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I, II и III категорий должна быть указана в отчете о выбросах в воздух организации и результатах производственного экологического контроля.

Требования охраны атмосферного воздуха при градостроительной деятельности

В новой редакции закона обновлены требования охраны атмосферного воздуха при градостроительной деятельности. Обновления включают:

  1. Обеспечивать соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха и окружающей среды.
  1. Учитывать фоновый уровень загрязнения и прогноз изменения качества воздуха.
  1. Предусматривать меры по снижению выбросов и обезвреживанию загрязняющих веществ.
  1. Не превышать нормативы выбросов и физических воздействий на воздух.
  1. Обязательное наличие установок очистки газов и контроля выбросов.
  1. Запрет на проекты, деятельность вредную для климата, озонового слоя, здоровья, генетического фонда и окружающей среды.

Как получить разрешение на выбросы

Для получения разрешения на выбросы необходимо представить следующие сведения в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту своей деятельности:

  • Полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место государственной регистрации, место нахождения, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (для юридических лиц).
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства, контактный телефон, адрес электронной почты (при наличии), реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (для индивидуальных предпринимателей).
  • Место нахождения объекта и его отдельных производственных территорий.
  • Информация о фоновом загрязнении атмосферного воздуха, на основе которой производился расчет концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
  • Положительное санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормативов допустимых выбросов санитарным правилам.

Если объект расположен на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может направить указанные документы и заявление в один из территориальных органов по своему выбору.

К заявлению должны быть приложены следующие материалы:

  • Данные инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для действующих объектов хозяйственной и иной деятельности или данные проектной документации для строящихся, новых и реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности.
  • Проект нормативов допустимых выбросов.

Штрафы

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет следующие наказания:

  • Граждане могут быть оштрафованы в размере от 2 000 до 2 500 рублей.
  • Должностные лица могут быть оштрафованы в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
  • ИП могут быть оштрафованы в размере от 30 000 до 50 000 рублей или их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.
  • Юридические лица могут быть оштрафованы в размере от 180 000 до 250 000 рублей или их деятельность может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влечет следующие наказания:

  • Граждане могут быть оштрафованы в размере от 1 500 до 2 000 рублей.
  • Должностные лица могут быть оштрафованы в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
  • ИП могут быть оштрафованы в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
  • Юридические лица могут быть оштрафованы в размере от 80 000 до 100 000 рублей.

Таким образом, соблюдение нормативов и правил выбросов загрязняющих воздух являются важными аспектами обеспечения охраны атмосферного воздуха.

Для правильного расчета нормативов предельных выбросов и осуществления охраны атмосферного воздуха в Едином Всероссийском Институте ДПО можно пройти обучение специалиста по экологической безопасности в кратчайшие сроки и получить диплом о профессиональной переподготовке или повышении квалификации:

Итоги

  • ФЗ 255 2023 "Об охране атмосферного воздуха" внес изменения в нормативы выбросов загрязняющих веществ для обеспечения охраны атмосферного воздуха.
  • Отчет о выбросах в воздух и производственный экологический контроль являются обязательными.
  • Ответственность за охрану атмосферного воздуха возлагается на юридические лица и индивидуальных предпринимателей.

Посмотрите курсы обучения
Экологическая безопасность

У нас Вы найдете 29 курс(ов)
по направлению

Экологическая безопасность